Считается, что наличие сильного лидера — неоспоримый плюс для любой компании. Но если лидер начинает подавлять волю и инициативу своих подчиненных, это может плохо сказаться на организации. Уходя, такой лидер оставляет после себя «выжженную землю». Разберем примеры того, что становится с компаниями после сильных и авторитарных руководителей.
Burroughs Corporation
Компания Burroughs Corporation была некогда крупнейшим американским производителем офисного оборудования, включая пишущие машинки, компьютерную периферию, принтеры и вычислительную технику. В 1964 году пост президента Burroughs занял Рэй Мак Дональд — блестящий ум, но подавляющий окружающих руководитель. Мак Дональд усиленно контролировал все аспекты деятельности компании, он умел оказывать давление на людей, вынуждая их делать то, чего он требует. Сила личности этого человека стала единственным, но мощным двигателем Burroughs, дисциплина введенная им в компании, стала основой ее успеха.
Мак Дональд добился отличных результатов. Каждый доллар, вложенный в компанию в 1964 году, когда он вступил в должность, к 1977 году, когда он ушел на пенсию, обеспечил возврат в 6,6 раз превышающий аналогичный среднерыночный показатель. Однако после его ухода компания, лишившись навязанной ей дисциплины, оказалась неприспособленной к жизни без авторитарного руководителя. Помощники Мак Дональда были охвачены нерешительностью и неспособны практически ни на что. Компания начала деградировать, и к 2000 году окупаемость инвестиций в компанию снизилась до отметки 93% ниже среднерыночной.[i]
Rubbermaid
Аналогичная ситуация наблюдалась в компании Rubbermaid — производителе товаров для быта, таких как бытовые пластиковые контейнеры, мусорные баки и т.п. В 1981 году компанию возглавил Стенли Голт, проработавший до этого 31 год в General Electric. Голт был тираном и сам охотно это признавал. Он ввел в Rubbermaid строжайшую дисциплину — все действия компании планировались на основе исследований и анализа рынка, траты строго контролировались и т.д.
Точный и методичный, Голт пребывал на работу в 6:30 утра и работал по восемьдесят часов в неделю. Того же самого он требовал от своих подчиненных. Он лично контролировал качество продукции и лично проверял работу сотрудников компании. Пока Голт находился на посту, компания показала феноменальный рост, однако после его ухода она потеряла 59% своей стоимости, а позднее была куплена.[i]
Chrysler
Еще один пример — Chrysler и Ли Якокка. Когда Якокка в 1979 году возглавил компанию, она была на грани краха. Будучи диктатором по натуре, Якокка своей волей установил строгую дисциплину, позволившую ему преобразовать компанию и разрешить все противоречия с профсоюзами, мешавшими Chrysler двигаться вперед. Направляемая железной волей руководителя компания оправилась от кризиса и начала демонстрировать существенный рост. Но когда после нескольких лет успеха Якокка увлекся другими вещами и ослабил хватку, она быстро начала скатываться обратно в кризис. Затем спустя некоторое время после ухода Якокки, Chrysler был куплен Daimler-Benz.[ii]
Что в результате?
Все приведенные примеры описывают одну и ту же ситуацию. Сильный руководитель своей волей и авторитарными методами дисциплинирует компанию. До тех пор пока его воля продолжает удерживать организацию в дисциплинированном состоянии, она показывает положительную динамику. Однако при этом не создается основа для дальнейшей устойчивости и дальнейшего развития компании. Диктатор подавляет лидерство коллектива, пресекает инициативы, ослабляет волю.
Авторитарное управление неизменно ведет к потере части самых сильных менеджеров, которые не готовы работать под гнетом чужой воли. Поэтому рано или поздно в компании остается один лидер, которому не нужны ни чужие идеи, ни мнения. Остальной коллектив — это лишь его помощники и исполнители его приказов. Такая компания может двигаться вперед только до тех пор, пока ее движет воля диктатора. Как только эта воля исчезает, оказывается, что в компании нет людей, способных обеспечить ее дальнейшее развитие.
[i] Collins J. From good to great. Why some companies make the leap… and others don‘t. New York. Random house business books. 2001. 130.
[ii] Collins J. From good to great. Why some companies make the leap… and others don‘t. New York. Random house business books. 2001. 29-30, 131-132.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Цена опечатки. Google зарабатывает полмиллиарда долларов в год на опечаткахЦена опечатки может быть высока, когда речь идет о финансах. А вот Google успешно зарабатывает на опечатках, которые делают пользователи. Тайпсквоттинг - …
- Культура организации. Понимание механизмов ее формирования — ключ к развитию компанииС позиций организационной социологии, корпоративная культура - это своеобразный фильтр, который пропускает приемлемые для организации влияния и отсеивает неприемлемые. При этом, речь …
- Вызов гигиене или инновационный бизнес? 6,5 миллионов долларов за трусы, которые можно не стирать неделямиДатский стартап Organic Basics выбрал для себя необычную для современного статрапа область. Он не занимается хайтеком и информационными технологиями. Он производит трусы, …
- Немаваси — технология эффективного принятия решенийПроцесс принятия решений должен быть эффективным. Немаваси - подход, позволяющий сделать этот процесс максимально эффективным, а принимаемые решения взвешенными.
- Что случилось с Yahoo и почему? Как отсутствие видения может погубить бизнесТо, что случилось с Yahoo можно рассматривать как часть нормального жизненного цикла компании. Однако скорость взлета и падения компании наводит на мысль...
- Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созиданияПрокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.
- Правила проведения совещаний от руководителя Microsoft, Сатьи НаделлыУ Сатьи Наделлы, человека спасшего Microsoft от деградации и гибели, существуют правила проведения совещаний. Продуктивность рабочих встреч при Наделле...
- Психотип самого лучшего лидера — мнение экспертаПрофессор Грант, эксперт в области эффективности, описывает самое главное качество лидера. По мнению эксперта, эффективный лидер тот, кто способен...
- Корпоративные злоупотребления имеют культурные предпосылки. Взгляд криминологов на токсичную корпоративную культуруКогда в компании совершаются корпоративные злоупотребления и нарушения, искать причину следует в корпоративной культуре. Так считает профессор криминологии...
- Диктатура и микроменеджмент. Почему компания NeXT Стива Джобса не стала второй Apple, и какие уроки извлек Джобс из провала NeXTСтив Джобс, покинув Apple, основал другую компьютерную фирму - компанию NeXT. Она просуществовала 12 лет, но по-настоящему успешной никогда не была. NeXT …
- Характеристики эффективного руководителя. Пример менеджеров FacebookКомпания Facebook провела исследование, чтобы выявить характеристики эффективного руководителя, присущие лучшим менеджерам компании. Семь характеристик...
- Оценка персонала с помощью iPad. Как крупнейший хедж-фонд оценивает своих работников — принципы предельной прозрачности и абсолютной честностиРэй Далио - руководитель крупнейшего хедж-фонда внедрил оценку персонала в реальном времени с использованием приложения для iPad.
- Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей — жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?Упорное нежелание компании Olympus проинформировать клиентов о дефектном продукте привели к тяжелым последствиям. Самоуверенность? Плохая коммуникация? Жадность?