Таких работников немало. Они ничего не знают, ничего не умеют. Но при этом почему-то убеждены в том, что они настоящие профессионалы и одаренные люди. Это и есть эффект Даннинга-Крюгера. Он состоит в том, что люди, обладающие низкой квалификацией и посредственными способностями, имеют завышенную самооценку. Выражаясь словами Чарльза Дарвина: «Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием».
Некомпетентен настолько, что даже не понимает, что он некомпетентен
Профессора Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг описали этот эффект в 1999 году. Они провели четыре исследования, направленные на оценку логики, чувства юмора и грамотности участников. И обнаружили, что значительная часть участников с самыми низкими показателями по данным характеристикам были уверены в своих выдающихся способностях. Так, люди с самой слабой логикой, считали, что логика является одной из их сильнейших сторон. А участники, неспособные правильно написать даже простейшие предложения, относили себя к категории самых грамотных людей. Этот феномен и получил название эффекта Даннинга-Крюгера.[1]
Даннинг и Крюгер сформулировали несколько характерных проявлений феномена. Во-первых, люди с низкой квалификацией склонны переоценивать свои способности. Во-вторых, они неспособны осознать глубину своей некомпетентности. Кроме того, они не могут оценить высокий уровень умений у других.
Как отмечает профессор Даннинг, ирония состоит в том, что «знания и интеллект, которые нужны, чтобы хорошо справляться с определенными задачами, часто нужны и для того, чтобы понять, что человек с этими задачами не справляется.» Т.е. эффект Даннинга-Крюгера проявляется тем, что бездарный человек неспособен распознать свою бездарность в силу своей бездарности.[1, 2]
Эффект Даннинга-Крюгера в действии
Опрос работников высокотехнологических компаний показал, что 32-42% из них уверены в том, что по своим умениям они входят в 5% самых лучших работников. Исследование ученых из университета Небраски продемонстрировало, что 90% людей считают, что они обладают способностями выше средних. Как мы понимаем, обе этих ситуации невозможны с точки зрения математики.[2]
Эффект Даннинга-Крюгера связан с существенной проблемой. Возможно, люди попытались бы восполнить свои профессиональные дефициты, но они не знают о том, что им необходимо это сделать. Ведь они не сомневаются в своих способностях. А потому невосприимчивы к критике.
Установлено, что только 39% людей реагируют на конструктивную критику попытками измениться к лучшему. Соответственно, 61% людей не готовы слышать критику. И, тем более, предпринимать какие-либо попытки устранять проблемы, ставшие причиной критики. Возможно, значительная часть этих людей невосприимчива к критике, поскольку переоценивает себя.[2]
Но все не безнадежно. В ходе экспериментов Даннинг и Крюгер установили, что, когда люди, подверженные эффекту Даннинга-Крюгера, проходят обучение, то у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности. Это понимание может стать отправной точкой для личного и профессионального развития человека. Поэтому просвещение — лучший способ побороть эффект Даннинга-Крюгера.[1, 2]
Далее: Синдром самозванца — что это и как с ним бороться
- Kruger J, Dunning D. Unskilled and unaware of it: how difficulties in recognizing one’s own incompetence lead to inflated self-assessments. J Pers Soc Psychol. 1999 Dec;77(6):1121-34.
- Murphy M. The Dunning-Kruger Effect Shows Why Some People Think They’re Great Even When Their Work Is Terrible. Forbes. Jan 24, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Рост китайских городов поражает воображение (вид из космоса)Рост китайских городов, заснятый из космоса, представляет собой впечатляющее зрелище. Население некоторых из них выросло более чем на 100% за последние...
- Уровни развития корпоративной культуры. От токсичной культуры до элитарнойКонсалтинговая компания, проанализировавшая сотни организаций, выделяет уровни развития корпоративной культуры, позволяющие определить на каком этапе развития находится компания.
- Как Стив Джобс украл мышь и графический интерфейсВеличайшие достижения Apple - графический интерфейс и мышь, Стив Джобс украл у Xerox. «Мы никогда не стыдились красть великие идеи», - зая...
- Опасности аутсорсинга. Как можно потерять рынок из-за избыточного доверия к контрактным организациямАутсорсинг далеко не всегда так эффективен, как принято считать, а иногда он и вовсе опасен. Опасности аутсорсинга связаны, главным образо...
- Фаворитизм, непотизм и кронизм — опасные заболевания организационной культурыФаворитизм - несправедливый патронаж, назначение на должности, не соответствующие квалификации фаворитов. Непотизм и кронизм - варианты фаворитизма. Например...
- Компания, которая пытается засудить президента ТрампаКомпания Patagonia, производящая одежду для спорта и путешествий, хочет засудить президента Трампа. Суть конфликта состоит в том, что...
- Кто начинает свое дело, почему, и что в результате — статистика стартаповРассмотрим статистику стартапов - цифры, которые объяснят нам, кто начинает свое дело, каковы их шансы на успех и в чем причины неудач.
- Ресурсы и операции — баланс потребностей и возможностей организацииБаланс потребностей и возможностей организации обеспечивается соответствием ее ресурсов и ее деятельности. Ресурсы компании играют ключевую роль в обеспечении операций и иных …
- Переговоры работодателя с профсоюзом о нижнем белье. Как работники Walt Disney World боролись с педикулезом и чесоткойПосле распространения педикулеза и чесотки среди работников компании Disney потребовались переговоры работодателя с профсоюзом. Нижнее белье работников...
- Что означает название KodakСуществует несколько популярных версий того, как появилось название Kodak. По некоторым данным, в названии компании зашифровано...
- Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотораHarley-Davidson попытались зарегистрировать права на звук своих моторов. Звуковая торговая марка Harley-Davidson спровоцировала настоящую войну юристов.
- Илон Маск об инновациях: технологии не улучшаются сами по себеИлон Маск - один из самых инновационных бизнес-лидеров. Что на самом деле думает Илон Маск об инновациях. Одной короткой фразой он...
- Загадочные названия японских компаний: Sony, Canon, Nissan, Panasonic, Bridgestone, Toyota, MitsubishiНазвания японских компаний - явление особое. Многие из компаний изначально имели японские названия. Но выход на международный рынок вынудил их использовать более …