Искусство войны и стратегия неразделимы. Но умение вести войну, не сводится исключительно к умению создавать стратегию. До того, как возникает стратегия, должны быть выполнены определенные условия. Да и на поле боя стратегия решает не все. Бизнес в чем-то схож с войной. Здесь тоже есть место стратегии, и точно так же успех зависит не только от нее. Чтобы понять, что важно в ведении войны (бизнеса) кроме стратегии, обратимся к самой известной книге по военному ремеслу всех времен.
«Искусство войны» — одна из самых известных книг всех времен. Этот древнекитайский трактат написан в III веке до н.э. Его автор — полководец Сунь Цзы — известный стратег, теоретик и практик ведения войны. Поэтому логично, что и речь в книге идет, в первую очередь, о войне. [i]
Тем не менее, именно этот трактат служит основой искусства противостояния не только в битве, но и в бизнесе. Универсальные принципы, описанные в ней, с легкостью переносятся с поля боя на рынок, из древности — в наше время.
Искусство войны и стратегия на поле боя и в бизнесе
Понятие внешнего и внутреннего
Для начала, стоит упомянуть, что не все, что относится к войне, является стратегией. То же самое можно сказать и о бизнесе.
И об этом стоит помнить руководителям, которые слишком сильно увлекаются разработкой стратегий, не обращая внимания на внутреннюю среду своей компании. Иными словами, они создают стратегию, не понимая для кого это делают, и кто будет ее реализовывать. Есть ли у организации способности для ее воплощения? Хватает ли духа у его людей? Достаточно ли ресурсов?
С другой стороны, руководитель может управлять внутренней средой своей организации, а для влияния на среду внешнюю у него имеется гораздо меньше возможностей.
Стратегия всегда связана с внешней средой т.е. с аспектами, подверженными влиянию многих участников процесса и неподконтрольными нам факторами, а потому сопряжена с неопределенностью — степень неопределенности зависит от нашей способности косвенно влиять на этих участников и на эти факторы.
Искусство войны и стратегия: понятие стратегии
Обратимся к истокам понятия «стратегия». Стратегия — изначально военный термин, означающий науку о ведении войны.[ii] Однако, как сказано выше, ведение войны не ограничивается стратегией. Стратегия бессмысленна, если войну вести некому и не за что.[i]
Сунь Цзы указывает, на что нужно обратить внимание еще до создания стратегии
В трактате «Искусство войны» полководец Сунь Цзы, указывает пять постоянных факторов, которые необходимо учитывать еще до создания стратегии:
- Моральный закон — готовность людей следовать за правителем, их полное согласие с ним, отсутствие страха перед опасностями
- Небеса — выбор подходящего сезона, погоды и времени суток
- Земля — выбор подходящей местности
- Командир — лидер, обладающий необходимыми добродетелями
- Метод и дисциплина — организация армии, военной инфраструктуры и логистики.
Если переносить это на бизнес, можно сказать, что до создания стратегии необходимо убедиться, что:
- У вас есть люди, которые будут воплощать стратегию в жизнь
- Имеются условия для воплощения стратегии (политические, экономические, социальные, технологические)
- Существует рынок, на котором будет реализовываться стратегия или вы способны его создать
- Есть лояльные и талантливые лидеры, которые возглавят основные направления работы
- Имеются необходимые инфраструктура и ресурсы, бизнес организован должным образом
Как видите, по мнению Сунь Цзы, прежде чем создавать стратегию, необходимо проделать большую работу. И эта работа полностью зависит от военачальника или руководителя. И это хорошо, ведь тем, что от нас зависит, мы можем управлять.
Сунь Цзы о самой стратегии
В то же время, когда речь заходит о стратегии, Сунь Цзы говорит о факторах, связанных с гораздо большей неопределенностью: о планах и замыслах врага, о его альянсах и союзах, о способах разрушения этих замыслов и союзов. Он рассуждает о вариантах ведения боя в зависимости от расстановки сил, например, о том как надо вести бой, когда твои силы значительно превышают силы врага, незначительно превышают, равны или даже меньше, чем вражеские.[i]
Таким образом, по Сунь Цзы, стратегия должна иметь крепкую основу в виде сильной армии или, если говорить о бизнесе, — сильной команды. Стратегия практически опирается на приведенные выше пять факторов. Искусство войны и стратегия взаимосвязаны как целое и его часть.
С Сунь Цзы соглашаются другие великие стратеги: искусство войны и стратегия — не одно и тоже
Похожие мысли можно найти и у другого практика и теоретика войны. Прусский генерал Карл фон Клаузевиц (1780-1831), служивший, кстати, и в российской армии во времена войны с Наполеоном, в своем труде «О войне» замечает: «Строго говоря, стратегия связана исключительно с боем. Но нам следует рассмотреть и инструмент этого реального действия — вооруженные силы — сами по себе и в контексте основных отношений, в которых они состоят». Согласно Фон Клаузавицу, стратегия — это использование боя для достижения конца войны.[iii] Но применение стратегии осуществляется на основе армии — инструмента и сущностного элемента в ведении войны. Аналогичные выводы следуют и из рассуждений о стратегии французского и русского генерала Антуана-Анри Жомини (1779-1869).[iv]
Выводы
Конечно, все эти полководцы вели речь о военной стратегии, но ее основные принципы применимы и к стратегии в бизнесе. И один из важных выводов, который можно здесь сделать, состоит в том, что стратегия как обращение к непредсказуемой внешней среде должна всегда опираться на надежную и, насколько это возможно, управляемую среду внутреннюю.
Искусство войны и стратегия — не одно и тоже. Умение создавать стратегию — часть военного ремесла, но не его квинтэссенция. Создание армии / компании, которая будет воплощать стратегию, возможно, гораздо более важная задача. И уж наверняка гораздо более сложная.
Прежде чем разрабатывать стратегические планы, создайте организацию, которая будет способна воплощать эти планы в жизнь. Убедитесь в том, что у ваших людей хватает способностей и мотивации, что существует рынок, за который будет вестись война, и что вам хватает финансовых и иных ресурсов, чтобы эту войну вести.
Читать также: Прошедшие через века. 8 старейших фирм мира
[i] Sun Tzu, Von Clausewitz C, Machiavelli N, De Jominin AH. The complete art of war. 2013. Start Publishing LLC. 12-17, 23-31.
[ii] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь Ожегова. Москва. ИНФОТЕХ. 2009.
[iii] Sun Tzu, Von Clausewitz C, Machiavelli N, De Jominin AH. The complete art of war. 2013. Start Publishing LLC. 12-17, 311-312.
[iv] Sun Tzu, Von Clausewitz C, Machiavelli N, De Jominin AH. The complete art of war. 2013. Start Publishing LLC. 12-17, 748-752.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Как начинать бизнес — постепенно или с полной отдачей? Результаты исследованияНачинать бизнес можно, полностью бросаясь в него с головой, или постепенно, не уходя с основной работы. Ученые установили: более успешными...
- Лицемерная благотворительность? Истинные цели благотворительности компанийКаковы истинные цели благотворительности компаний, которые обманывают клиентов, эксплуатируют работников и вредят обществу? Несоответствие...
- Логотип Apple — история и эволюцияСовременный логотип Apple - выдающийся пример индустриального дизайна. История логотипа Apple уникальна. Дизайнер Роб Янофф создал его взамен
- Что произошло с Microsoft, и как Google пытается избежать той же участи. Дисбаланс операционных и динамических способностейMicrosoft утратила позиции лидера хайтека. То, что произошло с Microsoft можно описать как нарушение баланса операционных и динамических способностей.
- Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работатьУспех человека зависит от его эмоционального интеллекта. Поэтому недостаток эмоционального интеллекта опасен. Ученые выявили генетические факторы, определяющие эмоциональный интеллект.
- Гибкий график мотивирует не хуже дорогостоящих мотивационных программ. Данные экспертов и пример из практикиГибкий график мотивирует работников лучше, чем бонусы и корпоративные привилегии. Об этом свидетельствуют мнения экспертов и реальный опыт...
- Первый рекламный баннер в интернете — как он выглядел и что рекламировалСамый первый рекламный баннер в интернете появился в 1994 году на сайте интернет-издания HotWired. Первый в мире баннер рекламировал...
- Беспорядок на столе как источник творческих идейБеспорядок на столе и в рабочем помещении способствует творческому мышлению. Порядок, напротив, ставит в рамки. Результаты исследования психологов...
- Корпоративная культура долгосрочного и краткосрочного типа. Примеры IKEA, Toyota и AmazonТипы корпоративной культуры на примерах IKEA, Toyota и Amazon. Корпоративная культура долгосрочного и краткосрочного типа определяется...
- Как звучало заявление о миссии Lehman Brothers, и насколько оно соответствовало действительностиКрупнейший инвестиционный банк Lehman Brothers злоупотреблял высокорисковыми долговыми инструментами и применял ряд обманных практик. В какой-то момент сумма безнадежных долгов достигла такой …
- Пример антикризисного управления, вошедший в учебники MBA. Johnson&Johnson и препарат Тайленол.Семь человек умерли после приема препарата Тайленол. Вины производителя в этом не было. Прекрасный пример антикризисного управления продемонстрировала компания Johnson & Johnson.
- Что такое дилемма инноватора. Пример KodakДилемма инноватора - концепция, объясняющая, почему многие компани не способны воспользоваться собственными подрывными инновациями. Например Kodak погубила цифровая фотография
- Корпоративная культура жадности и лицемерия? Слова и дела фармацевтических компанийЧто можно сказать об организации, провозглашающей самые благородные цели, но вступающей в картельный сговор для извлечения сверхприбыли? Разберем пример фармацевтических компаний Mylan …