Принятие власти на корпоративном уровне по своей природе сходно с политической легитимностью — принятием народом политической власти.
Три типа корпоративной легитимности
По аналогии с тремя типами политической легитимности, предложенными Максом Вебером[1], в зависимости от механизмов признания власти подчиненными, можно выделить три типа корпоративной легитимности [2]:
- Традиционная — имеющая исторические причины и связанная с традициями и привычками организации. «Мы всегда следовали правилам этого менеджера, и продолжим следовать дальше.»
- Харизматическая — связанная с личностью менеджера, его харизмой, способностью заставлять людей следовать правилам, «очаровывая» их.
- Административная (для организации это более удачный термин, чем рационально-легальная легитимность государственной власти по Веберу) — опирается на институциональные предписания, инструкции и процедуры. Иными словами, работники признают власть руководителя, поскольку в их и в его должностных инструкциях прописано соответствующее подчинение.
Если за счет одного из этих трех механизмов менеджер легитимен в глазах подчиненных, они будут следовать вводимым им формальным правилам. Если же корпоративная легитимность отсутствует, значит, работники считают, что менеджер не вправе навязывать им свое руководство.[2]
Например, правила, исходящие от нового руководителя подразделения, не успевшего завоевать уважение и авторитет среди своих подчиненных, могут обладать только административной легитимностью.
Если же в организации отсутствуют или не соблюдаются соответствующие институциональные предписания, то правила нового руководителя и вовсе окажутся нелегитимными, поскольку не соблюдаются условия для возникновения ни одного из типов корпоративной легитимности. Многие руководители, приходя на новое место, оказывались в такой ситуации.[2]
В то же время формальные правила, исходящие, например, от руководителя другого подразделения, обладающего высоким авторитетом, вполне могут обладать легитимностью для работников.
Кроме принятия власти руководителя необходимо, чтобы и само правило не вызывало у коллектива отторжения. Главные предпосылки для этого — разумность и понятность правила. Однако поскольку формальное правило в значительной степени опирается на личные логику и представления менеджера, т.е. на арбитрарную составляющую, то эти предпосылки далеко не всегда оказываются очевидны кому-либо, кроме самого менеджера.[2]
Поэтому даже менеджеру, обладающему корпоративной легитимностью, может потребоваться проводить разъяснительную работу, чтобы донести до подчиненных логику, стоящую за правилом, и наделить его таким образом приемлемостью для коллектива.[2]
Если корпоративная легитимность отсутствует…
Если менеджер по каким-либо причинам не обладает корпоративной легитимностью, и/или правило оказывается неприемлемо для работников, тогда реализация такого формального правила возможна только через позитивное или негативное стимулирование, т.е. поощрение выполнения правила и наказание за его невыполнение.[2]
Непризнание легитимности деятельности менеджмента и неприемлемость правил, исходящих от него, может выливаться в столкновения между работниками и менеджерами. Одной из форм такого столкновения является забастовка.
Когда забастовка связана с требованиями, касающимися оплаты труда, это в меньшей степени относится к вопросам корпоративной легитимности и приемлемости, когда же речь заходит об условиях труда, нередко камнем преткновения становятся именно правила, введенные менеджментом, которые работники воспринимают как чужеродные и неприемлемые для себя.[2]
В апреле 2018 года в Бельгии началась забастовка работников германской сети супермаркетов Lidl, которая длилась 7 дней и охватила 147 магазинов по всей стране (из 302, представленных в Бельгии).[3]
Причиной недовольства стала не низкая оплата труда, а правила, установленные бельгийским офисом компании, в соответствии с которыми на рядовых работников сети ложится непомерно высокая нагрузка.
Кроме того работники протестовали против правил компании, позволявших легко избавляться от любого из них на усмотрение менеджмента. В коллективе это правило назвали «правилом террора».[3] В результате менеджмент компании согласился изменить правила работы, после чего забастовка была прекращена.[4]
Причиной забастовки стало непризнание формальных правил, созданных менеджментом. А значит, действия руководства в данной ситуации не были восприняты работниками как легитимные.
Менеджеры могли бы попытаться сделать так, чтобы правило выполнялось с помощью позитивного (например, повысив оплату труда) или негативного (судя по «правилу террора» этот метод применялся, но его дальнейшее усиление, скорее всего, пошло бы вразрез с трудовым законодательством) стимулирования.
Тем не менее, стимулирование не исчерпало бы конфликт. Оно не снизило бы нагрузку на людей, которая явилась причиной их недовольства, и позже конфликт, наверняка, снова вышел бы на поверхность. Поэтому менеджмент предпочел изменить правила, приблизив их к правилам, которые были бы адекватны и естественны для организации. Новые правила оказались приемлемы для работников, пострадавшая легитимность менеджмента со временем восстановится.[2]
- Njegovan BR, Vukadinović M, Grubić Nešić L, Characteristics and Types of Authority: the Attitudes of Young People. A Case Study, Sociológia 2011, Vol. 43, No. 6. 657-673.
- Щемелинин И. Пульт управления компанией. 5 уровней, 8 измерений и 47 рычагов менеджмента. Lambert Academic Publishing. 2019. 281-298.
- Shop workers strike against “reign of terror” at Lidl. NWS Flanders News. April 6, 2018.
- Lidls reopen after 7 day strike. Brussels Express. May 2, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Убеждая инвесторов, не забудьте понизить голос. Элизабет Холмс поступала именно такПо-мужски низкий голос Элизабет Холмс из Theranos оказался инструментом обмана, помогающим ей получать деньги инвесторов.
- Адхократия — гибкость, открытость и адаптивность организацииАдхократия - особая форма организационной культуры, противоставляемая бюрократии и предполагающая максимальную открытость и адаптивность, гибкость, отсутствие иерархии и формализации отношений.
- Как дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в промышленном дизайнеДжобс так глубоко ушел в восточные духовные практики, что хотел переехать в Японию. Дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в дизайне...
- Когда проявление эмпатии на работе начинает вредить вамСчитается, что проявление эмпатии на работе способствует возникновению эмоциональных связей с коллегами и клиентами. Но опасность...
- Компании, которым удалось создать продуктивную корпоративную культуру (инфографика)Культура организации определяет очень многое - субъективное самочувствие работников, удовлетворенность, мотивацию, продуктивность, а, в конечном итоге, благополучие всей компании. Хотите, чтобы работники …
- Две составляющие успеха: мечты и реализм. Взгляд ученых и предпринимателейПо мнению психологов, мечты и реализм - две неразделимые составляющие успеха. Джефф Безос, Рэй Далио и Тим Кук с этим согласны. Их …
- История хулахупа — успешнейшего продукта, жившего всего несколько месяцевВ 1950-х компания Wham-O сделала миллионы на обычном обруче, известном как хулахуп. История хулахупа началась древности, а Ричард Кнерр и ...
- Марк Цукерберг — дальтоник. Поэтому основной цвет Facebook — синийМарк Цукерберг - дальтоник. Он страдает красно-зеленым дальтонизмом. Зато синий для него - самый яркий и насыщенный цвет.
- Atari шок — обвал индустрии видеоигр. Уроки для бизнесаОбвал индустрии видеоигр, вошедший в историю как Atari шок, навсегда изменил ход истории развития высоких технологий. Тяжелый кризис...
- Прошедшие через века. 8 старейших фирм мираСредняя продолжительность жизни компании в наше время - 15 лет. Однако некоторым из них удалось прожить гораздо дольше. Список восьми старейших фирм …
- Как Стив Джобс украл мышь и графический интерфейсВеличайшие достижения Apple - графический интерфейс и мышь, Стив Джобс украл у Xerox. «Мы никогда не стыдились красть великие идеи», - зая...
- Преобразование компании. Как избежать хождения по кругу и планомерно двигаться в намеченном направленииПреобразование компании - процесс сложный и медленный. Часто менеджмент пытается найти какое-либо универсальное решение, которое позволит трансформировать организацию
- Значение логотипа Toyota. Что символизируют три овала на эмблеме автомобильного гигантаЗначение логотипа Toyota глубоко символично. Каждый из трех пересекающихся овалов имеет свой смысл. Два внутренних овала олицетворяют...