
С чего начинается бизнес? С бизнес-плана или с многочасового мозгового штурма? Может быть, с презентации перед инвесторами? История многомиллиардной компании Genentech началась иначе.
Представим себе двоих, распивающих пиво в пивной неподалеку от Университета Калифорнии в Сан-Франциско: сорокалетнего университетского профессора биологии и двадцатисемилетнего безработного консультанта по венчурным инвестициям, живущего на пособие по безработице. Так в 1976 году начиналась история компании Genentech [i] (в наши дни — часть Roche), которая в последующие годы стала пионером биотехнологии и разработала и произвела первый в мире рекомбинантный человеческий инсулин, совершив настоящую революцию в фармацевтической промышленности.
К 2015 году в компании работало более 15000 человек, а годовая выручка достигла порядка 17,3 миллиардов долларов.[ii] Так стало позже. Но тогда, в 1976… кто были те два посетителя бара, заложившие основу фармацевтического гиганта?
Ученый и консультант по инвестициям
Герберт Бойер — человек, посвятивший порядка двадцати лет молекулярной биологии и генетике, фанатично преданный науке.

Даже в те времена, когда его работа (попытки использовать ДНК живых организмов для управляемого синтеза белка) у многих вызывала скепсис, он верил в свое дело и продолжал исследования. На момент встречи Бойер руководил лабораторией в Калифорнийском Университете. Это был общительный, расслабленный, не претенциозный, открытый новым идеям ученый, порою авантюрный, несколько хаотичный и предпочитающий формальному планированию и обсуждению результатов мозговую атаку за стаканом пива. Его характер выражался даже в его внешнем виде: несколько растрепанная копна волос на голове, джинсы, кроссовки и кожаный жилет, который «бросал вызов повседневному стилю одежды».[iii]
Боб Свонсон — недоучившийся химик и магистр менеджмента с семилетним на момент встречи опытом в венчурных инвестициях, приобретенным в инвестиционной группе Citibank[iv], а также в венчурной компании Kleiner & Perkins. Работая в последней, Свонсон узнал про рекомбинантную технологию и с тех пор был одержим ею. В том числе из-за нее он лишился работы в фирме Kleiner & Perkins, потерпев фиаско, связанное с инвестициями в компанию Cetus, которая должна была стать пионером в новой технологии, но так и не стала. В результате Свонсон был вынужден жить на пособие по безработице, но веру в рекомбинантную технологию не потерял.[v]

Исключительно амбициозный, с высокими карьерными ожиданиями, страстно желающий их воплощения, открытый для новых возможностей, целеустремленный, настоящий предприниматель и, что немаловажно, уверенный в колоссальных перспективах рекомбинантной технологии, Свонсон связался с Бойером, чтобы поделиться с ним своими идеями.[vi] В результате в январе 1976 года двое сидели в баре, обсуждая за пивом возможность создания чего-то очень существенного — компании, основанной на рекомбинантной технологии.[vii]
Зарождение Genentech

