По современным представлениям, корпоративная культура, построенная на взаимопонимании и доверии, обеспечивает организации позитивную атмосферу и продуктивные рабочие отношения. Доверие начальства по отношению к подчиненным — основа психологической безопасности и эффективной командной работы. Однако, как выяснили ученые, доверие начальства это еще и тяжкое бремя. Оно заставляет работников испытывать стресс и повышает у них ощущение загруженности работой.
Почему доверие начальства вызывает стресс
Ученые из пяти университетов в Великобритании и США изучили, как доверие начальства влияет на психологическое состояние работников. Оказалось, что оно обладает двумя противоположными эффектами. С одной стороны доверие вызывает чувство гордости, повышает вовлеченность и лояльность работников. С другой — оно создает работнику репутацию, которую он боится потерять и должен постоянно поддерживать. А это, в свою очередь, ведет к эмоциональному перенапряжению и истощению.[1]
По мнению профессора Бэра, возглавлявшего исследование: «Доверие начальства имеет свои плюсы и минусы. И они нейтрализуют друг друга.»[2]
Негативные эффекты от доверия начальства тем больше, чем ниже уровень контроля сотрудников за рабочими процессами. Оно и понятно. Человек осознает, что ожидания начальства высоки, но мало что может сделать, чтобы их оправдать. Поэтому на работников самых низших звеньев доверие начальства ложится наиболее тяжким бременем.
«Отношения между доверием и эмоциональным истощением могут зависеть от того, насколько люди контролируют свою работу. Работники низших эшелонов, простые исполнители, обычно мало влияют на организацию работы. Сотрудники более высоких уровней имеют больший доступ к организационным ресурсам. Это позволяет им лучше справляться с осознанием того, что им доверяют», — считают исследователи.[1]
Авторы исследования считают, что их результаты имеют практическое значение. Опираясь на них, руководители могут сделать выводы и определенным образом скорректировать свое поведение.
Для того, чтобы предотвратить эмоциональное истощение подчиненных, не следует создавать у них ощущения того, что доверие руководителя — это вызов и «переходящий приз», которого они могут в любой момент лишиться. Напротив, следует давать подчиненным понять, что однажды заслуженное доверие останется с ними навсегда. И что их репутации ничто не угрожает.[1], [2]
Источники
- Baer MD, Dhensa-Kahlon RK, Colquitt JA, Rodell JB, Outlaw R, Long DM. Uneasy Lies the Head that Bears the Trust: The Effects of Feeling Trusted on Emotional Exhaustion. Academy of Management Journal. 2014. Vol. 58, No. 6, 1637-1657.
- Haimowitz B. Gratifying though it may be, the boss’ trust is a burden as well as a benefit, study finds. Academy of Management. Dec 5, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Самые нелепые провалы бизнес-проектов как иллюстрация проблем проектного управленияОрганизация работы по типу проекта имеет весьма серьезные дефициты. Приведенные кейсы иллюстрируют основную проблему проектного управления, а именно...
- «Физический» удар по компании: стихийные бедствия и рейдерские захватыОкружающий мир влияет на компании опосредованно. Но есть события, воздействующие на компании напрямую - стихийные бедствия и рейдерские захваты.
- $1 миллиард + $4 миллиона. Два рекорда Дж. К. РоулингДжоан Роулинг стала миллиардером благодаря своим книгам о Гарри Поттере. Но это не единственное ее достижение. Писательница также написала книгу (не из …
- Немаваси — технология эффективного принятия решенийПроцесс принятия решений должен быть эффективным. Немаваси - подход, позволяющий сделать этот процесс максимально эффективным, а принимаемые решения взвешенными.
- Работа в офисе стоя. Реальный опыт офисного работникаДля тех, у кого от длительного сидения возникают проблемы со здоровьем, решением может стать работа в офисе стоя. Опытом перехода от сидячей …
- Долгосрочное мышление и срок жизни компании. Кейс IBMДолгосрочное мышление напрямую влияет на срок жизни организации. Компания IBM - живое тому подтверждение. Стив Деннинг, автор бестселлеров «Эпоха Agile» и «Вдохновляй …
- Для организации бережливого производства работник должен обладать следующими качествами. Пример ToyotaПроизводственная система Toyota требует от работников наличия особых качеств, не характерных рабочим в условиях массового производства.
- Работа с идеями. Метод, лежащий в основе успеха AmazonВажным фактором успеха Amazon является работа с идеями, которая проводится в этой компании. Структурированное изложение идей в письменном виде...
- Элизабет Холмс из Theranos держала людей в страхе — обману нужна крепкая опораОбманная схема Элизабет Холмс из Theranos включала сотни людей, и ни один из них не сообщил общественности об обмане. Почему? Люди боялись …
- Бизнес-лажа, вранье и декларативные сообщенияВ мире бизнеса преувеличения, тенденциозные интерпретации и просто откровенное вранье - совсем не редкость. Но существует особая категория сообщений, исходящих от бизнес-организаций. …
- Мужчины — лучшие переговорщики. Причины: ложь, секс и тестостеронПринято считать, что мужчины - лучшие переговорщики, чем женщины. Ученые изучили причины этого. Особенности мужской сексуальности оказались...
- Офисные девушки для мотивации. Китайские стартапы нанимают привлекательных девушек для поднятия тонуса своих программистовКитайские стартапы нанимают привлекательных девушек для поднятия тонуса своих программистов. Офисные девушки играют с работниками в пинг-по...
- Ресурсы и операции — баланс потребностей и возможностей организацииБаланс потребностей и возможностей организации обеспечивается соответствием ее ресурсов и ее деятельности. Ресурсы компании играют ключевую роль в обеспечении операций и иных …