Сухой закон в США существовал с 1920 по 1933 год. Он имел довольно серьезные последствия как для бизнеса, так и для общества в целом. Бизнесу, связанному с алкогольной продукцией, пришлось искать способы выживания в условиях сухого закона. Легальные, полулегальные и совсем нелегальные.
Многие не верили, что сухой закон в США возможен
В 1910-х годах в американском обществе господствовали сильные антиалкогольные настроения. Все большую силу приобретали Американское Общество Трезвости и так называемая Антисалунная Лига. Подобные настроения еще не налагали никаких легальных ограничений, но уже служили тревожным сигналом для игроков алкогольной отрасли. Те, кто придал сигналам значение диверсифицировали свой продуктовый портфель или вообще ушли из алкогольного бизнеса. Остальные, вероятно, считали, что дальше общественного недовольства дело не пойдет. Однако дело пошло дальше.
Антисалунная Лига инициировала проведение локальных референдумов в отдельных округах и поселениях. Затем она вышла на национальный уровень, а 16 января 1920 года начала действовать 18-я поправка к Конституции США, запрещавшая производство, перевозку и продажу спиртных напитков.[i] Таким образом, фактор, потенциально влияющий на алкогольный бизнес превратился в действительный фактор, исключающий возможность легального алкогольного бизнеса. Десятки тысяч предприятий оказались не у дел.
Нарушители облагались весьма внушительными штрафами и/или сроком заключения до пяти лет.[ii]
Как бизнес находил креативные пути, чтобы обойти сухой закон в США
Здесь стоит заметить, что употребление алкоголя во времена сухого закона запрещено не было. Алкогольные напитки, произведенные до момента вступления 18-й поправки в силу, могли употребляться частным образом. Кроме того, некоторые штаты не ввели меры по отслеживанию исполнения требований поправки и наказания за ее нарушения, т.е. де-факто поправка в них не действовала.
К тому же алкоголь все еще мог продаваться для религиозных целей (например вино для церковных обрядов), а также по медицинским показаниям. Имея рецепт врача, «пациенты» могли приобрести в аптеках «медицинский виски» для лечения самых разных болезней — от зубной боли до простуды. Иногда врачебные рецепты на такой «медицинский» алкоголь выглядели довольно комично: «принимать по 100 мл каждый час до достижения стимулирующего эффекта». Подобные продажи легального алкоголя помогли некоторым компаниям. Например, благодаря им сеть аптечная сеть Walgreens увеличилась с 20 торговых точек до 500.[iii]
Таким образом, легальный спрос на алкоголь во время сухого никогда не исчезал. В то же время многие производители спиртных напитков ушли в тень и продолжали работать незаконно.
Другим производителям все-таки пришлось изменить профиль деятельности. Пивоварни Yuengling и Anheuser Busch перешли на изготовление мороженного, а Coors стал выпускать керамические изделия. Многие производители пива наладили изготовление безалкогольного варианта напитка с содержанием спирта менее 0,5%. Другим популярным решением для пивоварен стало производство солодового сиропа. Этот сироп мог быть легко превращен покупателями в пиво. Для этого его нужно было развести водой, добавить дрожжи и дождаться брожения. Производители вина поступали аналогичным образом, выпуская своеобразные «заготовки» — виноградный концентрат, называемый «винными кирпичами».[iii]
Последствия сухого закона
Поправка просуществовала 13 лет и имела немало негативных последствий. К ним относятся развитие черного рынка алкоголя, усиление мафии и повышение употребления наркотиков на 45%.[i]
Тысячи людей умерли от употребления токсичного алкоголя, содержащего метанол и другие токсичные ингредиенты, используемые в химическом производстве и тяжелой промышленности.
