
В наше время гибкое планирование рабочего времени стало одним из главных трендов в сфере организации труда и отличительной чертой наиболее прогрессивных компаний. Например, в Европейском Союзе порядка 17% работников имеют гибкий график. А в Великобритании эта цифра составляет примерно 30%. Около 5% населения Европы обладают полной автономией. Т.е. они сами решают, когда и сколько они работают.[1]
Некоторые эксперты считают, что возможность гибкого планирования своего рабочего времени — это новый атрибут успеха. Наряду с большой зарплатой и различными корпоративными привилегиями.[2]
И это вполне закономерно. По данным исследователей, когда работники сами расставляют приоритеты и определяют последовательность выполняемых ими задач, это ведет к повышению продуктивности и уменьшению стресса.[3] Тем не менее, гибкое планирование рабочего времени имеет и свои отрицательные стороны. И их следует учитывать.
Гибкое планирование рабочего времени способствует переработке
Как парадоксально это ни звучит, но когда люди начинают сами планировать свое рабочее время, они начинают больше работать. Британские исследователи доказали, что, когда люди получают возможность самостоятельно планировать свою работу, они работают дольше и интенсивнее.[4] Независимо от британских коллег, к точно такому же выводу пришла рабочая группа ученых из нескольких европейских стран.[5]
Может показаться, что для работодателя это хорошо. Дайте людям возможность планировать свое время, и они станут больше работать. В краткосрочной перспективе так оно и есть. Однако груз ответственности и постоянные переработки со временем могут привести к профессиональному выгоранию. А оно, в свою очередь, приведет к снижению продуктивности труда.[6]
Гибкое планирование рабочего времени требует дополнительных затрат времени и сил
Исследование ученых из Гарвардской школы бизнеса показало, что на планирование своего времени и распределение приоритетов люди тратят те внутренние ресурсы, которые они могли бы потратить непосредственно на выполнение работы.[7]
Руководитель исследования Мария Ибаньес так поясняет свои находки: «Это не столь очевидно. Но постоянный анализ списка ваших задач и расстановка приоритетов требуют много времени.»
Наряду с переработкой, необходимость затраты дополнительных времени и сил превращают гибкое планирование рабочего времени в настоящий вызов для работников. Принимать его стоит только тем, кто не сомневается в своей собранности и трудоспособности.[7]
Стоит отметить, что тем, кто самостоятельно планирует свою трудовую деятельность, необходимы не только профессиональные знания. Но и организаторские (точнее, «самоорганизаторские») способности. А они есть далеко не у всех.
Гибкость — не для всех
Приведенные данные предполагают, что гибкое планирование рабочего времени полезно не всегда и не для всех. Применение этого подхода может привести к повышению мотивации и продуктивности работников. Но может и лечь на них тяжелым грузом дополнительной ответственности и необходимости принимать решения.
Введение гибкого планирования должно сопровождаться критической оценкой, а главное самооценкой работников. Их способности к самоорганизации, готовности тратить дополнительные силы и время и, что немаловажно, желания брать на себя дополнительную ответственность.
- Chung H. Flexible working is making us work longer. Quartz. Apr 27, 2007.
- Stillman J. Flexibility: The New Definition of Success. Inc. Dec 16, 2013.
- Stillman J. The Totally Free Way to Boost Productivity and Reduce Stress. Inc. Jul 13, 2016.
- Stillman J. Want Your Employees to Work More? Let Them Set Their Own Schedules. Inc. Jul 27, 2015.
- Beckmann M, Cornelissen T, Kräkel M. Self-Managed Working Time and Employee Effort: Theory and Evidence.
- Stillman J. 2 New Studies Reveal the Dark Side of Workplace Flexibility. Inc. May 8, 2017.
- Bagri NH. Giving employees flexibility is all the rage. But a Harvard study says it might hurt productivity. Quartz. Apr 15, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Самые нелепые провалы бизнес-проектов как иллюстрация проблем проектного управления
Организация работы по типу проекта имеет весьма серьезные дефициты. Приведенные кейсы иллюстрируют основную проблему проектного управления, а именно...Sega и Nintendo — история борьбы. Соник vs. Марио: жесткое нападение, мягкая защита
Sega и Nintendo были непримиримыми соперниками с противоположными стратегиями. Sega была агрессивна и напориста. Nintendo действовала мягко и рассудительно.Руководители не нужны. Так считает 81% работников
Подавляющее большинство работников убеждены, что им руководители не нужны. Без начальников они справлялись бы с работой лучше.Авария в Мексиканском заливе. Уроки от British Petroleum
Авария в Мексиканском заливе произошла в связи с несколькими обстоятельствами. У трех компаний, работавших на платформе не оказалось необходимых процедур...Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в Google
Не существует общепринятого понимания лидерства. Поэтому объективная оценка лидерства представляется сложной задачей. Опыт компании Google может стать полезным подспорьем при разработке оценки …
Клуб «ненавижу мою работу»: 87% работающих состоят в нем, из них 24% ненавидят свою работу особенно люто
Если вас не оставляет мысль «я ненавижу мою работу» - вы не одиноки. Масштабное исследование свидетельствует, что большинство...Название Кремниевая долина — откуда оно взялось, и как долина называлась до эпохи высоких технологий
Название Кремниевая долина появилось в 1970-х благодаря репортеру по имени Дон Хефлер. До этого долина носило более романтичное название...Доверие начальства вызывает стресс и повышает нагрузку. Результаты исследований
Доверие начальства к подчиненным необходимо для создания продуктивных рабочих отношений. Но исследования показывают, что истощение...Стратегия личностного роста — узнавать новое каждый день (и как найти на это время)
Узнавать новое каждый день необходимо для развития. Получение знаний делает людей не только умнее, но и успешнее и счастливее. Основатель...Перетрудились до смерти. Кароси — что это такое, и кому стоит ее опасаться
Рабочие перегрузки и переработки могут быть опасны для здоровья и даже привести к смерти. В Японии для этого явления придуман специальный термин …
Что произошло с Microsoft, и как Google пытается избежать той же участи. Дисбаланс операционных и динамических способностей
Microsoft утратила позиции лидера хайтека. То, что произошло с Microsoft можно описать как нарушение баланса операционных и динамических способностей.Как донести корпоративные цели до работников: меньше слов, больше образов
По данным исследований, чтобы донести корпоративные цели до работников организации в речи нужно использовать визуальные образы, которые...Как была сделана легендарная фотография Стива Джобса, ставшая его визитной карточкой при жизни и после смерти
Классическая черно-белая фотография Стива Джобса была сделана в 2006 году. Она нравилась Джобсу и стала его визитной карточкой при жизни и...