![Скульптура в Genentech - Бойер и Свонсон. С чего начинается бизнес? Иногда с попойки.](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/01/Silicon-Valley-Historical-Association-1024x585.png)
С чего начинается бизнес? С бизнес-плана или с многочасового мозгового штурма? Может быть, с презентации перед инвесторами? История многомиллиардной компании Genentech началась иначе.
Представим себе двоих, распивающих пиво в пивной неподалеку от Университета Калифорнии в Сан-Франциско: сорокалетнего университетского профессора биологии и двадцатисемилетнего безработного консультанта по венчурным инвестициям, живущего на пособие по безработице. Так в 1976 году начиналась история компании Genentech [i] (в наши дни — часть Roche), которая в последующие годы стала пионером биотехнологии и разработала и произвела первый в мире рекомбинантный человеческий инсулин, совершив настоящую революцию в фармацевтической промышленности.
К 2015 году в компании работало более 15000 человек, а годовая выручка достигла порядка 17,3 миллиардов долларов.[ii] Так стало позже. Но тогда, в 1976… кто были те два посетителя бара, заложившие основу фармацевтического гиганта?
Ученый и консультант по инвестициям
Герберт Бойер — человек, посвятивший порядка двадцати лет молекулярной биологии и генетике, фанатично преданный науке.
![Герберт Бойер. С чего начинается бизнес? Иногда с попойки.](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/03/Fortune-Magazine_Herbert-Boyer-1024x547.png)
Даже в те времена, когда его работа (попытки использовать ДНК живых организмов для управляемого синтеза белка) у многих вызывала скепсис, он верил в свое дело и продолжал исследования. На момент встречи Бойер руководил лабораторией в Калифорнийском Университете. Это был общительный, расслабленный, не претенциозный, открытый новым идеям ученый, порою авантюрный, несколько хаотичный и предпочитающий формальному планированию и обсуждению результатов мозговую атаку за стаканом пива. Его характер выражался даже в его внешнем виде: несколько растрепанная копна волос на голове, джинсы, кроссовки и кожаный жилет, который «бросал вызов повседневному стилю одежды».[iii]
Боб Свонсон — недоучившийся химик и магистр менеджмента с семилетним на момент встречи опытом в венчурных инвестициях, приобретенным в инвестиционной группе Citibank[iv], а также в венчурной компании Kleiner & Perkins. Работая в последней, Свонсон узнал про рекомбинантную технологию и с тех пор был одержим ею. В том числе из-за нее он лишился работы в фирме Kleiner & Perkins, потерпев фиаско, связанное с инвестициями в компанию Cetus, которая должна была стать пионером в новой технологии, но так и не стала. В результате Свонсон был вынужден жить на пособие по безработице, но веру в рекомбинантную технологию не потерял.[v]
![Боб Свонсон. С чего начинается бизнес? Иногда с попойки.](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/03/Bob-Swanson-1024x626.png)
Исключительно амбициозный, с высокими карьерными ожиданиями, страстно желающий их воплощения, открытый для новых возможностей, целеустремленный, настоящий предприниматель и, что немаловажно, уверенный в колоссальных перспективах рекомбинантной технологии, Свонсон связался с Бойером, чтобы поделиться с ним своими идеями.[vi] В результате в январе 1976 года двое сидели в баре, обсуждая за пивом возможность создания чего-то очень существенного — компании, основанной на рекомбинантной технологии.[vii]
Зарождение Genentech
![С чего начинается бизнес? Иногда с попойки.](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/03/Michael-Saechang-1024x683.jpg)
Итак, история зарождения Genetech позволяет ответить на вопрос, с чего начинается бизнес. Конечно попойка университетского профессора и безработного консультанта по инвестициям — это лишь забавный эпизод из жизни двух основателей компании. На самом деле к появлению Genentech вели гораздо более сложные и глубокие процессы.
Компания еще не появилась на свет, но ее ядро уже начало формироваться за счет слияния и взаимодействия индивидуальных свойств двух компаньонов: ценности научного познания и предпринимательства, знания и опыта в молекулярной биологии и генетике, в бизнесе и финансах, видения будущего развития научной идеи и будущего компании, на ней построенной, мощнейшего интеллектуального и творческого потенциала союза ученого и бизнесмена, колоссального желания и воли развивать технологию, приносить с ее помощью пользу человечеству и при этом получать прибыль, особой культуры, возникающей на стыке науки и предпринимательства, демократичности и простоты. Все эти характеристики легли в основу компании.
