Истории успеха не учат. Менеджеры и компании учатся на историях неудач. Исследование

Время чтения: 4 мин.
Истории успеха не учат. Менеджеры и компании учатся на ошибках. Исследование
Flickr/Miguel Tejada-Flores

Люди любят истории успеха. Их приятно читать и пересказывать другим. И наоборот, никому не нравится читать про чьи-то неудачи. Возможно, поэтому практически о каждой большой и успешной современной компании написано по одной, а то и по несколько книг. И практически невозможно найти книгу, в которой бы разбирался чей-нибудь провал.

Позитивный и негативный опыт — какой ценнее для обучения

Изучая чужие истории успеха, люди надеются повторить этот успех. Однако, как показывают исследования, истории успеха обладают гораздо меньшим обучающим потенциалом, чем разбор историй, связанных с чьими-то неудачами.

К такому выводу пришли исследователи из Сингапурского университета менеджмента, университета Ульма и представительства компании KPMG в Бельгии. Они изучали процесс обучения студентов с помощью бизнес-кейсов.[1]

Каждый из участников выслушивал пять кейсов, посвященных следующим темам: анализ рынка, эффективный тайм-менеджмент, принятие изменений, управление конфликтом и лидерство. При этом, в половине случаев кейсы описывали успешное решение проблем. А в половине — неудачное. Т.е. 50% участников слышали истории успеха, а другие 50% — истории ошибок, неудач и провалов.

После этого студентам предлагалось написать, что они вынесли из услышанных кейсов. Затем участники должны были выполнить задание, которое предполагало использование усвоенных знаний.

Оценка результатов продемонстрировала, что разбор кейсов, описывающих ошибки и неудачи, давал студентам значительно больше знаний. Более того, он стимулировал мыслительную активность и способность к решению проблем. Иными словами, такие кейсы обладали намного большим обучающим потенциалом, чем истории успеха.[1]

Истории успеха — для вдохновения. Истории неудач — для обучения

Результаты исследования предполагают, что использование бизнес-кейсов, отражающих негативный опыт, для обучения студентов и слушателей программ MBA, намного более эффективно, чем использование бизнес-кейсов, описывающих успех. То же самое можно сказать и о чтении бизнес-литературы. Изучение истории успеха Ли Якокки или Дарвина Смита может вдохновлять, но мало что дает в плане обучения. Чтобы чему-то научиться лучше изучить историю Тони Хейворда из BP или Мариссы Майер из Yahoo.

Более того. Исследователи делают вывод о том, что такие же закономерности распространяются и на обучение организации. Они указывают на необходимость создания такой корпоративной культуры, которая не заставляла бы людей стремиться скрывать свои ошибки. Важно, чтобы как линейные работники, так и руководители открыто заявляли о своих ошибках. Тогда организация будет обучаться. Неудачи не будут повторяться, а уровень знаний и опыт в компании будут расти.[1]

Исследователи убеждены в том, что компаниям следует создавать «культуру, при которой работники всех уровней стремятся рассказать о своих ошибках… И руководство компании может подать в этом пример, открыто обсуждая свои прошлые неудачи.»[1]

«Компаниям следует создавать условия, в которых ошибки рассматриваются как неотъемлемая часть процесса обучения. Конечно, лучше не совершать ошибки. Но они неизбежны. Поощрение их обсуждения — это хорошая управленческая практика», — считает профессор Бледоу, возглавлявший исследование.[1]


Далее: Что такое face time, и какова отрицательная сторона удаленной работы


  1. Haimowitz B. Managers learn better from others’ failures than they do from their successes, study suggests. Academy of Management. Apr 12, 2017.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: