Burning Man — инкубатор креатива для обитателей Силиконовой Долины

Время чтения: 6 мин.
Burning Man - инкубатор креатива для обитателей Силиконовой Долины
Burning Man. Flickr/Duncan Rawlingson

Burning Man — ежегодное мероприятие, проводимое в пустыне Блэк-Рок в Неваде вдали от цивилизации с ее нормами и ограничениями. Это своеобразный ежегодный социальный эксперимент, фестиваль экспериментального искусства, дающий участникам возможность «выпустить наружу своих демонов».

Основными принципами Burning Man являются: полное вовлечение участников в мероприятие, радикальное самовыражение, отказ от психологии потребления.[1], [2], [3]

Burning Man — креатив и необузданность

Burning Man - инкубатор креатива для обитателей Силиконовой Долины
Инсталляция. Burning Man. Flickr/jon collier

С конца 1980-х каждый год на несколько дней в пустыне Блэк-Рок возводится временный город, в который съезжаются десятки тысяч людей, чтобы принять участие в мероприятии, кульминацией которого является ритуальное сожжение гигантской деревянной фигуры. Зачастую вместе с фигурой сжигаются и некоторые постройки временного города.

Мероприятие славится не только своими невероятными зрелищными инсталляциями и перформансами, но и необузданным поведением участников, вступающих в беспорядочные половые связи, употребляющих галлюциногены и устраивающих голые забеги по пескам Блэк-Рок.

Burning Man - инкубатор креатива для обитателей Силиконовой Долины
Инсталляция. Burning Man. Flickr/Hawaii Savvy

Понятно, что все это сопряжено со значительными опасностями для жизни и здоровья людей. Сомнительна и гигиеническая сторона мероприятия.

Разумеется, мероприятие вызывает общественную критику. Вероятно, если бы в пустыне были «местные жители», они устраивали бы акции протеста. Но их там нет. Поэтому против Burning Man протестовать некому.[1], [2], [3], [4]

Раскрепощение — стимулятор креативности для хайтека

Burning Man - инкубатор креатива для обитателей Силиконовой Долины
Инсталляция. Burning Man. Flickr/Mer

А вот представители хайтек-элиты Силиконовой Долины рассматривают мероприятие как инкубатор креатива. В разное время в фестивале участвовали Ларри Пейдж, Марк Цукерберг, Илон Маск, Тони Шей, Эрик Шмидт и другие.[5]

Илон Маск заявил, что на Burning Man царит примерно такая же обстановка, как в Силиконовой Долине. Только там чуть спокойнее. Ларри Пейдж признался, что ему нравится бывать на мероприятии. А Тони Шея вдохновляет эстетическая сторона фестиваля. «Искусство на Burning Man, особенно ночью, ввергает тебя в состояние восторга. Это трудно описать. Думаю, это можно только пережить», — считает Шей.[5]

Burning Man как корпоративный тренинг

Burning Man - инкубатор креатива для обитателей Силиконовой Долины
Участники Burning Man. Flickr/Scott Beale

Основатель и директор по корпоративной культуре IT-стартапа 15Five, Шейн Меткалф, пошел еще дальше. Мало того, что сам он ездил в Блэк-Рок десять раз. Он предложил работникам 15Five участвовать в Burning Man за счет компании. Меткалф убежден, что участие в такого рода мероприятиях может стимулировать креативность и продуктивность персонала.[6]

«Мы считаем, что поездка на Burning Man — это удивительный глубинный опыт, который может расширить твои границы мира и перевести тебя на такие высоты креативности, о которых ты даже не подозревал», — считает Меткалф.

Фестиваль Горящий Человек
Поселение участников Burning Man. Flickr/Hawaii Savvy

Он поясняет: «Многие люди не совсем понимают суть мероприятия. И особо часто недооценивают его образовательный потенциал. Здесь проводятся буквально сотни различных мастер-класов и практикумов, посвященных самым разным темам… Здесь практически невозможно оставаться без дела.»[6]

Место наибольшей концентрации креативности на планете

Фестиваль Горящий Человек. Инсталляция
Скульптура «PsychoPhilia». Burning Man. Flickr/Hawaii Savvy

«Тут есть классы театрального искусства и йоги. Пения, медитации, эмоционального исцеления и изживания психологических травм. Лекции по психоделической терапии и психоневрологии страсти. Проводятся тут и мастер-классы по развитию видения и практикумы для тех, кто меняет мир. Что бы вы ни вообразили, вы найдете это на Burning Man.»[6]

Меткалф убежден, что Burning Man способен «разжечь в людях огонь креативности». Он считает, что это место наибольшей концентрации креативности на планете. А кроме того, там можно выучить немало уроков лидерства и командной работы. Это полезно для корпоративной культуры.

Фестиваль Горящий Человек. Инсталляция
Скульптура койота. Flickr/mack reed

Меткалфа не смущает репутация мероприятия как фестиваля беспорядочного секса и психоактивных веществ.

«Если ты едешь на Burning Man, тебе совсем не обязательно принимать наркотики или сразу бежать на оргию. Если вы думаете, что это здесь главное — вы просто не понимаете сути.»

«Что там делают наши работники — это их дело. Мы просто содействуем тому, чтобы они оказались там. Мы не усложняем.» [6]


Далее: Компания Uber и Трэвис Каланик — «Блестящие мерзавцы». Токсичная культура на театральных подмостках


  1. Scenes From Burning Man. The New York Times. Sep 1, 2009.
  2. Dembowky A. Priming for Burning Man, Flames in Hand. The New York Times. Aug 13, 2008.
  3. Chaplin J. Burning Man spreads its flame. The New York Times. Nov 12, 2006.
  4. Saillant C. Burning Man becomes a hot academic topic. Los Angeles Times. Oct 20, 2010.
  5. Townsend T. What Elon Musk and Other Tech Executives Say About Burning Man. Inc. Aug 28, 2015.
  6. Haber M. This Tech Founder Buys His Employees Tickets to Burning Man. Here’s Why. Inc. Aug 22, 2019.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: