Фаворитизм на работе проявляется наличием у руководителя одного или нескольких фаворитов. Эти «любимчики» получают различные привилегии. Им достаются лучшие проекты. Их хвалят даже за незначительные успехи. Им прощаются те ошибки, которые не прощаются другим. И, разумеется, когда речь заходит о бонусах и повышениях, они становятся главными претендентами. Другие работники, какими бы хорошими они ни были, оказываются в стороне.[1, 2]
Фаворитизм на работе — крайне распространенное явление
Фаворитизм на работе (включая его разновидности) — явление куда более распространенное, чем можно подумать. По данным исследования, проведенного школой бизнеса Джорджтаунского Университета в Вашингтоне, 92% высших менеджеров за свою карьеру так или иначе встречались с проявлениями фаворитизма. Из них 84% сталкивались с фаворитизмом в собственной компании. Более 25% руководителей признают, что сами практикуют фаворитизм на работе.
Что говорят эксперты
«Фаворитизм на работе встречается повсеместно. В любых офисах — больших или малых», — считает Райан Кан, эксперт по вопросам карьеры, автор книг и звезда шоу “Нанят!” на MTV. «Людям нравится работать с приятными им людьми. Иногда это приводит к фаворитизму. Все может начаться с чего-то незначительного, Например, с включения в список участников делового обеда, и привести к чему-то гораздо более существенному. Например, повышениям зарплаты или карьерным продвижениям. Желание работать с приятными вам людьми не несет в себе проблемы. До тех пор, пока вы не становитесь несправедливы по отношению к другим.»[1]
Линн Тейлор, эксперт по вопросам трудовых отношений и автор книг на эту тему соглашается. Она утверждает, что фаворитизм на работе — настолько же обычное явление как офисный кулер. Но намного более вредное. «Это похоже на то, как заводятся любимчики у школьных учителей. Один или несколько работников занимают привилегированное положение. С ними лучше обращаются. Их рассматривают как лучших специалистов. Им достаются лучшие проекты. Это заставляет остальных сотрудников, которые не менее, а иногда даже более квалифицированы, чувствовать себя не у дел. В некоторых ситуациях фаворитизм на работе может быть относительно безобидным. Но это явление может стать и серьезной проблемой и создать крайне неблагоприятные условия работы для остальных.»
Марк Пэйлайтнер, инструктор карьерных программ из консалтинговой компании Computer Systems Institute, считает, что фаворитизм в природе человека. «Детьми мы выбираем любимую игрушку. Это точка, с которой мы растем. Когда босс дает кому-то более сложный и интересный проект, возможно, он исходит из способностей человека. Но когда без объективных критериев кому-то достается офис с лучшим видом, это уже похоже на фаворитизм.»[1]
Деструктивное влияние фаворитизма
«Когда руководитель относится к своим подчиненным неодинаково, это создает в команде чувство несправедливости. Оно ведет к разделению коллектива и демотивации. Кроме того, если внимание руководителя сосредоточено на одном работнике, он не замечает умений и способностей других. Способности не идут в ход. Люди теряют возможности профессионального роста. От этого страдает в итоге весь бизнес», — считает Райан Кан.
Тери Хокетт, советник по вопросам карьеры, согласна с Каном. «В такой ситуации работодатель будет терять хороших людей. Когда люди чувствуют, что их таланты не замечаются, они уходят.[1]
Хокетт убеждена, что, когда руководитель не дает работникам равных возможностей, он препятствует развитию команды и компании в целом. В долгосрочной перспективе это может вести к недополученной прибыли и финансовым потерям организации.
Марк Пэйлайтнер добавляет к этому, что фаворитизм на работе «ведет ко всеобщему убеждению, что все твои старания не будут замечены». В компании формируется мнение о том, что «успех в ней не имеет ничего общего с качеством работы».[1]
Фаворитизм на работе не следует путать с признанием заслуг работника
Когда работодатель признает заслуги работника — это крайне положительное явление. Это мотивирует и того, чьи заслуги признаются, и его коллег. Это демонстрирует отношение работодателя к своим работникам. И позитивно влияет на рабочую атмосферу. Но порой для работников оказывается сложно отличить признание заслуг коллег от фаворитизма.
Тери Хокетт считает, что это нормально, когда работники, старающиеся помогать руководству и предлагающие реальные решения, получают определенные преференции. Это мотивирует людей. Заставляет их добиваться лучших результатов. Но когда руководитель выделяет работника, опираясь на свои субъективные критерии, это может привести к серьезным последствиям. По внешним проявлением фаворитизм на работе можно перепутать с признанием руководителем заслуг подчиненного. Но это принципиально разные вещи.
«Важно, чтобы люди различали фаворитизм и признание заслуг», — считает Райан Кан. «Я сталкивался с ситуациями, когда работники получали повышения за свои заслуги, но другими сотрудниками это воспринималось как фаворитизм на работе. Но это не было фаворитизмом. Люди старались, делали все возможное, работали больше и в итоге получали повышения. Другие могли делать то же самое. Тогда бы они получили все те же возможности, что и их успешные коллеги.»[1]
Таким образом, коренным отличием фаворитизма от признания заслуг являются критерии, лежащие в основе получения преференций теми или иными сотрудниками. Когда бонусы, привилегии и карьерное продвижение связаны со старанием и отличными результатами, это значит, что работодатель замечает и признает заслуги работника. Если же критерием является особое отношение руководителя, речь, скорее всего, идет о фаворитизме.[1, 2]
Далее: Принципы меритократии. Как они работают и работают ли вообще?
- Smith J. How To Deal With Favoritism At Work. Forbes. Oct 25, 2013.
- Fleischman E. The dangers of playing favorites at work. Fortune. Aug 4, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Анекдотические истории о клиентоориентированном подходеКогда клиент хочет вернуть товар продавцу, порой случаются весьма анекдотические истории. Высокие стандарты обслуживания могут вести к казусам.
- Преступление с использованием искусственного интеллекта — первое в истории применение ИИ для противоправных действийПервое в истории преступление с использованием искусственного интеллекта произошло в Великобритании. Преступники похитили...
- Загадочные названия японских компаний: Sony, Canon, Nissan, Panasonic, Bridgestone, Toyota, MitsubishiНазвания японских компаний - явление особое. Многие из компаний изначально имели японские названия. Но выход на международный рынок вынудил их использовать более …
- Ненависть к руководству проявляют 75% работников — от оскорбительных жестов до распространения слухов75% работников иногда повышают голос на начальство, грубят или даже показывают оскорбительные жесты. Ненависть к руководству проявляется...
- Зачем компаниям заявления о миссии. Кейсы IKEA и MylanСлучается, что заявление о миссии компании совершенно не согласуется с ee реальными действиями. Но это не значит, что заявление о мисси всегда …
- Как извлечь выгоду из провала. Дэмиен Херст сделал на банкротстве своего бизнеса 11 миллионов фунтов стерлинговИзвестный современный художник Дэмиен Херст не хотел довольствоваться славой одного из самых влиятельных художников современности и заработанными на своем искусстве десятками миллионов. …
- Идеальная бизнес-модель. Пирамида любопытства — заплатить, чтобы узнать, кто заплатил ещеЛюди платят вам за то, что они создают информационный повод для упоминания вашей компании и рекламируют ее. Идеальная бизнес-модель для небольшого бизнеса.
- Любимые художественные книги Стива Джобса. Три произведения, которыми вдохновлялся создатель AppleОснователь Apple ценил искусство и литературу. Это отразилось в продуктах его компании. Любимые художественные книги Стива Джобса - это удивительное...
- Две составляющие успеха: мечты и реализм. Взгляд ученых и предпринимателейПо мнению психологов, мечты и реализм - две неразделимые составляющие успеха. Джефф Безос, Рэй Далио и Тим Кук с этим согласны. Их …
- Умный ответ на вызовы рынка. IKEA внедряет принципы философии циркулированияПотребительское поведение на рынке мебели меняется, и IKEA отвечает расширением своей бизнес-модели и применением принципов философии циркулирования.
- The Cola Wars. Войны кол — история конкуренции Pepsi и Coca ColaКонкуренция между Pepsi и Coca-Cola была ожесточенной с самой первой встречи компаний на рынке. Она вошла в историю как «войны кол» - …
- Давая имена китайским детям, можно заработать состояниеКитайцы используют английские имена, но подбор этих имен у них вызывает сложности. Помогая давать имена китайским детям можно заработать...
- Действительно ли Лю Лоранг проиграл Gionee в казино?Gionee один из крупнейших производителей смартфонов в Азии внезапно объявил о банкротстве. Глава Gionee Лю Лоранг проиграл в казино...