Доверие начальства вызывает стресс и повышает нагрузку. Результаты исследований

Время чтения: 3 мин.
Доверие начальства вызывает стресс и повышает нагрузку. Результаты исследований
Flickr/Scott Schiller

По современным представлениям, корпоративная культура, построенная на взаимопонимании и доверии, обеспечивает организации позитивную атмосферу и продуктивные рабочие отношения. Доверие начальства по отношению к подчиненным — основа психологической безопасности и эффективной командной работы. Однако, как выяснили ученые, доверие начальства это еще и тяжкое бремя. Оно заставляет работников испытывать стресс и повышает у них ощущение загруженности работой.

Почему доверие начальства вызывает стресс

Ученые из пяти университетов в Великобритании и США изучили, как доверие начальства влияет на психологическое состояние работников. Оказалось, что оно обладает двумя противоположными эффектами. С одной стороны доверие вызывает чувство гордости, повышает вовлеченность и лояльность работников. С другой — оно создает работнику репутацию, которую он боится потерять и должен постоянно поддерживать. А это, в свою очередь, ведет к эмоциональному перенапряжению и истощению.[1]

По мнению профессора Бэра, возглавлявшего исследование: «Доверие начальства имеет свои плюсы и минусы. И они нейтрализуют друг друга.»[2]

Негативные эффекты от доверия начальства тем больше, чем ниже уровень контроля сотрудников за рабочими процессами. Оно и понятно. Человек осознает, что ожидания начальства высоки, но мало что может сделать, чтобы их оправдать. Поэтому на работников самых низших звеньев доверие начальства ложится наиболее тяжким бременем.

«Отношения между доверием и эмоциональным истощением могут зависеть от того, насколько люди контролируют свою работу. Работники низших эшелонов, простые исполнители, обычно мало влияют на организацию работы. Сотрудники более высоких уровней имеют больший доступ к организационным ресурсам. Это позволяет им лучше справляться с осознанием того, что им доверяют», — считают исследователи.[1]

Авторы исследования считают, что их результаты имеют практическое значение. Опираясь на них, руководители могут сделать выводы и определенным образом скорректировать свое поведение.

Для того, чтобы предотвратить эмоциональное истощение подчиненных, не следует создавать у них ощущения того, что доверие руководителя — это вызов и «переходящий приз», которого они могут в любой момент лишиться. Напротив, следует давать подчиненным понять, что однажды заслуженное доверие останется с ними навсегда. И что их репутации ничто не угрожает.[1], [2]


Далее: Успехи команд приписываются не тем людям в 60% случаев. Присвоение чужих достижений — опасная черта корпоративной культуры


Источники

  1. Baer MD, Dhensa-Kahlon RK, Colquitt JA, Rodell JB, Outlaw R, Long DM. Uneasy Lies the Head that Bears the Trust: The Effects of Feeling Trusted on Emotional Exhaustion. Academy of Management Journal. 2014. Vol. 58, No. 6, 1637-1657.
  2. Haimowitz B. Gratifying though it may be, the boss’ trust is a burden as well as a benefit, study finds. Academy of Management. Dec 5, 2015.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: