Марк Цукерберг основал Facebook в 2004 году. К концу 2018 году выручка компании составляла 55,8 млрд долларов, а ее штат насчитывал 35 578 человек.1 Это феноменальный рост даже для быстро развивающейся IT-индустрии. Как Цукерберг этого добился?
Вероятно существует немало факторов успеха предпринимателя. И один из них — умение создавать сильные и, что немаловажно, устойчивые команды.
Сделать преемственность частью рутины компании значит обеспечить устойчивость
Один из первых инвесторов Facebook, а также основатель LinkedIn, Рид Хоффман, приписывает этот успех отчасти умению Цукерберга работать с персоналом1 — его способности подбирать правильных людей и расставлять их по правильным местам.
Сам Цукерберг считает, что, когда он из программиста стал руководителем компании, опыт инженера и разработчика очень сильно помог ему развить свои лидерские качества, поскольку и инженеров есть способность создавать устойчивые системы.
Когда ты отвечаешь за целую организацию, ты не можешь делать все сам. Поэтому Цукерберг как инженер решил создать систему, в которой люди были бы всегда готовы использовать свои самые передовые идеи.
Но такая система будет работать только тогда, когда ее не будет замедлять перемещения работников — их переход на другие позиции или уход из компании.
Поэтому регулярная оценка персонала в Facebook включает не только анализ проделанной сотрудником за определенный период работы, но и такие аспекты как наличие у него преемника, а также наличие преемников у его подчиненных (если речь идет о менеджере).
Иными словами, наличия отличных специалистов недостаточно. Если человек превосходно выполняет свою работу, но вдруг решает уйти — работа остановится. Но если он подготовил преемника, который не только формально возьмет на себя функции уходящего, но и окажется по-настоящему подготовленным к выполнению новых функций — это не повлияет на рабочие процессы. Вот об этом-то и заботятся в Facebook.2
Ничего нового, хотя…
В принципе, в этом подходе нет ничего нового. Создание кадровых резервов и планирование преемственности — достаточно частая тема обсуждения специалистов по HR. Проблема в том, что обычно дальше обсуждения дело не идет.
Для того, чтобы действительно создавать устойчивые команды, не подверженные влиянию перемещения отдельных работников, у организации должна существовать установка на долгосрочное развитие и соответствующая организационная культура. Кроме того, компания должна очень хорошо понимать, какова связь между ее кадровой политикой и ее долгосрочной рыночной стратегией.
Большинство же компаний в своей кадровой политике руководствуются существующей ситуацией и текущим распределением функций и ролей в компании. Планирование стратегии лидерства и преемственности остается для них лишь темой для интересных, но отвлеченных дискуссий.
В то же время: «Если вы сделаете это (систему подготовки преемников для каждого сотрудника) существенной частью вашей работы, то это позволит вам создавать сильные команды по всей компании», — считает Марк Цукерберг, создавший одну из сильнейших команд современности.
- Statista — Number of full-time Facebook employees from 2004 to 2018, Facebook’s annual revenue from 2009 to 2018 (in million U.S. dollars).
- Feloni R. Mark Zuckerberg explains why he spends performance reviews making sure employees are prepared to leave their jobs. Business Insider. Aug 24, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Рэй Далио объясняет, что общего у Илона Маска и Билла Гейтса, а также некоторых других бизнес-лидеровРэй Далио, создатель крупнейшего в мире хедж-фонда, проанализировал личности бизнес-лидеров по методу Майерс-Бриггс. Он выявил общие черты, характерные Илону Маску, Биллу Гейтсу …
- Рикардо Семлер и его управленческий метод. Задолго до холакратии и бирюзовых организаций…Задолго до появления «бирюзовых организаций» и холакратии Рикардо Семлер ввел на своем предприятии систему управления, использующие их принципы.
- Ресурсы и операции — баланс потребностей и возможностей организацииБаланс потребностей и возможностей организации обеспечивается соответствием ее ресурсов и ее деятельности. Ресурсы компании играют ключевую роль в обеспечении операций и иных …
- Насколько ваша работа опасна для психики — тест от эксперта в области психологии трудаАтмосфера вашей компании давит на психику? Тест профессора Робинсона определит, насколько ваша работа опасна для психики и здоровья в целом.
- Стресс и выгорание связаны с особенностями корпоративной культуры, а не только с плотным рабочим графиком и бесконечным потоком информацииСогласно исследованиям, стресс и выгорание на рабочем месте связаны не только с перегрузками и интенсивным рабочим графиком. В значительной степени, офисный стресс …
- Медитация и йога на службе у компании. Эффективность доказана наукой и подтверждена практикойСтраховая компания Aetna исследовала влияние медитации и занятий йогой на продуктивность работников. Результаты подвигли компанию сделать эти практики рутинной активностью работников компании.
- Сбои в планировании ресурсов могут стоить сотни миллионов долларов. Примеры Nike, Hershey’s и Hewlett-PackardКомпании Nike, Hershey’s и Hewlett-Packard убедились в том, что сбои в планировании ресурсов, т.е. обеспечении соответствия ресурсов и операций, могут стоить сотни …
- Первый рекламный баннер в интернете — как он выглядел и что рекламировалСамый первый рекламный баннер в интернете появился в 1994 году на сайте интернет-издания HotWired. Первый в мире баннер рекламировал...
- Стив Джобс добился успеха благодаря этому качествуСтив Джобс, основатель Apple, не изучал рыночные сводки и не анализировал цифры. Он мало интересовался тем, что находится на рынке в данный …
- Ложные корпоративные ценности разрушительны для компании. Мнение экспертаНередко руководители организаций «назначают» ценности своей компании. Подобные ложные корпоративные ценности часто ухудшают ситуацию.
- Любимые художественные книги Стива Джобса. Три произведения, которыми вдохновлялся создатель AppleОснователь Apple ценил искусство и литературу. Это отразилось в продуктах его компании. Любимые художественные книги Стива Джобса - это удивительное...
- Хроническая прокрастинация и ее причиныПричины прокрастинации - не лень и плохой тайм-менеджемент, а отрицательные эмоции. Хроническая прокрастинация возникает, когда человек...
- Объективная оценка персонала в реальном времени. Опыт IBMТрадиционная система оценки персонала - разработка 1990-х. Сегодня необходимы новые подходы к процессу оценки. Обратимся к опыту IBM.