В наше время гибкое планирование рабочего времени стало одним из главных трендов в сфере организации труда и отличительной чертой наиболее прогрессивных компаний. Например, в Европейском Союзе порядка 17% работников имеют гибкий график. А в Великобритании эта цифра составляет примерно 30%. Около 5% населения Европы обладают полной автономией. Т.е. они сами решают, когда и сколько они работают.[1]
Некоторые эксперты считают, что возможность гибкого планирования своего рабочего времени — это новый атрибут успеха. Наряду с большой зарплатой и различными корпоративными привилегиями.[2]
И это вполне закономерно. По данным исследователей, когда работники сами расставляют приоритеты и определяют последовательность выполняемых ими задач, это ведет к повышению продуктивности и уменьшению стресса.[3] Тем не менее, гибкое планирование рабочего времени имеет и свои отрицательные стороны. И их следует учитывать.
Гибкое планирование рабочего времени способствует переработке
Как парадоксально это ни звучит, но когда люди начинают сами планировать свое рабочее время, они начинают больше работать. Британские исследователи доказали, что, когда люди получают возможность самостоятельно планировать свою работу, они работают дольше и интенсивнее.[4] Независимо от британских коллег, к точно такому же выводу пришла рабочая группа ученых из нескольких европейских стран.[5]
Может показаться, что для работодателя это хорошо. Дайте людям возможность планировать свое время, и они станут больше работать. В краткосрочной перспективе так оно и есть. Однако груз ответственности и постоянные переработки со временем могут привести к профессиональному выгоранию. А оно, в свою очередь, приведет к снижению продуктивности труда.[6]
Гибкое планирование рабочего времени требует дополнительных затрат времени и сил
Исследование ученых из Гарвардской школы бизнеса показало, что на планирование своего времени и распределение приоритетов люди тратят те внутренние ресурсы, которые они могли бы потратить непосредственно на выполнение работы.[7]
Руководитель исследования Мария Ибаньес так поясняет свои находки: «Это не столь очевидно. Но постоянный анализ списка ваших задач и расстановка приоритетов требуют много времени.»
Наряду с переработкой, необходимость затраты дополнительных времени и сил превращают гибкое планирование рабочего времени в настоящий вызов для работников. Принимать его стоит только тем, кто не сомневается в своей собранности и трудоспособности.[7]
Стоит отметить, что тем, кто самостоятельно планирует свою трудовую деятельность, необходимы не только профессиональные знания. Но и организаторские (точнее, «самоорганизаторские») способности. А они есть далеко не у всех.
Гибкость — не для всех
Приведенные данные предполагают, что гибкое планирование рабочего времени полезно не всегда и не для всех. Применение этого подхода может привести к повышению мотивации и продуктивности работников. Но может и лечь на них тяжелым грузом дополнительной ответственности и необходимости принимать решения.
Введение гибкого планирования должно сопровождаться критической оценкой, а главное самооценкой работников. Их способности к самоорганизации, готовности тратить дополнительные силы и время и, что немаловажно, желания брать на себя дополнительную ответственность.
- Chung H. Flexible working is making us work longer. Quartz. Apr 27, 2007.
- Stillman J. Flexibility: The New Definition of Success. Inc. Dec 16, 2013.
- Stillman J. The Totally Free Way to Boost Productivity and Reduce Stress. Inc. Jul 13, 2016.
- Stillman J. Want Your Employees to Work More? Let Them Set Their Own Schedules. Inc. Jul 27, 2015.
- Beckmann M, Cornelissen T, Kräkel M. Self-Managed Working Time and Employee Effort: Theory and Evidence.
- Stillman J. 2 New Studies Reveal the Dark Side of Workplace Flexibility. Inc. May 8, 2017.
- Bagri NH. Giving employees flexibility is all the rage. But a Harvard study says it might hurt productivity. Quartz. Apr 15, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Ценности, культура, цели и способности компании — правда и ложь. Кейс компании MylanКомпании нередко провозглашают свои ценности и цели, определенным образом преподносят свою корпоративную культуру и организационные способности. Однако где правда, а где ложь …
- Google исследовал эффективность удаленных команд. Каковы выводы исследования и рекомендации компанииКомпания Google провела исследования эффективности работы в удаленных офисах компании. Каковы выводы и рекомендации компании?
- Интерьеры Google (30 фотографий). В каких офисах работают люди в одной из самых передовых компаний нашего времениКаждый офис компании Google - выдающееся дизайнерское решение. Интерьеры Google отличаются яркостью и оригинальностью. Так проявляется идентичность компании.
- Лучший способ повысить продуктивность, эффективность и креативность вашего труда. Как ходьба стимулирует умственную деятельностьНаучные исследования демонстрируют, что ходьба и пешие прогулки - лучший способ повысить продуктивность и эффективность умственного труда.
- Макиавеллизм и карьера — темная сторона личности на пути к вершинеМакиавеллизм - особый тип личности, опасный для окружающих, но позволяющий человеку быстро сделать карьеру. Ложь, лесть и манипуляции...
- Т-образные работники — почему они необходимы компаниямТ-образные работники универсальны и способны заменять друг друга. Они обеспечивают лучшую коммуникацию, и их требуется меньше, чем обычных...
- Человек-Мишлен, он же Бибендум. Странная история странного маскота MichelinЧеловек-мишлен, известный также как Бибендум, - один из самых странных маскотов. История его появления тоже странная. Компания Michelin...
- Если в вашем офисе возникают такие диалоги, это верный признак бюрократизации и ручного управленияБюрократия и ручное управление, в той или иной степени, присутствуют в большинстве компаний. Но в некоторых организациях дело доходит до абсурда, и …
- Ли Якокка — антикризисный менеджер, бонвиван и рейдер. Chrysler при нем и после негоЛи Якокка с 1970 по 1978 годы возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы. …
- Сухой закон в США. Уроки для бизнесаСухой закон в США привел к закрытию десятков тысяч предприятий. Однако многие компании нашли «креативные» пути, чтобы обойти сухой закон и продолжить …
- Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотораHarley-Davidson попытались зарегистрировать права на звук своих моторов. Звуковая торговая марка Harley-Davidson спровоцировала настоящую войну юристов.
- Ford Edsel — любимый бизнес кейс Билла Гейтса. Какие уроки можно из него извлечь?История Ford Edsel - классический пример, демонстрирующий серьезные ошибки в разработке и маркетинге. Это один из любимых бизнес-кейсов Билла Гейтса. На ошибках, …
- Коллективизм и индивидуализм в современной организации. Откуда в компаниях с большими зарплатами высокая текучесть кадров?Коллективизм и индивидуализм - важнейшие характеристики организационной культуры любой компании. Корпоративный индивидуализм проявляется формальным следованием коллективным правилам и нормам, но соблюдением при …