Каждый сотрудник IKEA в своих действиях должен руководствоваться т.н. кодексом поведения IKEA (Inter IKEA Group code of conduct).[1] Документ описывает в достаточно общих чертах принципы, лежащие в основе всей деятельности компании. Давайте разберемся, действительно ли кодекс работает, и нет ли каких-нибудь принципов, изложенных в нем, которые бы компания нарушала.
Кодекс поведения IKEA
В документе имеется несколько разделов, каждый из которых включает наборы правил, относящихся к теме раздела:
Честный бизнес:
— Справедливые и честные отношения с партнерами
— Отсутствие толерантности в отношении коррупции
— Избегай конфликтов интересов
— Политический нейтралитет
Права человека и рабочая среда:
— Равные возможности
— Хорошее рабочее окружение
— Отсутствие толерантности к агрессии
— Право на участие работников в любых обществах и ассоциациях
— Запрет на использование принудительной или детской рабочей силы
— Алкоголь и наркотики на рабочем месте неприемлемы
Устойчивое развитие и окружающая среда:
— Работай активно
— Эффективное использование ресурсов
— Заботься об окружающей среде в долгосрочной перспективе
Защита имущества компании и конфиденциальной информации:
— Защищай имущество
— Используй имущество надлежащим образом
— Защищай интеллектуальную собственность
— Защищай конфиденциальную информацию
Соответствие Кодексу ИКЕА и законам:
— Используй здравый смысл
— Мы лидируем, подавая пример
Кодекс работает
Вероятно, нет смысла разбирать каждый из приведенных наборов правил IKEA. Обратимся лишь к некоторым из них.
Отношения IKEA с партнерами явились объектом нескольких достаточно крупных исследований, результаты которых свидетельствуют о том, что они, действительно носят справедливый и честный характер. Согласно данным, собранным в одном из исследований, во всех случаях отношения между поставщиками и IKEA носили долгосрочный, взаимовыгодный и достаточно личный и неформальный характер.[2]
При этом компания готова обучать своих поставщиков и инвестировать в них.[3] Все это делает правило относительно справедливых и честных отношений с партнерами истинным правилом.
Возьмем другой пункт кодекса IKEA — эффективное использование ресурсов и забота об окружающей среде. На производстве IKEA ресурсы действительно расходуются очень рационально. Остатки древесины продаются энергетическим компаниям для отопления, лишний пластик идет на повторное использование. Дизайнеры IKEA минимизируют количество синтетического пенного наполнителя в диванах, и предпочтение отдается упаковке, которую легко переработать.[4] Компания осуществила инвестиции в ветряные электростанции и завод по переработке пластика. Эти инвестиции составляют часть полутора миллиардного плана, направленного на создание полностью экологически чистого производства к 2020 году.[5] Это также свидетельствует о соответствии между правилами организации и ее реалиями и об истинной природе этого правила.
Противоречия
Вместе с тем, IKEA являлась объектом внимания европейских регуляторов на протяжении последнего десятилетия относительно налоговых схем, которые она использует. В 2016 году IKEA была уличена в уклонении от уплаты налогов на сумму более 1 млрд евро. Согласно отчету Европейского Парламента компания проводила миллиарды евро, полученные в виде выручки в странах с высокими налогами — Великобритании, Франции и Германии, через офшорные зоны в Люксембурге, Лихтенштейне и Нидерландах. Она осуществляла это посредством различных платежей связанным с ней организациям в офшорных зонах, где те платили минимум налогов или не платили вообще.[6]
Очевидно, что такие обширные налоговые схемы не могли быть результатом изолированной деятельности отдельных высокопоставленных менеджеров. Они вовлекали большое число работников компании, которые действовали вопреки правилу, сформулированному в разделе кодекса IKEA «Соответствие Кодексу ИКЕА и законам» и гласящему[1]: «Мы все подпадаем под действие законов и регуляторных требований во многих странах и юрисдикциях по всему миру. (…) Каждый из нас обязан (…) брать на себя ответственность за выполнение требований (данного) кодекса и (соответствующих) законодательств.»
Еще одно правило раздела сформулировано следующим образом[1]:
«Если у вас есть сомнения в отношении каких-либо действий, задайте себе следующие вопросы:
- Это действие соответствует кодексу IKEA?
- Это этично?
- Это легально?
- Это хорошо отразится на бренде IKEA?
- Мы готовы отстаивать такое наше поведение перед обществом?
