«Мы — компания, характеризующаяся незыблемой приверженностью нашим клиентам, нашим акционерам и друг другу. Наша миссия состоит в создании непревзойденной ценности для наших клиентов и построении с ними превосходного партнерства, основанного на знании, креативности и преданности наших людей и ведущего к отличным результатам для наших акционеров.»
Так звучала миссия компании Lehman Brothers, одного из крупнейших глобальных инвестиционных банков мира, чье банкротство спровоцировало беспрецедентный мировой финансовый кризис 2008 года.[i]
Значительная часть бизнеса компании Lehman Brothers была построена на покупке и продаже долговых инструментов, связанных с ипотечным рынком. В погоне за прибылями компания все больше инвестировала в высокорисковые инструменты. Ей приходилось списывать все больше безнадежных долгов. В какой-то момент эта цифра достигла 7,8 млрд долларов. Стоимость активов, не поддающихся оценке составила 54 млрд долларов.[ii]
При этом компания использовала целый ряд обманных практик для того, чтобы скрывать свои проблемные активы. Например, при помощи краткосрочных сделок РЕПО они на короткий срок «продавали» эти активы, которые на время составления финансовых отчетов оказывались вне бухгалтерского баланса компании. Так Lehman Brothers удалось скрыть от клиентов и инвесторов проблемные активы на сумму 50 млрд долларов.[iii] Кроме того, компания завышала в отчетности свои финансовые активы. По некоторым данным ежемесячно сумма завышения составляла около 5 млрд долларов.[iv]
Неизвестно, насколько хорошо рядовые сотрудники были осведомлены о подобных практиках, но судя по масштабам манипуляций, все это не было сговором нескольких высших менеджеров компании, а являлось рутинной жизнью всей организации. Когда в компании находились люди, пытавшиеся поднять вопрос о недобросовестных практиках, от них избавлялись.
Так, за несколько месяцев до краха Lehman Brothers один из вице-президентов компании, Мэтью Ли, поднял вопрос о манипуляциях с бухгалтерской информацией, практикуемой в компании. Он выразил свою озабоченность в письме, которое разослал исполнительным менеджерам, ответственным за различные сферы деятельности компании, а также аудиторам из Ernst and Young. Однако единственной реакцией, которая последовала на письмо,было увольнение Ли месяц спустя.[iv], [v] Компания отторгла чужеродного для нее правдоборца.
Компания Lehman Brothers в своей повседневной деятельности подвергала риску деньги своих клиентов (которые, в результате, потеряли свои вложения[vi]) и обманывала инвесторов. Таким образом, ее деятельность была далека от «незыблемой приверженности клиентам и акционерам …», о которых говорится в заявлении о миссии, а само заявление представляется социальным клише.
Релевантно: Parmalat: крупнейшее корпоративное преступление в Европе
[i] O’Neil R. Lehman Brothers: the company as it saw itself. Computerworld. September 25, 2008.
[ii] Q&A: Lehman Brothers bank collapse. BBC News. September 16, 2008.
[iii] Hudson J. Lehman Brothers, Fraud and the New York Fed. The Atlantic. March 12, 2010.
[iv] Read The Letter Lehman Brothers Whistle Blower Wrote. Business Insider. March 19, 2010.
[v] Clark A. Lehman whistleblower lost his job weeks after raising alarm. The Guardian. March 16, 2010.
[vi] Stempel J. Lehman payout tops $80 billion, creditors get another $17.9 billion. Reuters. March 27, 2014.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Билл Гейтс о коронавирусеБилл Гейтс - не только миллиардер, но и большой авторитет в области общественного здоровья. Что говорит Билл Гейтс о коронавирусе.
- Сбои в планировании ресурсов могут стоить сотни миллионов долларов. Примеры Nike, Hershey’s и Hewlett-PackardКомпании Nike, Hershey’s и Hewlett-Packard убедились в том, что сбои в планировании ресурсов, т.е. обеспечении соответствия ресурсов и операций, могут стоить сотни …
- Сколько стоит корпоративная культура. Новый тренд в оценке компаний — аудит культуры организацииКорпоративная культура - важнейшая часть компании, которую можно оценить в деньгах. Так считает Марк Бениофф, руководитель многомиллиардной корпорации Salesforce.
- Стратегии супербоссов — профессор Сидни Финкельштейн о лидерствеПрофессор управления Сидни Финкельштейн выделяет несколько стратегий лучших лидеров - супербоссов. Стратегии супербоссов отличаются...
- Бесплатная система учета рабочего времени. Мастер-класс Билла Гейтса по микроменеджментуВ молодые годы Билл Гейтс активно практиковал микроменеджмент. Его личная бесплатная система учета рабочего времени подчиненных - свидетельство этого.
- Уровни развития корпоративной культуры. От токсичной культуры до элитарнойКонсалтинговая компания, проанализировавшая сотни организаций, выделяет уровни развития корпоративной культуры, позволяющие определить на каком этапе развития находится компания.
- Лидерство в кризис: эти руководители компаний отказались от своих зарплат из-за эпидемии коронавирусаМногие руководители крупных компаний отказываются от своих зарплат из-за эпидемии коронавируса. Истинное лидерство в кризис требует...
- Офис открытого типа — враг продуктивности. Мнение экспертовМногие компании выбирают офис открытого типа, в котором большинство работников находятся в едином пространстве. Психологи предупреждают - продуктивность...
- Скука на работе как источник мотивации и стимулятор творческого подхода. Результаты исследованияРезультаты исследований свидетельствуют, что скука на работе иногда выступает как источник мотивации и стимулирует творческое мышление...
- Слова Стива Джобса о деньгах: «я никогда не делал все это ради денег»Деньги никогда не были главным приоритетом Стива Джобса. В 25 лет он уже обладал состоянием в 100 млн. Но слова Стива Джобса …
- Личностные качества успешных людей. 7 характеристик, которые помогают добиться успеха — мнение экспертаЛичностные качества успешных людей включают семь черт, которые можно развить в себе. Профессор психологии Джордж Эверли предлагает простой...
- Peel Trident и Peel P50. Курьезные автомобили от странной компанииPeel Engineering - производитель самых маленьких и странных автомобилей в истории. Модель P50 даже попала в книгу рекордов Гиннесса. Peel Trident со …
- Самая частая причина проблем – люди. Самая главная причина успехов – тоже люди. Мнение главы Burger KingДэниэл Шварц, глава Бургер Кинг, убежден в том, что существует три основные причины проблем компании. И главная из них - это неправильно …