
С чего начинается бизнес? С бизнес-плана или с многочасового мозгового штурма? Может быть, с презентации перед инвесторами? История многомиллиардной компании Genentech началась иначе.
Представим себе двоих, распивающих пиво в пивной неподалеку от Университета Калифорнии в Сан-Франциско: сорокалетнего университетского профессора биологии и двадцатисемилетнего безработного консультанта по венчурным инвестициям, живущего на пособие по безработице. Так в 1976 году начиналась история компании Genentech [i] (в наши дни — часть Roche), которая в последующие годы стала пионером биотехнологии и разработала и произвела первый в мире рекомбинантный человеческий инсулин, совершив настоящую революцию в фармацевтической промышленности.
К 2015 году в компании работало более 15000 человек, а годовая выручка достигла порядка 17,3 миллиардов долларов.[ii] Так стало позже. Но тогда, в 1976… кто были те два посетителя бара, заложившие основу фармацевтического гиганта?
Ученый и консультант по инвестициям
Герберт Бойер — человек, посвятивший порядка двадцати лет молекулярной биологии и генетике, фанатично преданный науке.

Даже в те времена, когда его работа (попытки использовать ДНК живых организмов для управляемого синтеза белка) у многих вызывала скепсис, он верил в свое дело и продолжал исследования. На момент встречи Бойер руководил лабораторией в Калифорнийском Университете. Это был общительный, расслабленный, не претенциозный, открытый новым идеям ученый, порою авантюрный, несколько хаотичный и предпочитающий формальному планированию и обсуждению результатов мозговую атаку за стаканом пива. Его характер выражался даже в его внешнем виде: несколько растрепанная копна волос на голове, джинсы, кроссовки и кожаный жилет, который «бросал вызов повседневному стилю одежды».[iii]
Боб Свонсон — недоучившийся химик и магистр менеджмента с семилетним на момент встречи опытом в венчурных инвестициях, приобретенным в инвестиционной группе Citibank[iv], а также в венчурной компании Kleiner & Perkins. Работая в последней, Свонсон узнал про рекомбинантную технологию и с тех пор был одержим ею. В том числе из-за нее он лишился работы в фирме Kleiner & Perkins, потерпев фиаско, связанное с инвестициями в компанию Cetus, которая должна была стать пионером в новой технологии, но так и не стала. В результате Свонсон был вынужден жить на пособие по безработице, но веру в рекомбинантную технологию не потерял.[v]

Исключительно амбициозный, с высокими карьерными ожиданиями, страстно желающий их воплощения, открытый для новых возможностей, целеустремленный, настоящий предприниматель и, что немаловажно, уверенный в колоссальных перспективах рекомбинантной технологии, Свонсон связался с Бойером, чтобы поделиться с ним своими идеями.[vi] В результате в январе 1976 года двое сидели в баре, обсуждая за пивом возможность создания чего-то очень существенного — компании, основанной на рекомбинантной технологии.[vii]
Зарождение Genentech

Итак, история зарождения Genetech позволяет ответить на вопрос, с чего начинается бизнес. Конечно попойка университетского профессора и безработного консультанта по инвестициям — это лишь забавный эпизод из жизни двух основателей компании. На самом деле к появлению Genentech вели гораздо более сложные и глубокие процессы.
Компания еще не появилась на свет, но ее ядро уже начало формироваться за счет слияния и взаимодействия индивидуальных свойств двух компаньонов: ценности научного познания и предпринимательства, знания и опыта в молекулярной биологии и генетике, в бизнесе и финансах, видения будущего развития научной идеи и будущего компании, на ней построенной, мощнейшего интеллектуального и творческого потенциала союза ученого и бизнесмена, колоссального желания и воли развивать технологию, приносить с ее помощью пользу человечеству и при этом получать прибыль, особой культуры, возникающей на стыке науки и предпринимательства, демократичности и простоты. Все эти характеристики легли в основу компании.
В апреле 1976 года Свонсон нашел первого инвестора. Ему удалось убедить своих бывших работодателей Klein & Perkins вложить в Genentech 100 000 долларов. При этом Перкинс, некогда инженер в Hewlett-Packard и выпускник Гарварда по программе МВА, стал председателем совета директоров компании.[viii] Таким образом, в ее ядро влились его персональные свойства, включая знания и опыт в области рынков и финансов, лидерские качества, особенности культуры и т.д.
Получив деньги инвестора, Бойер начал набирать научный персонал из лучших работников университетских лабораторий, которых он знал по своей научной деятельности.Каждый новый коллега добавлял что-то компании и определенным образом трансформировал ее, внося в нее все новые персональные качества.
То, с чего начинается бизнес уходит. Компании остаются
В наши дни Genentech — это уже совершенно другая организация — солидная и стабильная, но ее интеллектуальная и идеологическая основа по-прежнему зависит от тех людей, которые в ней работают. Процесс формирования и трансформации организации начался до того, как появилась сама компания, и он прекратятся только тогда, когда она перестанет существовать.
То, с чего начинается бизнес — драйв и веселье, характерные для юных компаний — неизбежно уходят из бизнеса. Остается серьезная организация с акционерами, вице-президентами и долгосрочными планами.
[i] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago. The University of Chicago Press. 2011. 35.
[ii] Fortune 100. http://fortune[dot]com/best-companies/2016/genentech-11/
[iii] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago. The University of Chicago Press. 2011. 1-27.
[iv] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 30-31.
[v] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 33.
[vi] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 34-36, 46.
[vii] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 36-37.
[viii] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 42.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Стив Джобс добился успеха благодаря этому качеству
Стив Джобс, основатель Apple, не изучал рыночные сводки и не анализировал цифры. Он мало интересовался тем, что находится на рынке в данный …Эпатажный маркетинг как орудие войны технологических компаний. Salesforce против Microsoft, SAP и Oracle
Salesforce и ее руководитель Марк Бениофф успешно использовали эпатажный маркетинг. Microsoft и Oracle проиграли им по всем позициям...Варианты правды, трактовки, интерпретации, преувеличения и ложь в публичных сообщениях компаний. Кейс Countrywide
Компании нередко строят хорошую мину при плохой игре. Анджело Мозило, основатель ипотечной компании Countrywide, прекрасно продемонстрировал это своей бравадой и оптимистичными высказываниями …Логотип Nike — миллиардная эмблема за 35 долларов
Один из самых узнаваемых логотипов в истории человечества - логотип Nike - был разработан студенткой. Она получила за свою работу 35 долларов. …Что означает название Kodak
Существует несколько популярных версий того, как появилось название Kodak. По некоторым данным, в названии компании зашифровано...
Анекдотические истории о клиентоориентированном подходе
Когда клиент хочет вернуть товар продавцу, порой случаются весьма анекдотические истории. Высокие стандарты обслуживания могут вести к казусам.«Ты уволен!» — несостоявшийся бренд Дональда Трампа
Дональд Трамп попытался зарегистрировать торговую марку «Ты уволен», чтобы сделать ее частью своего бренда. Однако ему это не удалось. Фраза оказалась...Обея — секрет успешного управления проектом. Доказано Toyota
Обея - это метод интеграции проекта, который используется в проектном управлении. Впервые обея была использована при разработке Toyota Prius.Плохие руководители становятся руководителями, потому что они… плохи. Мнение экспертов
Мнение экспертов: плохие руководители занимают свои места благодаря качествам, из-за которых они затем плохо выполняют руководящую работу.Фирма, которая за вас подберет имя вашему ребенку…за $29 000
Подбор имени ребенка - одна из задач, которая теперь решается сторонними организациями. Стоимость услуги - каких-нибудь 29 тысяч долларов. Если вы сами...
Офисные интриги и личные интересы отдельных работников. Как избежать их влияния на работу компании. Опыт Facebook
Офисные интриги, конфликты, противостояние, бункерный менталитет - враги эффективных рабочих процессов. Как с ними борются успешные компании? Опыт Facebook.В чем секрет японского производства. Монодзукури — что это, и как оно работает
Монодзукури - японское понятие, обозначающее сочетание ноу-хау, технологического совершенства, особой производственной философии, приверженности своему делу, стремления к совершенству, мастерства и настроя.Как мы влияем друг на друга на рабочем месте. Влияние как неотъемлемая часть корпоративной культуры
Социальное влияние - неотъемлемая часть корпоративной культуры и важный фактор, который следует учитывать, управляя коллективом. Существует три механизма социального влияния - комплаенс, …