Расти или умри — брутальная культура «черных компаний». Пример Revolut

Время чтения: 6 мин.
Revolut, компания с брутальной культурой
Revolut. Flickr/Pete

В японском бизнес-лексиконе существует понятие «черной компании» (“burakku kigyo”). Это компании, которые заставляют сотрудников сверхурочно работать, не оплачивая сверхурочные часы и ссылаясь на необходимость такой работы в свете высокой конкуренции. При этом, нередко на людей оказывается давление вплоть до оскорблений и принуждения. 

Термин “burakku kigyo” возник в начале 2000-х в кругу молодых работников IT-индустрии, но со временем распространился во все сферы и отрасли промышленности, а также за пределы Японии. Наиболее типичная «черная компания» — это стартап, эксплуатирующий недавних выпускников вузов и других молодых специалистов, начинающих свою карьеру.1

Все на продажу

Перенесемся из 2000-х в наши дни и посмотрим, какова ситуация с «черными компаниями» сегодня. Разберем на примере.

Revolut — британская компания, основанная в 2015 году, относящаяся к т.н. финтек-стартапам — хайтек-компаниям, работающим в финансовом секторе. По свидетельствам работников компании, ее быстрый рост осуществляется за счет сверхэксплуатации ее сотрудников — неоплачиваемой работы, нереалистичных целей и большой ротации персонала.

При этом, компания пытается эксплуатировать не только своих собственных работников, но даже тех, кто только рассматривает возможность работать в ней. Например, одним из этапов отбора кандидатов на позиции в развитии бизнеса является задание найти для компании хотя бы 200 клиентов в течение недели. Кандидатам предлагается распространять «промо-код» и информацию о Revolut через социальные сети в виде флаеров и наклеек.

При этом выполнение задания не гарантирует прохождения на следующий этап.2 То есть, в принципе, можно даже не иметь реальной позиции в компании, все бесплатно сделают кандидаты, число которых неограниченно.  

Аналогичные задания получали кандидаты на позиции в PR-отдел.2 Тут стоит заметить, что привлечение новых клиентов даже не входит в сферу ответственности специалистов в области PR.

Брать, не давая взамен

Сверхэксплуатация является неотъемлемой частью кадровой политики Revolut. Работникам открыто объявляется, что работать только в урочные часы в компании у них не получится. Компания ожидает, что работники будут отдавать ей все свое время, при этом об оплате сверхурочной работы речь не идет.2 При этом, сама компания не стремится дать работником достаточно возможностей и средств, чтобы эффективно выполнять свои обязанности.   

Например, один из региональных менеджеров рассказывает, что при поступлении на работу в Revolut ему были обещаны относительная автономия и бюджет для развития бизнеса в его стране. Однако оказалось, что бюджет для него не предусмотрен. А сам он постоянно подвергался агрессивным вербальным воздействиям со стороны центрального офиса.

«Когда я начал работать, в компании было семь региональных менеджеров в разных странах. И только один из них все еще работал в компании год спустя. Причем, двое были уволены в течение семи недель», — рассказывает он.

По информации из профилей бывших региональных менеджеров Revolut из Голландии, Италии, Ирландии, Испании и Германии, ни один из них не проработал в компании больше года. Что интересно, ни одно из освободившихся после их ухода место не было заполнено другим кандидатом.2

По законам военного времени

Вот цитата из письма руководителя компании Николая Сторонского своим сотрудникам: «У нас есть простое правило: члены команды, которые получат оценку «значительно ниже ожиданий» будут уволены без всяких переговоров сразу после проведения оценки. Люди и команды, получившие оценку «ниже ожиданий», будут помещены в список на увольнение».2, 3

Николай Сторонский. Revolut - компания с брутальной культурой
Николай Сторонский. Flickr/Web Summit

Бесспорно, компании имеют право избавляться от плохих работников, но обратим внимание на тон письма. Простота правила, касающегося увольнения без всяких переговоров, наводит на мысль о «законе военного времени», по которому живет компания. Для нее не существует объективных обстоятельств, которые бы препятствовали достижению целей. Цель либо достигнута, либо нет. Все, кто не достиг цели будут расстреляны (уволены). Это война, и победа должна достигаться любой ценой. Идея, прямо скажем, далекая от «Стратегии голубого океана» Чана и Моборна.

Краткосрочная ориентация

Подобные отношения компании и работодателя не могут не отразиться на ротации персонала. Анализ, проведенный Wired, предполагает, что примерно 80% персонала задерживаются в компании менее 1 года, а более 50% остается в Revolut менее 6 месяцев.2

При таких показателях возникает вопрос: как долго компания планирует существовать? Возможно, для владельцев и менеджеров это просто кратковременный проект для того, чтобы заработать некоторое количество денег здесь и сейчас? А потом хоть потоп.

Достойное место среди брутальных корпоративных культур

Таким образом, перед нами пример сверхсостязательной корпоративной культуры, стремящейся использовать всех и вся для достижения своих краткосрочных целей, беспощадной по отношению к своим, неэтичной — к чужим. Такая организация живет по законам военного времени и стремится взять все, что она только может взять, ничего не давая взамен. Это настоящая burakku kigyo, сравнимая с Uber времен Трэвиса Каланика, которая заняла бы достойное место среди самых брутальных организационных культур.


  1. Mie A. Unpaid overtime excesses hit young. The Japan Times. Jun 25, 2013.
  2. Mellino E. Revolut insiders reveal the human cost of a fintech unicorn’s wild rise. Wired. Feb 28, 2019.
  3. Stanier J. Silicon Valley’s Grow-or-Die Culture Is Costing Us. Medium. Mar 6, 2019.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: