
Организация работы по типу проекта позволяет реализовывать сложнейшие задачи. Проект позволяет управление самыми разными аспектами работы (временные рамки, бюджет, качество и т.д.) и координацию многочисленных исполнителей. Однако у проекта как способа организации работ имеются и существенные дефициты, про которые люди нередко забывают. Между тем, учитывая значительную продолжительность и сложность многих проектов, достижение конечной цели проекта совершенно не гарантировано.
По статистике, успехом завершается лишь около 30% IT-проектов[i], в области работы с «большими данными» эта цифра составляет 15%[ii], и менее 5% в фармацевтической разработке.[iii]
Проблема состоит в том, что после окончания планирования проекта и запуска собственно проектных работ, управление рабочими процессами теряет свою гибкость. Поэтому достижение цели проекта зависит, главным образом, от степени его изначальной подготовки. По мере продвижения от начальных этапов проекта к его завершению, повлиять на исход проекта становится все сложнее.
В этом смысле, проект можно сравнить с посланной с Земли на далекую планету ракетой, у которой нет ни руля, ни тормозов. Попадет она на эту планету или нет, зависит от расчетов, сделанных до отправки ракеты. После старта менеджер проекта сидит в ракете, обеспечивает работу ее основных систем и докладывает о проделанном пути в центр управления полетом. Если предварительные расчеты были верными и не случится никаких непредсказуемых событий, то ракета попадет на нужную планету. Если нет, то ракета пролетит мимо и, в лучшем случае, попадет на какую-нибудь другую. А возможно, она вообще никуда не попадет, или у нее кончится топливо еще до того, как она преодолеет гравитационное поле Земли.
Lockheed Martin и NASA промахнулись на 100 км
Что касается непопадания на нужную планету. Именно это и случилось с орбитальным спутником Mars Climate Orbiter, отправленным NASA к Марсу в 1999 году. Причина провала миссии была заложена в проект на этапе подготовки. Когда ракета была запущена, изменить что-либо было уже невозможно.

Проблема оказалась в том, что компания Lockheed Martin Astronautics, разработавшая и собравшая аппарат для NASA, при проведении расчетов работы двигателей использовала британскую систему мер и весов, а NASA — международную метрическую систему. В результате несовместимости двух систем навигация летательного аппарата оказалась нарушена. После 286 дней полета, когда зонд должен был выйти на орбиту Марса, он прошел в 100 километрах от запланированной точки и направился в сторону солнца. Спутник был потерян, а миссия провалена. Стоимость неудачного проекта оценивается приблизительно в 172 млн долларов.[iv], [v]
Впрочем, приведенную ракетно-космическую метафору можно проиллюстрировать и более земными примерами, когда в итоге длительного и дорогостоящего проекта по разработке какого-либо продукта возникало нечто, явно не соответствующее изначальной идее компании. Зачастую, результаты таких неудачных проектов принимают довольно причудливую форму.
Juicero — соковыжималка с выходом в интернет
Например, Juicero — стартап из Силиконовой Долины. Компания разработала высокотехнологичный аппарат, предназначенный для приготовления фруктовых и овощных напитков в домашних условиях. По сути, функция аппарата, снабженного модулем Wi-Fi, сводилась к выдавливанию в стакан содержимого специальных пакетов производства Juicero, наполненных измельченными фруктами или овощами. При этом цена аппарата составила 400 долларов (изначально 699 долларов), а за пакеты с заготовками для соков покупателю пришлось бы выкладывать еще от 140 до 200 долларов каждый месяц. Пакеты предлагались только упаковками по пять штук, а срок хранения каждого из них не превышал 8 дней. На каждый пакет был нанесен QR-код, необходимый для активации аппарата, который начинал работать, только после верификации кода в Интернете. Не слишком ли много сложностей и затрат ради стаканчика сока?
Но самое комичное в этой истории заключается в том, что, как оказалось, для изготовления напитка не нужно никакого оборудования, достаточно просто сжать пакет руками. Так выяснилось, что аппарат за 400 долларов абсолютно бесполезен.[vi], [vii]

Интересно, что проект по разработке и выводу на рынок этого удивительного продукта длился более двух лет (с момента основания компании в 2013 году до релиза готового продукта в 2016 году).[viii], [ix] На реализацию проекта с инвесторов было собрано 120 млн долларов. [vi]
Очевидно, что создатели компании рассчитывали на несколько иной результат длительной и дорогостоящей разработки. Проект по созданию сверхсовременного продукта для здорового образа жизни, обеспечивающего высокое качество и защиту от использования неверифицированных расходных материалов или подделок обернулся разработкой дорогостоящей, снабженной программным обеспечением, QR-ридером и доступом в Интернет и совершенно бесполезной соковыжималки.
Microsoft BoB — помощник, усложняющий жизнь
Другой пример — программный продукт Microsoft Bob. По сути, он представлял собой пользовательский интерфейс для Windows 95. Билл Гейтс опасался, что интерфейс Windows был слишком сложным для непрофессионалов. Поэтому был инициирован проект разработки более доступного пользовательского решения. Результатом стал Microsoft Bob — интерфейс, представленный в виде дома, разные комнаты которого отвечали за разные приложения.

Однако призванный упростить жизнь пользователя Microsoft Bob получился слишком запутанным и часто, напротив, усложнял использование компьютера.[x], [xi] В начале проекта разработки, который длился три года, Bob представлялся разработчикам значительно более простым и ориентированным на обывателя продуктом.[xii] Результатом же проекта стал продукт, ориентированный непонятно на кого, который не просуществовал и трех лет. В 1998 году его удалили с рынка.[x] В наши дни о нем может напомнить лишь Comic Sans — один из самых сомнительных шрифтов, разработанный специально для Bob, и до сих пор входящий в набор стандартных шрифтов Microsoft.[xi]
Дополнительно: Tesla Roadster и Стармен — к звездам под Дэвида Боуи
[i] Krigsman M. Study: 68 percent of IT projects fail. ZDNet. January 14, 2009.
[ii] Asay M. 85% of big data projects fail, but your developers can help yours succeed. TechRepublic. November 10, 2017.
[iii] Schuhmacher A, Gassmann O, Hinder M. Changing R&D models in research-based pharmaceutical companies. Journal of Translational Medicine. 2016. Vol. 14. 105.
[iv] Metric mishap caused loss of NASA orbiter. CNN. Septenber 30, 1999.
[v] Sprung S. The Most Expensive Failed Space Missions Of All Time. Business Insider. August 19, 2012.
[vi] Levin S. Squeezed out: widely mocked startup Juicero is shutting down. The Guardian. September 1, 2017.
[vii] Bennett B. Juicero home juicing system is built to squeeze your wallet dry. Cnet. March 31, 2016.
[viii] Heater B. Juicero loses another member of its founding team. Tech Crunch. January 24, 2017.
[ix] Shontell A, Carson B. What it’s like to use the $400 juicer that people are freaking out about. Business Insider. April 20, 2017.
[x] Microsoft’s 10 worst products. The Telegraph. 21 April 2010.
[xi] Fletcher D. The 50 Worst Inventions. Time. May 27, 2010.
[xii] Corcoran E. Microsoft introduces Bob, its new electronic buddy. The Washington Post. January 8, 1995.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Сидни Финкельштейн о делегировании
Вот, что думает профессор Сидни Финкельштейн о делегировании, изучив подходы многих выдающихся бизнес-лидеров к управлению. Делегирование...Как победить страх неудачи. Советы Ричарда Брэнсона
Бизнесмен, известный своим бесстрашием, дает советы о том, как победить страх неудачи. Именно это умение позволило Брэнсону заработать 4 млрд. долларов.Когда проект «убивает» продукт. Кейс Windows Vista
Windows Vista стал одним из самых неудачных продуктов Microsoft, благодаря неправильной организации проекта его разработки. Результатом стал не тот продукт, который хотела …Холакратия на практике. Zappos — крупнейшая компания, внедрившая у себя принципы холакратии
Компания Zappos - крупнейшая организация, внедрившая у себя принципы холакратии. Корпоративная культура Zappos опирается на...Что случилось с Kodak — чем может обернуться боязнь нового
Компания Kodak не выдержала конкуренции со стороны производителей цифровых фотокамер. Горькая ирония состоит в том, что цифровая камера была изобретена самой компанией …
Модель конкурирующих ценностей и 4 типа корпоративной культуры на примерах Apple, Facebook, Toyota и Microsoft
Модель конкурирующих ценностей Кэмерона и Куинна позволяет выделить 4 типа корпоративной культуры и оценить культуру организацию. Разберем на примерах таких компаний, как...Что такое корпоративная легитимность, и что случается, когда она отсутствует
У власти менеджеров должна иметься легитимность в глазах их подчиненных. Если она имеется - устанавливаемые менеджером правила будут соблюдаться. Если корпоративная легитимность …Самые дорогие книги в мире. 8 книг, купленных за рекордные деньги
Список, включающий самые дорогие книги в мире, поражает своими ценами. А самая дорогая книга этого списка была куплена Биллом Гейтсом за...Почему лучше искать новую работу, не уходя со старой: даже несколько дней без работы сильно снижают шансы соискателя
Всего несколько дней без работы значительно снижают шансы найти хорошее место. Поэтому лучше искать новую работу, не уходя со старой...Большой бюджет не заменяет стратегию. Инвестиции Apple в исследования и разработки составляют 15 млрд долларов, а результаты вызывают вопросы
Инвестиции Apple в исследования и разработки - 15 млрд долларов в год. Но для успешной разраработки необходимы также стратегия и способности, которых …
Искусство войны и стратегия. «Искусство войны» Сунь Цзы как основа стратегического менеджмента. И не только…
Древнекитайский трактат Искусство Войны полководца Сунь Цзы был написан в 3 веке до н.э. Тем не менее, он актуален и сегодня для …Плохие парни зарабатывают на 18% больше, чем хорошие
Результаты исследований свидетельствуют, что «плохие парни» используют своих коллег, поэтому они больше зарабатывают и быстрее делают карьеру.Марк Цукерберг — дальтоник. Поэтому основной цвет Facebook — синий
Марк Цукерберг - дальтоник. Он страдает красно-зеленым дальтонизмом. Зато синий для него - самый яркий и насыщенный цвет.