- Потребление эволюционирует вместе с обществом. Возникновение супермаркетов и Интернета — главные вехи эволюции потребления за последние 100 лет.
- С появлением Интернета предложение расширилось до невероятных масштабов. Изменились и паттерны потребления.
- Во второй половине ХХ века в обществе возник феномен под названием «макдональдизация», оно сравнивалось с McDonald’s.
- Сегодня уместным будет сравнение общества с Amazon. Макдональдизация перешла в амазонизацию.
Макдональдизация пришла в нашу жизнь вместе с комфортом и скоростью. Вам приходилось бывать в торговых центрах? Определенно, да. Любой современный человек периодически отправляется в торговый центр, чтобы сделать покупки. Это удобно. Въезжаете на комфортабельную подземную парковку, делаете несколько шагов к лифту, и вот в вашем распоряжении климатизированные магазины, супер- и гипермаркеты, бутики, рестораны, аттракционы, фастфуд и кинотеатры. Здесь можно обрести все, что только может потребоваться современному потребителю. Просто, рационально, доступно, предсказуемо, приятно.
Макдональдизация как этап эволюции потребления
С 1956 года, когда появился Саутдэйл — первый в мире торговый центр в городе Идайна (Миннесота, США)[i] и до недавнего времени казалось, что торговый центр — это идеальная модель, позволяющая покупателю получать все, что ему необходимо, не прикладывая особых усилий.
Но тут появился Интернет. Ис тех пор как в 1994 году была сделана первая онлайн-покупка — это был альбом Стинга «Ten Summoner’s Tales», 12,5 долларов плюс доставка[ii] — торговые центры начали медленно становиться историей. Благополучно миновав кризис dot com в конце 1990-х начале 2000-х, человечество продолжило развивать технологии, позволяющие находить относительно простые и эффективные способы удовлетворения своих самых разнообразных потребностей.
По сравнению с теми возможностями, которые дала нам сеть, торговые центры оказались неконкурентоспособными. Они начали восприниматься скорее как места развлечения, чем совершения покупок. Интернет сделал потребление не только географически глобальным, но и бесконечно расширил ассортимент, доступный потребителю, сведя его не только с крупными торговыми компаниями, но и сотнями тысяч мелких торговцев и производителей, которые никогда не нашли бы своего места на торговых площадях шоппинг-центров.
Любые товары и сервисы стали в наши дни доступны в сети. Еда, начиная с фастфуда и заканчивая ресторанными изысками, любые продукты питания, бытовые принадлежности, одежда и аксессуары — все можно найти и заказать онлайн. Не говоря уже о книгах и музыке, которые сами закачиваются в ваш компьютер или другой гаджет, как только вы произвели оплату. А если вы вдруг хотите чего-то, но не знаете чего именно, сеть поможет вам определиться. Обзоры «десяти лучших фильмов», «пяти лучших книг» или «восьми лучших безалкогольных коктейлей» всегда к вашим услугам.
Потреблять — легко и приятно
Нам больше не надо изучать предложения многих авиакомпаний — специальный сайт за пару секунд подберет и рассортирует для вас авиабилеты в любую точку мира, учитывая время ожидания и пересадок. А, может быть, вы путешествуете на автомобиле? Теперь не надо изучать карту (кто вообще занимается этим в наше время?), специальное приложение в вашем смартфоне выполнит за вас всю работу.
Современность диктует свои правила. Возможности легкого нахождения ответов (к сожалению не всегда правильных) на любые вопросы формируют психологию и потребности современного человека. Решения всех его проблем должны быть быстрыми и удобными, на меньшее он не согласен. В сущности, он ожидает, что все решения уже где-то существуют. Ему достаточно только заплатить и voilà, ему доставляют их прямо к порогу.
Макдональдизация и амазонизация
Американский социолог Джордж Ритцер в восьмидесятых годах двадцатого века разработал концепцию «макдональдизации» общества. Название феномена происходит от названия сети фастфуда McDonald’s, славящейся рационализацией и стандартизацией своих операций. Ритцер усматривает эти же черты и в современном обществе. Оно ориентировано на рациональность, эффективность, предсказуемость, возможность выражения качественных характеристик через количественные, увеличение роли технологии, а также усиление контроля над неопределенностью.[iii] Одним словом, в нем господствует макдональдизация.
