Офисный жаргон и персонаж комиксов Дилберт происходят из одной компании

Время чтения: 4 мин.
Офисный жаргон и персонаж комиксов Дилберт происходят из одной компании
Flickr/Ol.v!er [H2vPk]

До середины 1980-х, американская компания Pacific Bell была монополистом в области телефонной связи в Калифорнии. Однако в 1984 году перед ней встала проблема. Грядущие изменения законодательства грозили компании возникновением жесткой конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг. Менеджмент компании ответил всеми теми действиями, которые менеджмент всегда предпринимает в таких ситуациях: реструктуризация, сокращения и ребрендинг…

Компания «на новом уровне сознания»

Однако менеджеров продолжало беспокоить, что сознание работников их компании не вполне готово к новым реалиям рынка. И они решили «модернизировать» сознание двадцати трех тысяч сотрудников Pacific Bell. Для этого был нанят Чарльз Крон, специалист по организационному развитию, чей метод опирался скорее на мистические учения, чем на научное знание. Тренинги персонала включали десять двухдневных сессий, посвященных пробуждению и развитию сознания работников. На всю программу развития персонала организации было выделено 147 млн долларов.[i]  

Побочный эффект «нового уровня сознания»

И все бы хорошо, но когда программа начала реализовываться, оказалось, что у нее имеется странный побочный эффект. В результате тренингов речь работников начала изобиловать красивыми, но непонятными для тех, кто не проходил тренинги, словами и фразами, такими как «мыслительные рамки, которые помогают нам идентифицировать качество ментальной энергии, которой мы обладаем» (“thinking framework that helps us identify the quality of mental energy we have”) или «видение конечных состояний» (“end-state visions”).

Flickr/Joey Rozier

Новая парадигма мышления компании, а также новый язык, который она начала использовать для коммуникации, привели к тому, что число совещаний значительно увеличилось, а любое дело, которое осуществлялось «на новом уровне сознания», требовало в два раза больше времени, чем раньше.[i]

Кроме того, как выяснилось, использование новых слов и выражений совершенно не изменило суть происходящего в компании. «Новый высокий уровень сознания» работников не способствовал преодолению бюрократии и авторитаризма, а добавился к ним, осложняя и без того непростую ситуацию, в которой находилась компания.

«Новый уровень сознания» породил Дилберта

Во времена этих бурных перемен один из работников Pacific Bell, видимо, вдохновленный абсурдностью ситуации, начал рисовать комиксы о персонажах, которые ему встречались в офисе компании. Немало внимания в этих комиксах было уделено и пустой болтовне столь прочно укоренившейся в коллективе организации. Работника звали Скотт Адамс, а главного героя его комиксов Дилберт.[i]

Скотт Адамс - создатель комиксов о Дилберте
Скотт Адамс. YouTube/The Rubin Report

Вы наверняка слышали имя этого персонажа. Ведь сегодня комиксы о Дилберте публикуют 2000 различных периодических изданий в 70 странах мира, ему посвящены книги, компьютерные игры и мультфильмы. А сам Адамс заработал на своем герое 75 млн долларов.[ii]

Считается, что именно с Pacific Bell началось распространение своеобразного офисного жаргона — красивых, но зачастую лишенных смысла слов и фраз, используемых белыми воротничками по всему миру.

Кстати, в конце концов, работники Pacific Bell обратились к своему конгрессмену, и власти Калифорнии, проведя расследование, закрыли программу Крона, на которую к тому моменту было потрачено 40 млн долларов.[i]


Релевантно: Принцип Питера и принцип Дилберта


[i] Spicer A. From inboxing to thought showers: how business bullshit took over. The Guardian. November 23, 2017.

[ii] Gondo N. Dilbert’s Scott Adams Satirizes His Way To Success. Investor’s Business Daily. May 20, 2014.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: