Какие работники нужны компании — глубоко знающие свое дело или обладающие широтой кругозора? Эксперты в одной области или люди, способные сотрудничать с коллегами во многих областях? А, может быть, люди должны совмещать глубокое экспертное знание с широким профессиональным кругозором и способностью эффективно взаимодействовать с экспертами в других областях? В таком случае, компании необходимы т.н. Т-образные работники.
Концепция Т-образного человека возникла в 1980-х годах и получила практическое применение в 1990-х. Компания IDEO, специализирующаяся в области промышленного дизайна, одна из первых начала «официально» использовать эту концепцию для построения межфункциональных команд. В наши дни концепция используется, по большей части, организациями, применяющими такие подходы как Agile и Scrum.[1], [2]
Генералисты, I-образные и Т-образные работники
Сотрудника, обладающего глубоким знанием в одной области, можно характеризовать как I-образного работника. Символ «I» отражает глубокую «вертикальную» ориентацию знаний и умений такого работника.
Людей, способных работать во многих направлениях и выполнять самые разные функции, но не являющихся экспертами ни в одной из них, называют генералистами. Им подходит символ в виде горизонтальной черты «-», отражающий широту, но отсутствие глубины.
Совмещение экспертного знания с разнообразием его применения и широтой профессионального кругозора дает символ «Т». Это символ предполагает, что Т-образные работники одну область знают глубоко, но при этом способны работать во многих других сферах.[1]
В чем преимущество Т-образных работников
Решение большинства проблем требует знаний и навыков не в одной, а в нескольких смежных областях. Команда, работающая над проблемой, может состоять из экспертов в каждой из них. Тогда необходимое число участников команды будет либо соответствовать числу областей, либо превышать его.
Или в команде могут быть Т-образные работники, каждый из которых, помимо того, что является экспертом в своей области, разбирается еще и в смежных областях. В такой ситуации для решения той же проблемы вам потребуется меньше людей.
Т-образие предполагает частичную взаимозаменяемость. Отсутствие коллеги на рабочем месте в команде узкоспециализированных экспертов вызывает полный паралич работы. В то же время, Т-образные люди способны подменять друг друга. По крайней мере, временно. Поэтому команды, в состав которых входят Т-образные работники, более устойчивы и адаптивны.
Кроме того, сочетание глубины и широты знаний и умений облегчает коммуникацию и взаимопонимание. Понимание областей, в которых работают коллеги, дает вам возможность говорить с ними на одном языке. Оно облегчает обмен информацией и позволяет смотреть на вещи с различных позиций.[1], [2]
Далее: Стресс инновации. Что это и как с ним бороться
- Yip J. Why T-shaped people? Medium. Mar 24, 2018.
- Shymansky S. Introduction to a T-Shape for Product Designers. Mar 1, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Офисный жаргон и персонаж комиксов Дилберт происходят из одной компанииИдея комиксов о Дилберте зародилась у Скотта Адамса, когда он работал в Pacific Bell. Из этой же компании происходит офисный жаргон, на …
- Стратегии супербоссов — профессор Сидни Финкельштейн о лидерствеПрофессор управления Сидни Финкельштейн выделяет несколько стратегий лучших лидеров - супербоссов. Стратегии супербоссов отличаются...
- Как разрушить репутацию конкурента. Слух о моче в пиве Corona подорвал продажи. На их восстановление ушли годыЧтобы разрушить репутацию конкурента, фирма Luce & Sons пустила слух, что в пиве Corona содержится моча. На восстановление продаж Corona ушло десятилетие.
- Бесплатно и без ограничений. Питание в Google как фактор инновационного мышленияОказывается, бесплатное питание в Google заполняет «структурные дыры» и обеспечивает обмен идеям, инновационность мышления и хорошую коммуникацию между работниками.
- Работа в офисе стоя. Реальный опыт офисного работникаДля тех, у кого от длительного сидения возникают проблемы со здоровьем, решением может стать работа в офисе стоя. Опытом перехода от сидячей …
- Неудачная промо-акция от Coca-Cola. Оскорбления покупателей — не лучший способ продвижения продукцииБесспорно неудачная промо-акция Coca-Cola привела к тому, что покупатели стали находить под крышками оскорбления и ругательства. Это случилось, поскольку...
- «Ненавижу Элвиса». Если твой бренд не любят — извлеки из этого выгодуКогда бренд вызывает ненависть, из этого можно извлечь выгоду. Продюсер Элвиса Пресли - тому пример. Кампания «Я ненавижу Элвиса» принесла...
- Ресурсы и операции — баланс потребностей и возможностей организацииБаланс потребностей и возможностей организации обеспечивается соответствием ее ресурсов и ее деятельности. Ресурсы компании играют ключевую роль в обеспечении операций и иных …
- Финансовые пирамиды и схема ПонциФинансовые пирамиды - обманные сетевые финансовые схемы. Схема Понци - разновидность финансовой пирамиды. Принцип финансовой пирамиды...
- Истории успеха не учат. Менеджеры и компании учатся на историях неудач. ИсследованиеПо данным ученых, изучение чужого негативного опыта гораздо ценнее, чем изучение позитивного опыта. Поэтому истории успеха бесполезны в...
- «Ты уволен!» — несостоявшийся бренд Дональда ТрампаДональд Трамп попытался зарегистрировать торговую марку «Ты уволен», чтобы сделать ее частью своего бренда. Однако ему это не удалось. Фраза оказалась...
- Борьба с зомби — прибыльный бизнесДля компании ACO в Неваде борьба с зомби - основа ее бизнес модели. На желании людей истреблять зомби в год компания зарабатывает...
- Удовлетворенность клиента — лучшая стратегия бизнеса. Кейс Home DepotУдовлетворенность клиента - основа успешного бизнеса. Доказательством этого служит компания Home Depot. Один из основателей компании догонял клиентов на парковке, чтобы узнать, …