Когда в компании личные цели и интересы отдельных работников начинают превалировать над целями организации, это грозит ей серьезными последствиями. Офисные интриги, конфликты, скрытое противостояние, бункерный менталитет. Это лишь некоторые проблемы, возникающие в подобной ситуациии. Иногда может дойти даже до того, что внутрикорпоративная борьба и офисные интриги парализуют рабочие процессы и приведут компанию к потере ее рыночных позиций.
Поэтому любой организации следует стремиться сделать так, чтобы ее работники в первую очередь думали об общем деле, а не о своих интересах. Но как это сделать? Люди остаются людьми. Они видят мир через призму собственных суждений и ставят свои потребности выше всего остального. Такова человеческая природа.
Обратимся к чужому опыту в этой области. Вот, например, как противостоят офисным интригам в Facebook.
В компании разработали пять тактических решений данной проблемы. По мнению вице-президента Facebook по инженирингу и инфраструктуре, Джея Париха, они «позволяют сохранять культуру компании здоровой и продуктивной.»1
1. Не брать на работу строителей империй, эгоистов и нытиков
При проведении собеседований в Facebook кандидатам задают особые вопросы. Эти вопросы выступают в роли триггеров дискуссий, выявляющих личностные качества потенциальных работников. Цель — установить, не является ли данный соискатель строителем империй, эгоистом или нытиком. Это три типа людей, которых Facebook не берет на работу никогда. Вот некоторые из вопросов:
- Расскажите о четырех людях, чьим карьерам вы поспособствовали.
- Опишите несколько коллег и ваши отношения с ними.
- Чем вы занимались в ваш самый лучший день на работе?
- Что такое, в вашем понимании, офисные интриги?
- Расскажите о проекте, который вы возглавляли, и который завершился неудачей. Почему он провалился, и чему вы в результате научились?
В процессе дискуссии, начавшейся с этих вопросов, кандидат должен продемонстрировать, что он ставит интересы общего дела выше своих собственных интересов.1
2. Сделать переход в менеджмент не шагом вверх, а шагом в сторону
Обычно карьера рассматривается как набор шагов в сторону большей власти и больших денег. Такая парадигма карьерного роста порождает борьбу между работниками и офисные интриги.
В Facebook переход из специалистов в менеджеры — это, скорее, шаг в сторону, а не вверх. Руководители находятся на своих местах не для того, чтобы объяснять людям, что им делать, а для того, чтобы помогать им делать то, в чем они эксперты. Некоторые руководители, отзываясь о своей команде, даже не говорят «моя команда», а вместо этого — «команда, которую я поддерживаю».
Кроме того, в Facebook существует немало возможностей роста без перехода в менеджмент. По мере такого роста работники получают больше независимости, более интересные и сложные проекты, больше свободы.1
3. Создавать прозрачность — офисные интриги с ней несовместимы
Офисные интриги не возникают там, где есть прозрачность. Когда у всех работников есть четкое понимание того, что происходит в компании, тем, кто преследует только личные интересы, действовать намного сложнее. Прозрачность — злейший враг тех, кто пытается преуспеть за счет других. В Facebook прозрачности добиваются, в том числе, следующими способами:
- Приветствуют выявление и оглашение проблем
- Проводят встречи работников с руководителями их непосредственных руководителей
- Организуют частые сессии, посвященные вопросам и ответам
- Проводят опросы работников.1
4. Распределять ответственность между всеми членами коллектива
Когда решения принимаются не одним человеком, а всеми участниками того или иного рабочего процесса, остается меньше пространства для офисных интриг. Максимальная объективность процесса принятия решений обеспечивается рядом инструментов, разработанных в Facebook.
Например, для решений относительно найма соискателей, в компании существуют специальные процедуры. Они позволяют избежать влияния разных интервьюеров на мнения друг друга. А процесс периодических ревю эффективности работников предполагает сбор отзывов о них от всех коллег, связанных с ними рабочими процессами. Оценка на 360 градусов — сверху, снизу и по горизонтали.1
5. Обучать менеджеров искоренять офисные интриги
Когда в работу закрадываются интриги, менеджер должен, в первую очередь, разобраться, что происходит в его команде. Часто выясняется, что причина вовсе не в интригах, а в плохой коммуникации или элементарном непонимании. Если же все-таки кто-то начинает действовать в своих интересах, пренебрегая интересами команды, в арсенале менеджера Facebook имеются специальные коммуникативные инструменты, направленные на разрешение конфликтов и пресечение первых проявлений интриг. Для обучения таким навыкам в компании имеется программа тренингов.
