Кого-то этот факт порадует, а кого-то фрустрирует, но весьма часто повышения получают работники, которые чем-то похожи на своих руководителей. Об этом свидетельствует наука.
То, что похоже, — понятнее
Так, социологи Дэниел Ларисон и Сэм Фридман в своей книге «Социальный потолок» описывают феномен «культурной аффинности» между менеджером и подчиненным, которую можно характеризовать как взаимную симпатию, основанную на сходном образовании, общих интересах или хобби и т.п. Причем, иногда речь идет даже о таких поверхностных и, казалось бы, нерелевантных вещах как внешнее сходство, пол или нациоанльность.1
Это подтверждают и другие исследователи. Например, согласно исследованиям HR-компании Namely, работники (в т.ч. руководители) склонны чаще хвалить сотрудников их пола.1 А по данным Института Восприятия большинство женщин, обладающих полномочиями, носят прямые светлые волосы и воспринимают темные и вьющиеся волосы, т.е. отличающиеся от их собственных, как «менее профессиональные».2 Таким образом, работник того же пола, что и руководитель, или сотрудница с прямыми светлыми волосами имеют лучшие шансы получить повышение, чем работники с другими характеристиками.
Подсознательные паттерны
Надо заметить, что подобная субъективность — явление подсознательное. С одной стороны, это, в некотором роде, оправдывает менеджеров, принимающих неправильные кадровые решения. С другой, — здесь кроется опасность. Ведь подсознательное — потому и подсознательное, что люди о нем не задумываются. А значит они нередко упускают из виду причины повторяющихся ошибок.1, 3
Пристрастие сходства
Данный феномен можно назвать «пристрастием сходства» (similar-to-me bias). Людям нравятся больше другие люди, которые в чем-то похожи на них самих. Соответственно, эта закономерность влияет на рабочие отношения руководства и подчиненных. И это может стать проблемой. Может оказаться, что в силу «пристрастия сходства» менеджер убеждает себя в том, что его фаворит обладает лучшими профессиональными навыками, чем те, которыми тот в действительности обладает.3
Пристрастие сходства может повлиять и на процесс найма персонала, приводя к тому, что менеджер снова и снова принимает на работу кандидатов одного типа. В результате образуются команды, состоящие из «одинаковых» работников.3 А как показывают исследования, разнообразные команды значительно эффективнее, обладают большим инновационным потенциалом и приносят больше денег.4
Доказательством существования пристрастия сходства выступают данные полученные компанией Namely в результате исследования более чем 1000 компаний. Оказалось, что большинство команд этих компаний имеет однородный расовый состав, и что часто превалирующая раса команды совпадает с расой ее руководителя. Более того, в большинстве команд с руководителем женского пола доминируют женщины, а если руководитель мужчина — в команде преобладают работники мужского пола.3
Роль «пристрастия сходства» в формировании корпоративной культуры
Как мы видим, пристрастие сходства несет в себе значительные риски для любой организации. Вместе с тем, наличие этого феномена может объяснить, каким образом происходит формирование организационной культуры. Если менеджеры склонны выбирать кандидатов и работников, обладающих свойствами, характерными им самим, то постепенно по мере роста компании будет происходить своеобразная селекция — в компании будут оказываться и задерживаться люди, обладающие этими же свойствами. Так в коллективе будут накапливаться признаки, определяющие характеристики организационной культуры.
Накопление признака в коллективе
Например, руководитель, которому характерна состязательность, маскулинность и агрессивность, будет набирать на работу, а затем и продвигать по службе работников, которым характерны те же качества. Те, в свою очередь, будут набирать и продвигать подчиненных с теми же свойствами. Так в коллективе будет накапливаться состязательность, маскулинность и агрессивность. Вероятно, именно таким образом возникли корпоративные культуры таких компаний как Amazon или Uber.
Точно так же, в коллективе могут накапливаться любые свойства: вдумчивость, склонность к бюрократии, открытость, склонность к риску и т.д.
Управление формированием культуры
Понимание своих собственных подсознательных склонностей и склонностей менеджеров вашей организации может позволить сделать процессы формирования культуры организации более осмысленным и управляемыми, сделать их ключом к формированию такой культуры, которая позволит организации процветать и развиваться.
- Lebowitz S. The reason Melinda Gates almost quit her Microsoft job in the 1980s reveals an unfortunate truth about what it really takes to get ahead at work. Business Insider. Mar 22, 2019.
- Do we have an implicit preference for “good hair”? Perception Institute.
- Test L. What is Similar-to-Me Bias? Namely. Aug 08, 2018
- Rock D, Grant H. Why Diverse Teams Are Smarter. Harvard Business Review. Nov 04, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Билл Гейтс о коронавирусеБилл Гейтс - не только миллиардер, но и большой авторитет в области общественного здоровья. Что говорит Билл Гейтс о коронавирусе.
- Рождественская песня, написанная за 15 минут, стоимостью в состояние. Мэрайя Кери заработала на хите «All I want for Christmas is you» 60 миллионов долларовПесня Мэрайи Кэри «All I want for Christmas is you» была написана за 15 минут в 1994 году. Она принесла певице около …
- Что значит буква «i» в названиях продуктов Apple (iPhone, iPad и т.д.) и откуда она взяласьБуква "i" в названиях продуктов Apple впервые появилась в 1998 году, когда Джобс представил публике компьютер iMac. Буква "i" означает...
- Правила проведения совещаний от руководителя Microsoft, Сатьи НаделлыУ Сатьи Наделлы, человека спасшего Microsoft от деградации и гибели, существуют правила проведения совещаний. Продуктивность рабочих встреч при Наделле...
- Юмор в бизнесе. Мнения экспертов и научные фактыПо утверждению экспертов и ученых, юмор в бизнесе может иметь колоссальные положительные эффекты. Теоретики и практики бизнеса делятся своими мнениями.
- Для организации бережливого производства работник должен обладать следующими качествами. Пример ToyotaПроизводственная система Toyota требует от работников наличия особых качеств, не характерных рабочим в условиях массового производства.
- Управление по способностям. Стратегия, повышающая прибыль на 30% и снижающая «текучку» на 72%Компании, практикующие управление по способностям демонстрируют значительно лучшие показатели. Об этом свидетельствуют исследования. В чем суть стратегии...
- Когда стратегия противоречит заявлению о миссии. Кейс MylanЭпиПен - продукт компании Mylan. ЭпиПен был разработан в 1970-х и не несет в себе ровным счетом никакой инновационности. Тем не менее, …
- Названия товаров IKEA — откуда они берутся и что означаютЧто обозначают названия товаров IKEA, как они придумываются, и почему компания не использует коды для идентификации товаров...
- Джефф Безос в Южном парке — суперзлодей-телепат с гигантским мозгомДжефф Безос в Южном Парке открывает склад Амазон. При помощи телепатии он запугивает мэра и угрожает городу. Своим гигантским мозгом Джош...
- За любовь Господа – произведение современного искусства себестоимостью 15 млн фунтов стерлинговЗа любовь Господа - произведение современного искусства, авторм которого является известный современный художник Дэмиен Херст. Скульптура представляет собой человеческий череп инкрустированный более …
- Асимметрия информации и проблема принципала-агента. Кейсы Wells Fargo и KPMGАсимметрия информации и проблема принципала-агента - причина большинства корпоративных преступлений. Примерами таких преступлений выступают такие компании как Wells Fargo и KPMG. Так, …
- Принципы меритократии. Как они работают и работают ли вообще?Меритократия - система, предполагающая вознаграждение за способности и достижения. Принципы меритократии используются в таких компаниях как Amazon и Uber.