Недобросовестная конкуренция и прогресс. Что заставило гробовщика изобрести телефон

Время чтения: 3 мин.
Недобросовестная конкуренция и прогресс. Что заставило гробовщика изобрести телефон
Flickr/Frederic BISSON

Конкуренция и прогресс идут рука об руку. Чем больше предпринимателям приходится придумывать уловок и ухищрений, чтобы обойти конкурентов, тем больше, в конечном итоге, выигрывает человечество.

Правда, речь идет о честной конкуренции. В ее основе лежит стремление предложить покупателю нечто, чего нет у других. В результате продукция приобретает новые полезные свойства. Ее качество возрастает, а цена снижается.

Недобросовестная конкуренция, напротив, ведет к тому, что производители теряют интерес к улучшению продукции. Ведь при ней решающую роль играет не продукция, а та степень низости, на которую готовы идти предприниматели, чтобы одолеть соперников.

Впрочем, иногда, парадоксальным образом, и недобросовестная конкуренция может принести пользу.

Телефония и недобросовестная конкуренция похоронных бюро

В конце 1880-х годов Элмон Строуджер (1839-1902) был единственным гробовщиком в одном из канзасских городов. Его бизнес процветал, ведь он обладал монополией.

В какой-то момент в городе появилось второе похоронное бюро. И по непонятной причине люди стали обращаться только в него. А бизнес Строуджера начал нести убытки. Строуджер решил разобраться, что происходит.[1]

В те времена телефонная связь осуществлялась через телефонистов. Когда человеку надо было куда-либо позвонить, он звонил телефонисту. Тот соединял его с нужным абонентом. Строуджер выяснил, что его конкурент женат на телефонистке, обслуживающей город. Когда кому-либо требовались услуги похоронного бюро, телефонистка направляла их к своему мужу. А Строуджер оставался не у дел.

Такая ситуация его никак не устраивала. И он решил изобрести телефон, который позволит совершать звонки без участия телефонистов. Что он успешно и сделал, разработав первую в мире автоматическую телефонную станцию, а также дисковый телефон.[1]

Подобные коммутаторы изобретались и патентовались и до Строуджера. Но он разработал первую работающую модель, пригодную для широкого применения.

Более того, недобросовестная конкуренция со стороны второго гробовщика и его жены подтолкнули его к созданию компании по производству и внедрению новых телефонных систем — Strowger Automatic Telephone Exchange Company. Она была основана в 1892 году. Спустя 6 лет Строуджер продал свой патент и долю в компании и переехал во Флориду. Там он вернулся к похоронному бизнесу, которым и занимался до конца своей жизни.

Изобретение Строуджера оказалось весьма востребованным. Автоматические телефонные станции, созданные по его проекту, широко использовались в разных странах. Как и телефоны с дисковым набором номеров.[1]

Так гробовщик совершил революцию в телекоммуникации и навсегда защитил свободную конкуренцию от вмешательства телефонистов.


Далее: Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказалась


  1. Kansas Historical Society. Almon Strowger. Feb 2019.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: