![Кодекс поведения IKEA](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2018/12/Greens-EFA-1024x559.png)
Каждый сотрудник IKEA в своих действиях должен руководствоваться т.н. кодексом поведения IKEA (Inter IKEA Group code of conduct).[1] Документ описывает в достаточно общих чертах принципы, лежащие в основе всей деятельности компании. Давайте разберемся, действительно ли кодекс работает, и нет ли каких-нибудь принципов, изложенных в нем, которые бы компания нарушала.
Кодекс поведения IKEA
В документе имеется несколько разделов, каждый из которых включает наборы правил, относящихся к теме раздела:
Честный бизнес:
— Справедливые и честные отношения с партнерами
— Отсутствие толерантности в отношении коррупции
— Избегай конфликтов интересов
— Политический нейтралитет
Права человека и рабочая среда:
— Равные возможности
— Хорошее рабочее окружение
— Отсутствие толерантности к агрессии
— Право на участие работников в любых обществах и ассоциациях
— Запрет на использование принудительной или детской рабочей силы
— Алкоголь и наркотики на рабочем месте неприемлемы
Устойчивое развитие и окружающая среда:
— Работай активно
— Эффективное использование ресурсов
— Заботься об окружающей среде в долгосрочной перспективе
Защита имущества компании и конфиденциальной информации:
— Защищай имущество
— Используй имущество надлежащим образом
— Защищай интеллектуальную собственность
— Защищай конфиденциальную информацию
Соответствие Кодексу ИКЕА и законам:
— Используй здравый смысл
— Мы лидируем, подавая пример
Кодекс работает
Вероятно, нет смысла разбирать каждый из приведенных наборов правил IKEA. Обратимся лишь к некоторым из них.
Отношения IKEA с партнерами явились объектом нескольких достаточно крупных исследований, результаты которых свидетельствуют о том, что они, действительно носят справедливый и честный характер. Согласно данным, собранным в одном из исследований, во всех случаях отношения между поставщиками и IKEA носили долгосрочный, взаимовыгодный и достаточно личный и неформальный характер.[2]
При этом компания готова обучать своих поставщиков и инвестировать в них.[3] Все это делает правило относительно справедливых и честных отношений с партнерами истинным правилом.
Возьмем другой пункт кодекса IKEA — эффективное использование ресурсов и забота об окружающей среде. На производстве IKEA ресурсы действительно расходуются очень рационально. Остатки древесины продаются энергетическим компаниям для отопления, лишний пластик идет на повторное использование. Дизайнеры IKEA минимизируют количество синтетического пенного наполнителя в диванах, и предпочтение отдается упаковке, которую легко переработать.[4] Компания осуществила инвестиции в ветряные электростанции и завод по переработке пластика. Эти инвестиции составляют часть полутора миллиардного плана, направленного на создание полностью экологически чистого производства к 2020 году.[5] Это также свидетельствует о соответствии между правилами организации и ее реалиями и об истинной природе этого правила.
Противоречия
Вместе с тем, IKEA являлась объектом внимания европейских регуляторов на протяжении последнего десятилетия относительно налоговых схем, которые она использует. В 2016 году IKEA была уличена в уклонении от уплаты налогов на сумму более 1 млрд евро. Согласно отчету Европейского Парламента компания проводила миллиарды евро, полученные в виде выручки в странах с высокими налогами — Великобритании, Франции и Германии, через офшорные зоны в Люксембурге, Лихтенштейне и Нидерландах. Она осуществляла это посредством различных платежей связанным с ней организациям в офшорных зонах, где те платили минимум налогов или не платили вообще.[6]
Очевидно, что такие обширные налоговые схемы не могли быть результатом изолированной деятельности отдельных высокопоставленных менеджеров. Они вовлекали большое число работников компании, которые действовали вопреки правилу, сформулированному в разделе кодекса IKEA «Соответствие Кодексу ИКЕА и законам» и гласящему[1]: «Мы все подпадаем под действие законов и регуляторных требований во многих странах и юрисдикциях по всему миру. (…) Каждый из нас обязан (…) брать на себя ответственность за выполнение требований (данного) кодекса и (соответствующих) законодательств.»
Еще одно правило раздела сформулировано следующим образом[1]:
«Если у вас есть сомнения в отношении каких-либо действий, задайте себе следующие вопросы:
- Это действие соответствует кодексу IKEA?
- Это этично?
- Это легально?
- Это хорошо отразится на бренде IKEA?
- Мы готовы отстаивать такое наше поведение перед обществом?
Если на любой из этих вопросов ответ «нет», не делайте этого.»
Использование налоговых схем дает
ответ «нет» на все приведенные вопросы. Это значит, что компания изложила в
документе правило, но на деле не ориентируется на него. Вероятно, тот принцип,
которым в действительности руководствуется компания, можно было бы сформулировать
так: «В том, что касается корпоративных доходов, действуйте независимо от
этической и легальной стороны вопроса, а также от того, что написано в кодексе IKEA.»
- Кодекс поведения IKEA. Корпоративный сайт IKEA.
- Tarnovskaya V, Ghauri PN, Elg U. Market driving supplier strategy: IKEA’s global sourcing network in two developing markets . Paper presented at the International Conference “New directions of marketing development: Interactions and partner relations”. Moscow. November 15–16, 2007.
- Kaye L. Sustainable supply chain creates a competitive advantage worldwide. The Guardian. May 9, 2013.
- Kowitt B. Can Ikea turn its blonde world green? Fortune. March 10, 2015.
- Nichols W. Ikea unveils plans to use 100% clean energy by 2020. The Guardian. October 23, 2012.
- Shen L. Ikea Has Been Accused of Avoiding 1 Billion Euros in Taxes. Fortune. February 12, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Пиар или реальные действия. Два подхода к управлению кризисом. Кейс British Petroleum
Разлив нефти в Мексиканском Заливе привел к кризису в компании British Petroleum. В ответ вместо реальных действий компания развернула пиар-кампанию.Фаворитизм на работе. Насколько часто он встречается и как вредит бизнесу. Мнения экспертов
Фаворитизм - явление гораздо более распространенное, чем можно подумать. Фаворитизм на работе опасен для любой компании. Он проявляется...Сон как часть корпоративной стратегии
Официально позволив сотрудникам спать на работе, компании способствуют возникновению творческих подходов и решений. Стратегический сон...История развития менеджмента объясняет многие дефициты современного корпоративного управления
Менеджмент возник при переходе от ремесленного производства к промышленному. Усложнение производственных процессов привело к возникновению потребности в эффективном планировании времени и ресурсов …Чувство юмора как часть корпоративной культуры. Ричард Брэнсон никогда его не терял. Именно оно помогло создать Virgin Group
Ричард Брэнсон одним первоапрельским утром оказался в тюремной камере в одном домашнем халате. Пояс от халата у него изъяли во избежание суицида …
Проблема асимметрии информации и должностные преступления. Xerox — кейс на 6,4 миллиарда долларов
Асимметрия информации - главная предпосылка корпоративной преступности. В компании Xerox были выявлены обманные бухгалтерские схемы, благодаря которым были осуществелны манипуляции на общую …Умственная работа и физические упражнения. Хотите лучше работать — делайте упражнения. Результаты исследований
В сочетании, умственная работа и физические упражнения оказываются намного эффективнее, чем умственная работа и отдых. Ученые установили...Сон как часть корпоративной стратегии
Официально позволив сотрудникам спать на работе, компании способствуют возникновению творческих подходов и решений. Стратегический сон...Как Стив Джобс украл мышь и графический интерфейс
Величайшие достижения Apple - графический интерфейс и мышь, Стив Джобс украл у Xerox. «Мы никогда не стыдились красть великие идеи», - зая...Адхократия — гибкость, открытость и адаптивность организации
Адхократия - особая форма организационной культуры, противоставляемая бюрократии и предполагающая максимальную открытость и адаптивность, гибкость, отсутствие иерархии и формализации отношений.
Лицемерная благотворительность? Истинные цели благотворительности компаний
Каковы истинные цели благотворительности компаний, которые обманывают клиентов, эксплуатируют работников и вредят обществу? Несоответствие...Компания закрылась после обзора на YouTube. Усиленный пиар при проблемах с качеством может обернуться катастрофой. Кейс стартапа Kanoa
Пиар не заменяет качества. В этом убедились создатели компании KANOA, которые попытались продвигать заведомо некачественный продукт за счет агрессивной PR-кампании. Единственный правдивый …Привычка отвечать на электронные письма немедленно даже в нерабочее время — вредна, считают ученые
Требование компаний отвечать на электронные письма немедленно и даже в нерабочее время, вредит долгосрочной продуктивности. Исследования...