В апреле 1976 года Свонсон нашел первого инвестора. Ему удалось убедить своих бывших работодателей Klein & Perkins вложить в Genentech 100 000 долларов. При этом Перкинс, некогда инженер в Hewlett-Packard и выпускник Гарварда по программе МВА, стал председателем совета директоров компании.[viii] Таким образом, в ее ядро влились его персональные свойства, включая знания и опыт в области рынков и финансов, лидерские качества, особенности культуры и т.д.
Получив деньги инвестора, Бойер начал набирать научный персонал из лучших работников университетских лабораторий, которых он знал по своей научной деятельности.Каждый новый коллега добавлял что-то компании и определенным образом трансформировал ее, внося в нее все новые персональные качества.
То, с чего начинается бизнес уходит. Компании остаются
В наши дни Genentech — это уже совершенно другая организация — солидная и стабильная, но ее интеллектуальная и идеологическая основа по-прежнему зависит от тех людей, которые в ней работают. Процесс формирования и трансформации организации начался до того, как появилась сама компания, и он прекратятся только тогда, когда она перестанет существовать.
То, с чего начинается бизнес — драйв и веселье, характерные для юных компаний — неизбежно уходят из бизнеса. Остается серьезная организация с акционерами, вице-президентами и долгосрочными планами.
[i] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago. The University of Chicago Press. 2011. 35.
[ii] Fortune 100. http://fortune[dot]com/best-companies/2016/genentech-11/
[iii] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago. The University of Chicago Press. 2011. 1-27.
[iv] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 30-31.
[v] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 33.
[vi] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 34-36, 46.
[vii] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 36-37.
[viii] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 42.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Сон как часть корпоративной стратегии
Официально позволив сотрудникам спать на работе, компании способствуют возникновению творческих подходов и решений. Стратегический сон...Диктатура и микроменеджмент. Почему компания NeXT Стива Джобса не стала второй Apple, и какие уроки извлек Джобс из провала NeXT
Стив Джобс, покинув Apple, основал другую компьютерную фирму - компанию NeXT. Она просуществовала 12 лет, но по-настоящему успешной никогда не была. NeXT …Как персонажи M&M’s превратили цветные конфеты в миллиардный бренд
Персонажи M&M’s были созданы для поддержания гибнущего бренда и в ответ на падения продаж драже M&M’s. Из-за ограниченного бюджета...Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение мыслительной активности — ходить, пока не придешь к решению
Творческий подход и нестандартное мышление являлись сильными сторонами создателя Apple. Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение...Преемственность — секрет успеха Facebook. Мнение Марка Цукерберга
Преемственность - основа устойчивости команд Facebook. Именно она стала основой успеха компании. Так считает Марк Цукерберг - создатель Facebook.
Убеждая инвесторов, не забудьте понизить голос. Элизабет Холмс поступала именно так
По-мужски низкий голос Элизабет Холмс из Theranos оказался инструментом обмана, помогающим ей получать деньги инвесторов.Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей — жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?
Упорное нежелание компании Olympus проинформировать клиентов о дефектном продукте привели к тяжелым последствиям. Самоуверенность? Плохая коммуникация? Жадность?Недобросовестная конкуренция и прогресс. Что заставило гробовщика изобрести телефон
Удивительно, но телефонную станцию и дисковый телефон изобрел гробовщик Элмон Строуджер. Причиной тому стала недобросовестная конкуренция со стороны...10 самых дорогих картин всех времен
Живопись - не только объект восхищения ценителей и коллекционеров, но и объект инвестиций. Список 10 самых дорогих картин неожиданно возглавляет...Как уволиться из компании и стоит ли поддаваться на встречное предложение работодателя о повышении
Эксперт отвечает на вопрос, как уволиться из компании с наименьшими потерями, и стоит ли принимать встречное предложение о повышении.
Гибкая стандартизация — основа производственной системы Toyota
В основе производственной системы Toyota лежит гибкая стандартизация, позволяющая одновременно закрепление эффективных процессов и организационное обучение.Идеальная бизнес-модель. Пирамида любопытства — заплатить, чтобы узнать, кто заплатил еще
Люди платят вам за то, что они создают информационный повод для упоминания вашей компании и рекламируют ее. Идеальная бизнес-модель для небольшого бизнеса.Модель конкурирующих ценностей и 4 типа корпоративной культуры на примерах Apple, Facebook, Toyota и Microsoft
Модель конкурирующих ценностей Кэмерона и Куинна позволяет выделить 4 типа корпоративной культуры и оценить культуру организацию. Разберем на примерах таких компаний, как...