Когда проявление эмпатии на работе начинает вредить вам

Время чтения: 5 мин.
Когда проявление эмпатии на работе начинает вредить вам
Pixabay/Gerd Altmann

Эмпатия — способность чувствовать эмоции других людей и проявлять сопереживание их эмоциональному состоянию. Считается, что это умение способствует возникновению межличностных связей. Проявление эмпатии на работе позволяет выстраивать эффективное взаимодействие между коллегами и может быть полезным в общении с клиентами. Поэтому многие компании организуют специальные тренинги для сотрудников, стараясь развить в них навык «эмпатического общения». Между тем, проявление эмпатии на работе может оказаться вредным и даже опасным.

Современное рабочее место делает проявление эмпатии на работе опасным

Скажем прямо, работа практически в любой современной организации сопряжена с огромными эмоциональными затратами. И дело не только в напряженных графиках, переполненных почтовых ящиках и поджимающих сроках. Современный офис заставляет людей постоянно выплескивать наружу свои неврозы. Компания, в которой работают довольные непрерывно улыбающиеся приветливые люди, — не более чем миф.

На самом деле, люди в современных компаниях постоянно находятся в состоянии скрытого конфликта. Периодически, скрытый конфликт перерождается в открытое противостояние. Борясь за влияние, статус, ресурсы и т.д. люди создают немало негатива, которым переполняются офисные пространства.

Более того, в большинстве компаний работникам приходится находиться в состоянии постоянного напряжения для того, чтобы, преодолевая свойства своей личности, встраиваться в систему корпоративных стандартов и норм. Люди вынуждены непрерывно делать хорошую мину, независимо от того, хороша ли игра или плоха. Делать это тяжело даже на короткой дистанции. Если же человек постоянно пребывает в таком состоянии, это просто эмоционально уничтожает его.

В общем, офис — среда довольно токсичная. Встречаются, конечно, организации с более дружелюбной по отношению к работникам корпоративной культурой. Но они — скорее исключения. В средней современной компании люди постоянно сталкиваются друг с другом и излучают массу отрицательных эмоций.

Опасности избытка эмпатии и эмоциональный мониторинг

Когда в подобную среду попадает человек, обладающий изрядной долей эмпатии, он начинает впитывать весь окружающий негатив. Да, как правило, ему легче установить эмоциональные связи с коллегами. И с клиентами он легче находит общий язык. Но проявление эмпатии на работе имеет свою цену.

Профессор Стебницки из Восточно-каролинского университета, изучающий вопросы психологической реабилитации, ввел понятие эмпатической усталости. Это явление возникает, когда люди, восприимчивые к чужим эмоциям, начинают испытывать эмоциональное выгорание. О том, что избыточная эмпатия может вести к истощению внутренних ресурсов организма заявляют и другие ученые.

Профессор Торрес-Мэки даже выделяет особый тип эмпатии, который может оказаться особенно опасным. Торрес-Мэки называет этот вариант эмпатии «эмоциональным мониторингом». Профессор описывает эмоциональный мониторинг как склонность вчувствоваться в эмоциональные состояния других в ущерб своим собственным эмоциям. Это подсознательное действие. Возникает оно, в первую очередь, из страха причинить кому-либо психологический дискомфорт. Результатом могут стать утрата собственной психологической идентичности, снижение самооценки, ухудшение настроения и самочувствия.[1, 2]

Ограничить эмпатию

Как мы видим, эмпатия не всегда хороша. В некоторых ситуациях, ее следует ограничивать и ставить на ее пути психологические преграды. Иными словами, следует до определенной степени отгораживаться от источников отрицательных эмоций. Особенно это касается людей, с которыми у человека рабочие, формальные или деловые отношения. Мы не должны расплачиваться за неврозы коллег. Поэтому проявление эмпатии на работе должно контролироваться и ограничиваться.

Поскольку эмпатия — явление отчасти подсознательное, взять ее под контроль может быть не так просто. Тем не менее, постоянно напоминая себе о том, что вам не обязательно глубоко вчувствоваться в состояния коллег, вы сможете ограничить влияние чужого негатива на вашу психику.

Это не значит, что следует отгородиться от своих сотрудников и развить в себе полную эмоциональную тупость. Следует просто создать себе психологические установки, не позволяющие чужим негативным эмоциям оказывать на вас слишком большое влияние. Это позволит вам сохранить психологическую стабильность в условиях стрессовой и нервной работы. Более того, это убережет вас от выгорания и положительно скажется на вашей продуктивности.[1]

Техника безопасности необходима не только на вредном производстве. Современный офис также требует ее соблюдения. И взятие своей эмпатии под контроль — одна из ее мер.


Далее: Синдром самозванца — что это и как с ним бороться


  1. Torre-Mackie N. Empathy’s Evil Twin. Psychology Today. Jan 6, 2020.
  2. Maiden J, Georges JM, Connelly CD. Moral distress, compassion fatigue, and perceptions about medication errors in certified critical care nurses. Dimens Crit Care Nurs. 2011 Nov-Dec;30(6):339-45

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: