
В наше время гибкое планирование рабочего времени стало одним из главных трендов в сфере организации труда и отличительной чертой наиболее прогрессивных компаний. Например, в Европейском Союзе порядка 17% работников имеют гибкий график. А в Великобритании эта цифра составляет примерно 30%. Около 5% населения Европы обладают полной автономией. Т.е. они сами решают, когда и сколько они работают.[1]
Некоторые эксперты считают, что возможность гибкого планирования своего рабочего времени — это новый атрибут успеха. Наряду с большой зарплатой и различными корпоративными привилегиями.[2]
И это вполне закономерно. По данным исследователей, когда работники сами расставляют приоритеты и определяют последовательность выполняемых ими задач, это ведет к повышению продуктивности и уменьшению стресса.[3] Тем не менее, гибкое планирование рабочего времени имеет и свои отрицательные стороны. И их следует учитывать.
Гибкое планирование рабочего времени способствует переработке
Как парадоксально это ни звучит, но когда люди начинают сами планировать свое рабочее время, они начинают больше работать. Британские исследователи доказали, что, когда люди получают возможность самостоятельно планировать свою работу, они работают дольше и интенсивнее.[4] Независимо от британских коллег, к точно такому же выводу пришла рабочая группа ученых из нескольких европейских стран.[5]
Может показаться, что для работодателя это хорошо. Дайте людям возможность планировать свое время, и они станут больше работать. В краткосрочной перспективе так оно и есть. Однако груз ответственности и постоянные переработки со временем могут привести к профессиональному выгоранию. А оно, в свою очередь, приведет к снижению продуктивности труда.[6]
Гибкое планирование рабочего времени требует дополнительных затрат времени и сил
Исследование ученых из Гарвардской школы бизнеса показало, что на планирование своего времени и распределение приоритетов люди тратят те внутренние ресурсы, которые они могли бы потратить непосредственно на выполнение работы.[7]
Руководитель исследования Мария Ибаньес так поясняет свои находки: «Это не столь очевидно. Но постоянный анализ списка ваших задач и расстановка приоритетов требуют много времени.»
Наряду с переработкой, необходимость затраты дополнительных времени и сил превращают гибкое планирование рабочего времени в настоящий вызов для работников. Принимать его стоит только тем, кто не сомневается в своей собранности и трудоспособности.[7]
Стоит отметить, что тем, кто самостоятельно планирует свою трудовую деятельность, необходимы не только профессиональные знания. Но и организаторские (точнее, «самоорганизаторские») способности. А они есть далеко не у всех.
Гибкость — не для всех
Приведенные данные предполагают, что гибкое планирование рабочего времени полезно не всегда и не для всех. Применение этого подхода может привести к повышению мотивации и продуктивности работников. Но может и лечь на них тяжелым грузом дополнительной ответственности и необходимости принимать решения.
Введение гибкого планирования должно сопровождаться критической оценкой, а главное самооценкой работников. Их способности к самоорганизации, готовности тратить дополнительные силы и время и, что немаловажно, желания брать на себя дополнительную ответственность.
- Chung H. Flexible working is making us work longer. Quartz. Apr 27, 2007.
- Stillman J. Flexibility: The New Definition of Success. Inc. Dec 16, 2013.
- Stillman J. The Totally Free Way to Boost Productivity and Reduce Stress. Inc. Jul 13, 2016.
- Stillman J. Want Your Employees to Work More? Let Them Set Their Own Schedules. Inc. Jul 27, 2015.
- Beckmann M, Cornelissen T, Kräkel M. Self-Managed Working Time and Employee Effort: Theory and Evidence.
- Stillman J. 2 New Studies Reveal the Dark Side of Workplace Flexibility. Inc. May 8, 2017.
- Bagri NH. Giving employees flexibility is all the rage. But a Harvard study says it might hurt productivity. Quartz. Apr 15, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Холакратия на практике. Zappos — крупнейшая компания, внедрившая у себя принципы холакратии
Компания Zappos - крупнейшая организация, внедрившая у себя принципы холакратии. Корпоративная культура Zappos опирается на...Как компания Hugo Boss производила униформу для национал-социалистов и вермахта
История компании Hugo Boss началась в 1930-х. Компания Hugo Boss производила униформу для гитлеровских элитных подразделений - СС, СА и...Бесплатно и без ограничений. Питание в Google как фактор инновационного мышления
Оказывается, бесплатное питание в Google заполняет «структурные дыры» и обеспечивает обмен идеям, инновационность мышления и хорошую коммуникацию между работниками.Загадочные названия японских компаний: Sony, Canon, Nissan, Panasonic, Bridgestone, Toyota, Mitsubishi
Названия японских компаний - явление особое. Многие из компаний изначально имели японские названия. Но выход на международный рынок вынудил их использовать более …Открыто высказывать свое мнение — нежелательно. Даже в самой либеральной из компаний. Джеймс Деймор из Google в этом убедился
Даже в одной из самых либеральных компаний мира Google открыто высказывать свое мнение может быть опасно. История Джеймса Дэймора, чье мнение не …
Кейс Merck и Vioxx. Манипуляция данными — стратегия или часть культуры
Компания Merck решила не исследовать воздействие препарата Vioxx на сердце. Результатом стали 55 тысяч смертей. Была ли это случайная ошибка или часть …Как Стив Джобс вернулся в Apple и спас компанию от краха
Стив Джобс после двенадцати лет отсутствия вернулся в компанию Apple, находящуюся в состоянии тяжелого кризиса. Только видение и воля бизнесмена смогли спасти …Речевые характеристики лидеров. Безос — организатор, Кук — советник, Цукерберг — оригинал
Согласно исследованию, речевые характеристики лидеров могут стать ключом к пониманию культуры организаций, возглавляемых ими. Существуют шесть психотипов...Названия товаров IKEA — откуда они берутся и что означают
Что обозначают названия товаров IKEA, как они придумываются, и почему компания не использует коды для идентификации товаров...Как разрушить репутацию конкурента. Слух о моче в пиве Corona подорвал продажи. На их восстановление ушли годы
Чтобы разрушить репутацию конкурента, фирма Luce & Sons пустила слух, что в пиве Corona содержится моча. На восстановление продаж Corona ушло десятилетие.
Две составляющие успеха: мечты и реализм. Взгляд ученых и предпринимателей
По мнению психологов, мечты и реализм - две неразделимые составляющие успеха. Джефф Безос, Рэй Далио и Тим Кук с этим согласны. Их …Словом можно… Примеры публичных заявлений, стоивших миллиарды
Слова в мире бизнеса играют особую роль. Объявление о выходе нового продукта может всколыхнуть весь рынок - особенно, если это заявление делает …Личностные качества успешных людей. 7 характеристик, которые помогают добиться успеха — мнение эксперта
Личностные качества успешных людей включают семь черт, которые можно развить в себе. Профессор психологии Джордж Эверли предлагает простой...