Если на любой из этих вопросов ответ «нет», не делайте этого.»
Использование налоговых схем дает
ответ «нет» на все приведенные вопросы. Это значит, что компания изложила в
документе правило, но на деле не ориентируется на него. Вероятно, тот принцип,
которым в действительности руководствуется компания, можно было бы сформулировать
так: «В том, что касается корпоративных доходов, действуйте независимо от
этической и легальной стороны вопроса, а также от того, что написано в кодексе IKEA.»
- Кодекс поведения IKEA. Корпоративный сайт IKEA.
- Tarnovskaya V, Ghauri PN, Elg U. Market driving supplier strategy: IKEA’s global sourcing network in two developing markets . Paper presented at the International Conference “New directions of marketing development: Interactions and partner relations”. Moscow. November 15–16, 2007.
- Kaye L. Sustainable supply chain creates a competitive advantage worldwide. The Guardian. May 9, 2013.
- Kowitt B. Can Ikea turn its blonde world green? Fortune. March 10, 2015.
- Nichols W. Ikea unveils plans to use 100% clean energy by 2020. The Guardian. October 23, 2012.
- Shen L. Ikea Has Been Accused of Avoiding 1 Billion Euros in Taxes. Fortune. February 12, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Как извлечь сверхприбыль. Рецепт от компании Mylan, который сделал ее олицетворением корпоративной жадностиСтратегия продвижения препарата Эпипен сделала компанию Mylan олицетворением корпоративной жадности. Стремясь извлечь сверхприбыль, Mylan...
- Странная бизнес идея. Эта компания зарабатывает $7 млн. в год, находя тех, кто не убирает улицы за своими собакамиАнализ собачьих экскрементов позволяет выявить хозяев, которые не убирают улицы за своими питомцами. Эта странная бизнес идея приносит мил...
- Как компания Hugo Boss производила униформу для национал-социалистов и вермахтаИстория компании Hugo Boss началась в 1930-х. Компания Hugo Boss производила униформу для гитлеровских элитных подразделений - СС, СА и...
- Тейлор и Форд как и прежде актуальны. Далеко ли современные руководители ушли от управленческого стиля эпохи индустриализации?Современные руководители опираются на устаревшие принципы тейлоризма и фордизма. Тейлор и Форд создали свои теории примерно век назад, а...
- Что означают название и логотип AudiНазвание и логотип Audi возникли в процессе многочисленных слияний и поглощений автомобильных компаний. Слово Audi означает...
- Самые популярные в Китае. Какая сеть ресторанов зарабатывает на китайцах 5 миллиардов долларов в годНа китайском рынке фастфуда присутствуют несколько глобальных игроков. Но самым успешным является сеть KFC, которая потеснила даже McDonalds. Возможно, ей это удалось, …
- Пружинка на миллиард. Слинки — одна из самых прибыльных игрушек в историиИгрушка-пружинка, известная также как Слинки, была изобретена случайно военным инженером. Случайное изобретение принесло 3 млрд. долларов...
- Цена опечатки. Google зарабатывает полмиллиарда долларов в год на опечаткахЦена опечатки может быть высока, когда речь идет о финансах. А вот Google успешно зарабатывает на опечатках, которые делают пользователи. Тайпсквоттинг - …
- Компании боятся инноваций и творческих подходов. Хотя и заявляют обратноеКомпании заявляют, что инновации и творческие подходы - их главные ценности. На деле, компании боятся инноваций. Проведенное исследование...
- Преобразование компании. Как избежать хождения по кругу и планомерно двигаться в намеченном направленииПреобразование компании - процесс сложный и медленный. Часто менеджмент пытается найти какое-либо универсальное решение, которое позволит трансформировать организацию
- Неудачная промо-акция от Coca-Cola. Оскорбления покупателей — не лучший способ продвижения продукцииБесспорно неудачная промо-акция Coca-Cola привела к тому, что покупатели стали находить под крышками оскорбления и ругательства. Это случилось, поскольку...
- Умный ответ на вызовы рынка. IKEA внедряет принципы философии циркулированияПотребительское поведение на рынке мебели меняется, и IKEA отвечает расширением своей бизнес-модели и применением принципов философии циркулирования.
- Песня Happy Birthday to You — судебные баталии и миллионы долларовПовсеместно используемая для поздравлений песня Happy Birthday to You стала источником сомнительного заработка компании Warner/Chappel и причиной тяжбы.