Существуют разные взгляды на прокрастинацию. Одни считают, что ее причины — лень и недостаток дисциплины. Другие убеждены, что это проявление плохого тайм-менеджмента. Третьи (психологи, кстати) говорят, что прокрастинация — это способ изживания отрицательных эмоций. Профессор менеджмента Адам Грант из Уортонской школы бизнеса предлагает свой взгляд на проблему. Он считает, что зачастую прокрастинация — это своеобразная стратегия выжидания. Иногда люди откладывают важные дела, поскольку чувствуют, что еще не совсем к ним готовы.[1]
Тут стоит пояснить. Речь идет не о затягивании срочных повседневных дел (поход к стоматологу с больным зубом). А об откладывании воплощения каких-либо идей, которые требуют «дозревания».
Стратегия выжидания или стратегическая прокрастинация
Профессор Грант изучал явление прокрастинации. Он утверждает, что по данным исследований, прокрастинация значительно снижает продуктивность, но в то же время способствует творческому мышлению.
«Я думаю, мы все должны принимать мысль о том, что некоторые вещи стоит откладывать. Вы не можете подгонять творческую мысль», — поясняет Грант.[1]
Выводы профессора Гранта опираются на работы советского психолога Блюмы Зейгарник (1900-1988). Зейгарник доказала, что как только мы заканчиваем какое-то дело, мы перестаем думать о нем. В то же время, когда дело остается незаконченным, мы снова и снова мысленно возвращаемся к нему.[2]
Поэтому, если мы останавливаем работу над каким-либо проектом до его окончания, мы все-таки продолжаем думать о нем, и у нас появляются новые творческие идеи относительно него. Таким образом, стратегия выжидания позволяет приходить к более продуманным и оригинальным решениям. Грант называет это «стратегической прокрастинацией».[1]
В качестве примера, человека применявшего стратегическую прокрастинацию, Грант приводит Стива Джобса. «Время, когда Стив Джобс откладывал решения и размышлял над разными возможностями, было потрачено не даром. Он позволял возникнуть новым идеям. А не хватался за наиболее конвенциональные, очевидные и знакомые решения.» И, надо заметить, эта стратегия выжидания окупалась. По крайней мере, Джобсу удалось создать несколько уникальных на тот момент продуктов, которые сделали Apple одной из самых успешных компаний мира .[1]
«Я не говорю, что вы должны взять и отложить все дела. Ведь тогда ваша работа встанет», — поясняет Адам Грант. «Тем не менее, пауза, взятая в середине проекта, может побудить людей сделать шаг назад и вновь оценить ситуацию. Возможно, они обнаружат, что существуют новые направления развития проекта.»[1]
Дополнительно: Офисные интриги и личные интересы отдельных работников. Как избежать их влияния на работу компании. Опыт Facebook
Источники
- Gillett R. Steve Jobs was one of the greatest procrastinators ever — here’s how that helped him become so successful. Business Insider. Feb 1, 2016.
- Zeigarnik B. Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen. Psychologische Forschung. 1927. 9, 1—85.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Джефф Безос в Южном парке — суперзлодей-телепат с гигантским мозгомДжефф Безос в Южном Парке открывает склад Амазон. При помощи телепатии он запугивает мэра и угрожает городу. Своим гигантским мозгом Джош...
- Интерьеры Google (30 фотографий). В каких офисах работают люди в одной из самых передовых компаний нашего времениКаждый офис компании Google - выдающееся дизайнерское решение. Интерьеры Google отличаются яркостью и оригинальностью. Так проявляется идентичность компании.
- Стив Джобс добился успеха благодаря этому качествуСтив Джобс, основатель Apple, не изучал рыночные сводки и не анализировал цифры. Он мало интересовался тем, что находится на рынке в данный …
- The Cola Wars. Войны кол — история конкуренции Pepsi и Coca ColaКонкуренция между Pepsi и Coca-Cola была ожесточенной с самой первой встречи компаний на рынке. Она вошла в историю как «войны кол» - …
- «Ты уволен!» — несостоявшийся бренд Дональда ТрампаДональд Трамп попытался зарегистрировать торговую марку «Ты уволен», чтобы сделать ее частью своего бренда. Однако ему это не удалось. Фраза оказалась...
- Консалтинговые услуги в области управления оказываются бесполезными, некоторые — откровенно вредными. Почему?Более 60% компаний, обратившихся к консультантам в области менеджмента остаются недовольны результатом. Значительная часть IT-решений для бизнеса вызывает у работников фрустрацию.
- Первый рекламный баннер в интернете — как он выглядел и что рекламировалСамый первый рекламный баннер в интернете появился в 1994 году на сайте интернет-издания HotWired. Первый в мире баннер рекламировал...
- Мак Бук против МакБука. Как компания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы продукции AppleКомпания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы MacBook производства Apple. Попытка выглядит довольно жалко...
- Как повысить продуктивность, не прикладывая больших усилийИсследования ученых свидетельствуют, что повысить продуктивность своего труда можно используя особый режим чередования работы и отдыха.
- Предсмертное письмо Стива ДжобсаСоздатель Apple покинул пост главы компании в августе 2011 года, в ноябре он скончался. Предсмертное письмо Стива Джобса, обращенное к...
- Ресурсы и операции — баланс потребностей и возможностей организацииБаланс потребностей и возможностей организации обеспечивается соответствием ее ресурсов и ее деятельности. Ресурсы компании играют ключевую роль в обеспечении операций и иных …
- Фирма, которая за вас подберет имя вашему ребенку…за $29 000Подбор имени ребенка - одна из задач, которая теперь решается сторонними организациями. Стоимость услуги - каких-нибудь 29 тысяч долларов. Если вы сами...
- Странная бизнес идея. Эта компания зарабатывает $7 млн. в год, находя тех, кто не убирает улицы за своими собакамиАнализ собачьих экскрементов позволяет выявить хозяев, которые не убирают улицы за своими питомцами. Эта странная бизнес идея приносит мил...