Что еще важнее, менеджеры в Facebook служат примером своим подчиненным. Они создают ролевые модели, предполагающие открытость и приверженность общему делу. Следование таким моделям само собой создаст культуру, исключающую офисные интриги, конфликты и бункерный менталитет.1
Джей Парих считает, что использование пяти указанных тактических приемов позволяет создать в Facebook продуктивную корпоративную культуру. «Работа над тем, чтобы пресечь офисные интриги до того, как они начали развиваться в организации, позволяет создать сильную организацию с сильными мотивированными командами», — заявляет он.1
Дополнительно: Google исследовал эффективность удаленных команд. Каковы выводы исследования и рекомендации компании
- Parikh J. How Facebook Tries to Prevent Office Politics. Harvard Business Review. Jun 29, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Мультфильмы Диснея вызывают отвращение к работе. Данные ученыхИсследование показало, что мультфильмы Диснея могут вызывать отвращение к работе, организациям и руководству. В их сюжеты заложены линии...
- Управление кризисом: кейсы PepsiCo и Cadbury — два подхода, разные результатыPepsiCo и Cadbury в разное время пережили серьезные кризисы. Управление кризисом в Pepsi и Cadbury было весьма разным. И результаты оказались разными...
- Как разрушить репутацию конкурента. Слух о моче в пиве Corona подорвал продажи. На их восстановление ушли годыЧтобы разрушить репутацию конкурента, фирма Luce & Sons пустила слух, что в пиве Corona содержится моча. На восстановление продаж Corona ушло десятилетие.
- Бизнес как сайд-проект. Ричард Брэнсон рекомендует начинать свое дело, не уходя со старой работы. Пол Грэм с ним категорически несогласенРичард Брэнсон рекомендует начинать бизнес как сайд-проект, не уходя со старой работы. Венчурный инвестор Пол Грэм категорически с этим не согласен.
- Что такое управленческой произвол. Пример Харви ВайнштейнаХарви Вайнштейн прославился как продюссер многих известных и даже оскароносных фильмов. Но помимо этого, он известен своим необузданным темпераментом и абсолютно нецивилизованным …
- Стандарты обслуживания — как потерять миллион и войти в народные преданияСтандарты обслуживания не должны быть двойными. История о том, как банк не проявил должного уважения к своему плохо одетому клиенту и лишился …
- Пример антикризисного управления, вошедший в учебники MBA. Johnson&Johnson и препарат Тайленол.Семь человек умерли после приема препарата Тайленол. Вины производителя в этом не было. Прекрасный пример антикризисного управления продемонстрировала компания Johnson & Johnson.
- Ручное управление: до, в процессе и после. Примеры авторитарных руководителей, и того, что становилось с компаниями после их уходаАвторитарный менеджер может добиться превосходных текущих результатов от компании или подразделения. Но результаы эти не будут устойчивы. Как только диктатор покинет свое …
- Почему Стив Джобс перестал мыться, и к чему это привелоВ определенный момент своей жизни Стив Джобс перестал мыться. Окружающие это заметили. И это не добавило Джобсу популярности среди коллег.
- Доверие начальства вызывает стресс и повышает нагрузку. Результаты исследованийДоверие начальства к подчиненным необходимо для создания продуктивных рабочих отношений. Но исследования показывают, что истощение...
- Главное свойство эффективной команды. Goole установил, что это психологическая безопасностьGoogle изучил свои команды и установил, что главное свойство эффективной команды - это психологическая безопасность. При ее отсутствии продуктивность...
- Провальная пиар кампания от McDonald’s. Какие можно извлечь урокиПытаясь оправдать минимальные зарплаты, McDonald’s решил научить людей обращаться с деньгами. Это была провальная пиар кампания, вызвавшая общественное недовольство.
- Tesla Roadster и Стармен — к звездам под Дэвида БоуиTesla Roadster - первый в истории автомобиль, отпавленный в космос. Крыша спортивного кабриолета открыта, за рулем расположился Стармен, на экране бортового компьютера …