Кроме того, сухой закон в США привел к резкому падению объемов собираемых налогов и сборов для многих штатов. Например, доходы штата Нью-Йорк снизились почти на 75%. Введение закона обошлось американскому бюджету в 300 млн долларов, а потери поступления налогов составили 11 млрд долларов.[iv]
Одним из самых негативных эффектов сухого закона считается рост коррупции в полиции и федеральном Антиалкогольном Бюро (Bureau of Prohibition).[iv]
В результате негативные эффекты сухого закона оказались слишком сильны и в 1933 году 18-я поправка была отменена.[i]
[i] 18-я поправка к Конституции США — «сухой закон». РИА Новости. 16 января 2015.
[ii] Dry penalties bill passed by senate. The New York Times. Feb 20, 1929.
[iii] Andrews E. 10 Things You Should Know About Prohibition. History. Feb 22, 2019.
[iv] Lerner M. Unintended consequences. Prohibition.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Хансей — основа постоянного обучения организацииХансей - принцип осмысления ошибок и погрешностей, являющийся ключом к предотвращению их повторения, постоянному улучшению и обучению организации.
- Насколько ваша работа опасна для психики — тест от эксперта в области психологии трудаАтмосфера вашей компании давит на психику? Тест профессора Робинсона определит, насколько ваша работа опасна для психики и здоровья в целом.
- Личностные качества успешных людей. 7 характеристик, которые помогают добиться успеха — мнение экспертаЛичностные качества успешных людей включают семь черт, которые можно развить в себе. Профессор психологии Джордж Эверли предлагает простой...
- Элизабет Холмс и Theranos — история успеха и история обмана. Как пустые слова можно обратить в миллиарды.История Theranos и Элизабет Холмс демонстрирует, что пустые слова можно обратить в миллиарды. Холмс - выдающаяся личность, начиная с голоса...
- Корпоративная культура жадности и лицемерия? Слова и дела фармацевтических компанийЧто можно сказать об организации, провозглашающей самые благородные цели, но вступающей в картельный сговор для извлечения сверхприбыли? Разберем пример фармацевтических компаний Mylan …
- Чувство юмора как часть корпоративной культуры. Ричард Брэнсон никогда его не терял. Именно оно помогло создать Virgin GroupРичард Брэнсон одним первоапрельским утром оказался в тюремной камере в одном домашнем халате. Пояс от халата у него изъяли во избежание суицида …
- Ежедневная дорога на работу заставляет людей ненавидеть работу. Результаты исследованийИсследования свидетельствуют, что нередко причиной ненависти к работе становится дорога на работу - ежедневный путь между домом и офисом.
- Почему люди глупеют на совещаниях? Углекислый газ тому причиной (наравне с плохой организацией)Ученые установили, что люди глупеют на совещаниях. И причиной тому, помимо плохой организации, служит углекислый газ. Участники глупеют...
- Перетрудились до смерти. Кароси — что это такое, и кому стоит ее опасатьсяРабочие перегрузки и переработки могут быть опасны для здоровья и даже привести к смерти. В Японии для этого явления придуман специальный термин …
- Как Стив Джобс обманул Стива ВознякаНезадолго до основания Apple Стив Джобс обманул Стива Возняка из-за денег. Однако, если рассмотреть все обстоятельства этой истории...
- Источник бизнес-идей Джеффа Безоса. Бизнесмен о важности блужданий и поисковДжефф Безос известен своей эффективностью. Однако это не единственный фактор успеха Безоса. Чутье, предчувствие, интуиция и любопытство не менее важны для бизнесмена. …
- Ошибки при найме. 46% новых работников уйдут в течение 18 месяцев. Компании нанимают «правильных» людей только в 19% случаевОшибки при найме персонала обходятся компаниям в миллионы долларов. В 46% случаев люди покидают компании в течение 18 месяцев. Лишь 19%...
- Компании, которым удалось создать продуктивную корпоративную культуру (инфографика)Культура организации определяет очень многое - субъективное самочувствие работников, удовлетворенность, мотивацию, продуктивность, а, в конечном итоге, благополучие всей компании. Хотите, чтобы работники …