В наше время гибкое планирование рабочего времени стало одним из главных трендов в сфере организации труда и отличительной чертой наиболее прогрессивных компаний. Например, в Европейском Союзе порядка 17% работников имеют гибкий график. А в Великобритании эта цифра составляет примерно 30%. Около 5% населения Европы обладают полной автономией. Т.е. они сами решают, когда и сколько они работают.[1]
Некоторые эксперты считают, что возможность гибкого планирования своего рабочего времени — это новый атрибут успеха. Наряду с большой зарплатой и различными корпоративными привилегиями.[2]
И это вполне закономерно. По данным исследователей, когда работники сами расставляют приоритеты и определяют последовательность выполняемых ими задач, это ведет к повышению продуктивности и уменьшению стресса.[3] Тем не менее, гибкое планирование рабочего времени имеет и свои отрицательные стороны. И их следует учитывать.
Гибкое планирование рабочего времени способствует переработке
Как парадоксально это ни звучит, но когда люди начинают сами планировать свое рабочее время, они начинают больше работать. Британские исследователи доказали, что, когда люди получают возможность самостоятельно планировать свою работу, они работают дольше и интенсивнее.[4] Независимо от британских коллег, к точно такому же выводу пришла рабочая группа ученых из нескольких европейских стран.[5]
Может показаться, что для работодателя это хорошо. Дайте людям возможность планировать свое время, и они станут больше работать. В краткосрочной перспективе так оно и есть. Однако груз ответственности и постоянные переработки со временем могут привести к профессиональному выгоранию. А оно, в свою очередь, приведет к снижению продуктивности труда.[6]
Гибкое планирование рабочего времени требует дополнительных затрат времени и сил
Исследование ученых из Гарвардской школы бизнеса показало, что на планирование своего времени и распределение приоритетов люди тратят те внутренние ресурсы, которые они могли бы потратить непосредственно на выполнение работы.[7]
Руководитель исследования Мария Ибаньес так поясняет свои находки: «Это не столь очевидно. Но постоянный анализ списка ваших задач и расстановка приоритетов требуют много времени.»
Наряду с переработкой, необходимость затраты дополнительных времени и сил превращают гибкое планирование рабочего времени в настоящий вызов для работников. Принимать его стоит только тем, кто не сомневается в своей собранности и трудоспособности.[7]
Стоит отметить, что тем, кто самостоятельно планирует свою трудовую деятельность, необходимы не только профессиональные знания. Но и организаторские (точнее, «самоорганизаторские») способности. А они есть далеко не у всех.
Гибкость — не для всех
Приведенные данные предполагают, что гибкое планирование рабочего времени полезно не всегда и не для всех. Применение этого подхода может привести к повышению мотивации и продуктивности работников. Но может и лечь на них тяжелым грузом дополнительной ответственности и необходимости принимать решения.
Введение гибкого планирования должно сопровождаться критической оценкой, а главное самооценкой работников. Их способности к самоорганизации, готовности тратить дополнительные силы и время и, что немаловажно, желания брать на себя дополнительную ответственность.
- Chung H. Flexible working is making us work longer. Quartz. Apr 27, 2007.
- Stillman J. Flexibility: The New Definition of Success. Inc. Dec 16, 2013.
- Stillman J. The Totally Free Way to Boost Productivity and Reduce Stress. Inc. Jul 13, 2016.
- Stillman J. Want Your Employees to Work More? Let Them Set Their Own Schedules. Inc. Jul 27, 2015.
- Beckmann M, Cornelissen T, Kräkel M. Self-Managed Working Time and Employee Effort: Theory and Evidence.
- Stillman J. 2 New Studies Reveal the Dark Side of Workplace Flexibility. Inc. May 8, 2017.
- Bagri NH. Giving employees flexibility is all the rage. But a Harvard study says it might hurt productivity. Quartz. Apr 15, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Нужен ли сильный лидер, чтобы создать эффективную командуУченые установили, что сильный лидер дорывает эффективную работу команды. Наличие сильного лидера ведет к снижению активности других...
- Как развить ответственность в работниках. Совет практикаУмение развить ответственность в работниках - основа успеха руководителя. Руководители-жертвы на это не способны. Рикардо Семлер из Semco...
- Преображение компании начинается с культуры. Почему Сатье Наделле удалось то, что не удалось Гейтсу и БаллмеруПочему Сатье Наделле удалось сделать с Microsoft то, что не удалось Биллу Гейтсу и Стиву Баллмеру? Просто в своем реформаторстве Наделла обратился …
- Принцип равенства работников не для Google? Два класса сотрудников компании с разными правами и возможностямиВ компании Google персонал разделен на два класса, имеющих разные права и возможности. Принцип равенства работников в таких условиях не выполняется.
- Главное качество лидера. И это не воля и харизма — времена Аттилы и Чингисхана прошлиПо современным представлениям, лидер - это человек, обладающий не столько харизмой, сколько некоторыми другими свойствами, позволяющими ему впечатлять, вдохнолять и вызывать желание …
- «Культура манипуляций» привела к крупнейшему отзыву продукции и банкротству компанииМанипуляции с данными тестирования привели к крупнейшему в истории отзыву продукции стоимостью 24 млрд долларов и банкротству Takata Corporation - производителя автозапчастей.
- Стратегии зайца и черепахи. Какова оптимальная скорость роста бизнесаСлишком быстрый рост бизнеса опасен. Слишком медленный тоже. Необходим баланс. Стратегии зайца и черепахи позволяют достичь оптимальной скорости роста...
- Чем полезно корпоративное обучение? Оно снижает «текучку» на 37%. Об этом свидетельствует исследованиеПо данным исследований, корпоративное обучение снижает текучесть кадров на 37%. Для 92% работников обучение - мотивирующий фактор, 83% работников лучше выполняют свои …
- Картина за 90 миллионов. Дэвид Хокни — самый дорогой из ныне живущих художниковКартина Дэвида Хокни - Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами) является на сегодняшний день самой дорогой картиной живущего художника. Она была куплена …
- Сухой закон в США. Уроки для бизнесаСухой закон в США привел к закрытию десятков тысяч предприятий. Однако многие компании нашли «креативные» пути, чтобы обойти сухой закон и продолжить …
- Миллиардеры Билл Гейтс и Джефф Безос сами моют посуду. Почему они это делают?Билл Гейтс долгое время оставался самым богатым человеком планеты. В январе 2018 года это место занял Джефф Безос. Однако статус самого богатого …
- Что означает название KodakСуществует несколько популярных версий того, как появилось название Kodak. По некоторым данным, в названии компании зашифровано...
- Лучшие бизнес книги всех времен, изменившие ход развития управленческой мыслиСуществует категория бизнес-книг, которые стали историей и повлияли на ход развития современного общества. Сюда можно отнести - В поисках совершенства Тома Питерса, …