В наши дни к этим чертам добавилось что-то еще. А именно, то, о чем говорилось на абзац выше – ожидание от производителей товаров и услуг не просто предложения определенной продукции, а быстрого и удобного удовлетворения потребностей людей.
Таким образом, добавив к макдональдизации новую человеческую психологию эпохи высокоскоростного Интернета, мы получаем нечто новое – общество, в котором спрос на быстрое удобное решение удовлетворяется, соответственно, быстрым и клиентоориентированным предложением. От «макдональдизации» общество перешло к «амазонизации».
Дополнительно: Почему не работают стратегии
[i] Garfield L. 25 incredible photos revealing the history of America’s first modern shopping mall. Business Insider. August 2, 2017.
[ii] Spence P. 20th anniversary of first online sale: how we shop on the web. The Telegraph. August 11, 2014.
[iii] Ritzer G. The McDonaldization of society. Journal of American Culture. Vol. 6, No. 1. 1983, 100-107.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Моральная индульгенция, которую нам дают компанииРаботая в крупной компании, человек действует не столько от своего лица, сколько от лица компании. Это дает ему своеобразную моральную индульгенцию - …
- Работа в офисе стоя. Реальный опыт офисного работникаДля тех, у кого от длительного сидения возникают проблемы со здоровьем, решением может стать работа в офисе стоя. Опытом перехода от сидячей …
- Марк Цукерберг в массовой культуре: Южный Парк, Симпсоны, Социальная сеть + бонусСоздатели Южного Парка и Симпсонов не могли пройти мимо личности Цукерберга. Как и кинематографисты, снявшие биографическую картину Социальная сеть. Ну и конечно, …
- Для организации бережливого производства работник должен обладать следующими качествами. Пример ToyotaПроизводственная система Toyota требует от работников наличия особых качеств, не характерных рабочим в условиях массового производства.
- Отрицательные эмоции способствуют творческим подходам. При одном условии…Ученые установили, что отрицательные эмоции способствуют возникновению творческих идей и подходов. Но происходит это только тогда, когда...
- Рикардо Семлер и его управленческий метод. Задолго до холакратии и бирюзовых организаций…Задолго до появления «бирюзовых организаций» и холакратии Рикардо Семлер ввел на своем предприятии систему управления, использующие их принципы.
- Загадочные названия японских компаний: Sony, Canon, Nissan, Panasonic, Bridgestone, Toyota, MitsubishiНазвания японских компаний - явление особое. Многие из компаний изначально имели японские названия. Но выход на международный рынок вынудил их использовать более …
- Ваш путь до места работы тяжел и неприятен? Сравните с этим…Ваш ежедневный путь до места работы кажется вам кошмаром? Оцените его по шкале Министерства транспорта Японии. Вы поймете, все не так плохо...
- Неформальное общение на переговорах дает существенные преимущества. Но не всемПо данным ученых, неформальное общение на переговорах дает существенные преимущества мужчинам. Для женщин эта закономерность не работает...
- Бирюзовые организации Фредерика Лалу и их корпоративная культураС тех пор, как Фредерик Лалу опубликовал свою книгу Открывая организации будущего, идея бирюзовых организаций приобрела большую популярность. Однако построение бирюзовой организации …
- Речевые характеристики лидеров. Безос — организатор, Кук — советник, Цукерберг — оригиналСогласно исследованию, речевые характеристики лидеров могут стать ключом к пониманию культуры организаций, возглавляемых ими. Существуют шесть психотипов...
- Песня Happy Birthday to You — судебные баталии и миллионы долларовПовсеместно используемая для поздравлений песня Happy Birthday to You стала источником сомнительного заработка компании Warner/Chappel и причиной тяжбы.
- Самые популярные в Китае. Какая сеть ресторанов зарабатывает на китайцах 5 миллиардов долларов в годНа китайском рынке фастфуда присутствуют несколько глобальных игроков. Но самым успешным является сеть KFC, которая потеснила даже McDonalds. Возможно, ей это удалось, …