«Мы — компания, характеризующаяся незыблемой приверженностью нашим клиентам, нашим акционерам и друг другу. Наша миссия состоит в создании непревзойденной ценности для наших клиентов и построении с ними превосходного партнерства, основанного на знании, креативности и преданности наших людей и ведущего к отличным результатам для наших акционеров.»
Так звучала миссия компании Lehman Brothers, одного из крупнейших глобальных инвестиционных банков мира, чье банкротство спровоцировало беспрецедентный мировой финансовый кризис 2008 года.[i]
Значительная часть бизнеса компании Lehman Brothers была построена на покупке и продаже долговых инструментов, связанных с ипотечным рынком. В погоне за прибылями компания все больше инвестировала в высокорисковые инструменты. Ей приходилось списывать все больше безнадежных долгов. В какой-то момент эта цифра достигла 7,8 млрд долларов. Стоимость активов, не поддающихся оценке составила 54 млрд долларов.[ii]
При этом компания использовала целый ряд обманных практик для того, чтобы скрывать свои проблемные активы. Например, при помощи краткосрочных сделок РЕПО они на короткий срок «продавали» эти активы, которые на время составления финансовых отчетов оказывались вне бухгалтерского баланса компании. Так Lehman Brothers удалось скрыть от клиентов и инвесторов проблемные активы на сумму 50 млрд долларов.[iii] Кроме того, компания завышала в отчетности свои финансовые активы. По некоторым данным ежемесячно сумма завышения составляла около 5 млрд долларов.[iv]
Неизвестно, насколько хорошо рядовые сотрудники были осведомлены о подобных практиках, но судя по масштабам манипуляций, все это не было сговором нескольких высших менеджеров компании, а являлось рутинной жизнью всей организации. Когда в компании находились люди, пытавшиеся поднять вопрос о недобросовестных практиках, от них избавлялись.
Так, за несколько месяцев до краха Lehman Brothers один из вице-президентов компании, Мэтью Ли, поднял вопрос о манипуляциях с бухгалтерской информацией, практикуемой в компании. Он выразил свою озабоченность в письме, которое разослал исполнительным менеджерам, ответственным за различные сферы деятельности компании, а также аудиторам из Ernst and Young. Однако единственной реакцией, которая последовала на письмо,было увольнение Ли месяц спустя.[iv], [v] Компания отторгла чужеродного для нее правдоборца.
Компания Lehman Brothers в своей повседневной деятельности подвергала риску деньги своих клиентов (которые, в результате, потеряли свои вложения[vi]) и обманывала инвесторов. Таким образом, ее деятельность была далека от «незыблемой приверженности клиентам и акционерам …», о которых говорится в заявлении о миссии, а само заявление представляется социальным клише.
Релевантно: Parmalat: крупнейшее корпоративное преступление в Европе
[i] O’Neil R. Lehman Brothers: the company as it saw itself. Computerworld. September 25, 2008.
[ii] Q&A: Lehman Brothers bank collapse. BBC News. September 16, 2008.
[iii] Hudson J. Lehman Brothers, Fraud and the New York Fed. The Atlantic. March 12, 2010.
[iv] Read The Letter Lehman Brothers Whistle Blower Wrote. Business Insider. March 19, 2010.
[v] Clark A. Lehman whistleblower lost his job weeks after raising alarm. The Guardian. March 16, 2010.
[vi] Stempel J. Lehman payout tops $80 billion, creditors get another $17.9 billion. Reuters. March 27, 2014.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Бизнес-стратегия. Уроки генерала Карла фон КлаузевицаБизнес-стратегия берет свое начало в военной стратегии. Уроки знаменитого военного стратега Карла фон Клаузевица будут полезны любому современному стратегу.
- Зачем компаниям заявления о миссии. Кейсы IKEA и MylanСлучается, что заявление о миссии компании совершенно не согласуется с ee реальными действиями. Но это не значит, что заявление о мисси всегда …
- Компании, которым удалось создать продуктивную корпоративную культуру (инфографика)Культура организации определяет очень многое - субъективное самочувствие работников, удовлетворенность, мотивацию, продуктивность, а, в конечном итоге, благополучие всей компании. Хотите, чтобы работники …
- Бесплатная система учета рабочего времени. Мастер-класс Билла Гейтса по микроменеджментуВ молодые годы Билл Гейтс активно практиковал микроменеджмент. Его личная бесплатная система учета рабочего времени подчиненных - свидетельство этого.
- В Toyota знают: для выявления истинных причин проблем надо задать вопрос «почему?» шесть разВ Toyota выработали эффективный способ выявления причин проблем. Нужно последовательно задать вопрос «почему?» несколько раз. Ответ на последнее «почему» и будет настоящей …
- Что означает название KodakСуществует несколько популярных версий того, как появилось название Kodak. По некоторым данным, в названии компании зашифровано...
- Преемственность — секрет успеха Facebook. Мнение Марка ЦукербергаПреемственность - основа устойчивости команд Facebook. Именно она стала основой успеха компании. Так считает Марк Цукерберг - создатель Facebook.
- Долгосрочное мышление и срок жизни компании. Кейс IBMДолгосрочное мышление напрямую влияет на срок жизни организации. Компания IBM - живое тому подтверждение. Стив Деннинг, автор бестселлеров «Эпоха Agile» и «Вдохновляй …
- Корпоративный стокгольмский синдромПсихологи всерьез заговорили о том, что существует корпоративный стокгольмский синдром. Работодатель плохо обращается с работником, но...
- Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в GoogleНе существует общепринятого понимания лидерства. Поэтому объективная оценка лидерства представляется сложной задачей. Опыт компании Google может стать полезным подспорьем при разработке оценки …
- $1 миллиард + $4 миллиона. Два рекорда Дж. К. РоулингДжоан Роулинг стала миллиардером благодаря своим книгам о Гарри Поттере. Но это не единственное ее достижение. Писательница также написала книгу (не из …
- Чтобы создать сильную команду, не следует нанимать людей, похожих на вас. Мнение главы HR из NetflixСоздать сильную команду непросто. Основной секрет здесь - не нанимать людей, похожих на вас. Так считает глава HR из Netflix, Патти Маккорд.
- Компания, которая пытается засудить президента ТрампаКомпания Patagonia, производящая одежду для спорта и путешествий, хочет засудить президента Трампа. Суть конфликта состоит в том, что...