Итак, история зарождения Genetech позволяет ответить на вопрос, с чего начинается бизнес. Конечно попойка университетского профессора и безработного консультанта по инвестициям — это лишь забавный эпизод из жизни двух основателей компании. На самом деле к появлению Genentech вели гораздо более сложные и глубокие процессы.
Компания еще не появилась на свет, но ее ядро уже начало формироваться за счет слияния и взаимодействия индивидуальных свойств двух компаньонов: ценности научного познания и предпринимательства, знания и опыта в молекулярной биологии и генетике, в бизнесе и финансах, видения будущего развития научной идеи и будущего компании, на ней построенной, мощнейшего интеллектуального и творческого потенциала союза ученого и бизнесмена, колоссального желания и воли развивать технологию, приносить с ее помощью пользу человечеству и при этом получать прибыль, особой культуры, возникающей на стыке науки и предпринимательства, демократичности и простоты. Все эти характеристики легли в основу компании.
В апреле 1976 года Свонсон нашел первого инвестора. Ему удалось убедить своих бывших работодателей Klein & Perkins вложить в Genentech 100 000 долларов. При этом Перкинс, некогда инженер в Hewlett-Packard и выпускник Гарварда по программе МВА, стал председателем совета директоров компании.[viii] Таким образом, в ее ядро влились его персональные свойства, включая знания и опыт в области рынков и финансов, лидерские качества, особенности культуры и т.д.
Получив деньги инвестора, Бойер начал набирать научный персонал из лучших работников университетских лабораторий, которых он знал по своей научной деятельности.Каждый новый коллега добавлял что-то компании и определенным образом трансформировал ее, внося в нее все новые персональные качества.
То, с чего начинается бизнес уходит. Компании остаются
В наши дни Genentech — это уже совершенно другая организация — солидная и стабильная, но ее интеллектуальная и идеологическая основа по-прежнему зависит от тех людей, которые в ней работают. Процесс формирования и трансформации организации начался до того, как появилась сама компания, и он прекратятся только тогда, когда она перестанет существовать.
То, с чего начинается бизнес — драйв и веселье, характерные для юных компаний — неизбежно уходят из бизнеса. Остается серьезная организация с акционерами, вице-президентами и долгосрочными планами.
[i] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago. The University of Chicago Press. 2011. 35.
[ii] Fortune 100. http://fortune[dot]com/best-companies/2016/genentech-11/
[iii] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago. The University of Chicago Press. 2011. 1-27.
[iv] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 30-31.
[v] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 33.
[vi] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 34-36, 46.
[vii] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 36-37.
[viii] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 42.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Мак Бук против МакБука. Как компания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы продукции Apple
Компания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы MacBook производства Apple. Попытка выглядит довольно жалко...Как была сделана легендарная фотография Стива Джобса, ставшая его визитной карточкой при жизни и после смерти
Классическая черно-белая фотография Стива Джобса была сделана в 2006 году. Она нравилась Джобсу и стала его визитной карточкой при жизни и...Странная бизнес идея. Эта компания зарабатывает $7 млн. в год, находя тех, кто не убирает улицы за своими собаками
Анализ собачьих экскрементов позволяет выявить хозяев, которые не убирают улицы за своими питомцами. Эта странная бизнес идея приносит мил...Удивительная история восьмисот пятидесяти семи Элизабет Холмс
С некоторых пор женщины по имени Элизабет Холмс начали получать сообщения от незнакомых с требованием вернуть деньги. Просто они - тезки основательницы …От культуры к продукту. Стартап стоимостью 1,1 млрд долларов начался с создания корпоративной культуры
Организационная культура стартапа может оказаться важнее его продуктов. Первыми разработками IT-компании Airtable были ее ценности и культура. Далее последовали продукты.
Poka-yoke — «защита от дурака» как фундаментальный принцип производства. И не только…
Poka-yoke - метод, известный также как «защита от дурака». Для некоторых компаний он выступает одним из основных принципов организации рабочих процессов. Например, …Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение мыслительной активности — ходить, пока не придешь к решению
Творческий подход и нестандартное мышление являлись сильными сторонами создателя Apple. Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение...Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей — жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?
Упорное нежелание компании Olympus проинформировать клиентов о дефектном продукте привели к тяжелым последствиям. Самоуверенность? Плохая коммуникация? Жадность?Загадочные названия японских компаний: Sony, Canon, Nissan, Panasonic, Bridgestone, Toyota, Mitsubishi
Названия японских компаний - явление особое. Многие из компаний изначально имели японские названия. Но выход на международный рынок вынудил их использовать более …Как Стив Джобс обманул Стива Возняка
Незадолго до основания Apple Стив Джобс обманул Стива Возняка из-за денег. Однако, если рассмотреть все обстоятельства этой истории...
Кейс Merck и Vioxx. Манипуляция данными — стратегия или часть культуры
Компания Merck решила не исследовать воздействие препарата Vioxx на сердце. Результатом стали 55 тысяч смертей. Была ли это случайная ошибка или часть …Как извлечь сверхприбыль. Рецепт от компании Mylan, который сделал ее олицетворением корпоративной жадности
Стратегия продвижения препарата Эпипен сделала компанию Mylan олицетворением корпоративной жадности. Стремясь извлечь сверхприбыль, Mylan...Удовлетворенность клиента — лучшая стратегия бизнеса. Кейс Home Depot
Удовлетворенность клиента - основа успешного бизнеса. Доказательством этого служит компания Home Depot. Один из основателей компании догонял клиентов на парковке, чтобы узнать, …