uBiome — биотехнологический стартап, основанный в 2012 году. Финансирование осуществлялось посредством краудфандинга. Основной бизнес компании строится вокруг изучения микробиома кишечника человека.
Микробиом кишечника — совокупность генов всех бактерий, живущих в кишечнике. Считается, что микробиом влияет на многие аспекты здоровья. Его даже называют «забытым органом» — такую важность приписывают ему некоторые специалисты.
Основатель uBiome — Джессика Ричман сумела убедить инвесторов в важности и коммерческом потенциале изучения микробиома. И в дополнение к краудфандингу в 2018 году получила дополнительные 83 млн долларов.[1] В 2019 году эта цифра достигла 105 млн.[2]
Основным продуктом uBiome является очень простой в использовании тест SmartGut. В его состав входит специальный тампон и пробирка. Тестируемому необходимо провести тампоном по использованной туалетной бумаге, поместить его в пробирку, зарегистрировать на сайте uBiome и отправить в лабораторию uBiome. Спустя некоторое время человек получает результаты исследования микробиома. Они могут ответить на некоторые вопросы относительно здоровья человека и, при необходимости, помочь выработать рекомендации.[1]
Джессика Ричман смогла убедить инвесторов в том, что данные, полученные при помощи ее теста могут быть использованы в будущем для лечения аутоиммунных и онкологических заболеваний (что вполне вероятно, но пока не доказано). Убедила она и клиентов. К 2018 году uBiome собрал порядка 250 тыс. образцов биомов. К 2019 году прогнозировалась цифра в 1 млн.[1] Сотрудники компании опубликовали ряд передовых научных статей. Компания вступила в несколько стратегических партнерств, в том числе с L’Oréal.[2]
Но не обошлось без обмана
Однако все оказалось не столь радужно, как казалось. В 2018 году одна из страховых компаний, с которыми работал uBiome, уличила стартап в недобросовестном выставлении счетов. С этого момента на uBiome посыпались проблемы одна за другой. Со стороны клиентов компании стали поступать сообщения о том, что они получали от компании неожиданные и необоснованные счета. И даже от тех клиентов, которые участвовали в бесплатном пилотном тестировании продукта uBiome, компания требовала оплаты. Иногда счета выставлялись клиентам за один и тот же тест несколько раз.
А размер счета мог достигать 3000 долларов.[2]
Техники продаж компании также были сомнительны. Компания пользовалась тем, что далеко не все разбираются в вопросах микробиологии и продавала клиенту больше услуг, чем ему было необходимо. «Мы делали так, чтобы люди по непониманию подписывались на программу из шести тестов. Это не соответствовало интересам клиентов», — говорит бывший сотрудник стартапа.
Другим сомнительным аспектом деятельности стартапа стало его взаимодействие с врачами. Работники компании свидетельствуют, что в uBiome был список врачей, которые одобряли заказы, даже не глядя на пациента. Имеются данные и о том, что компания каким-то образом оказывала на врачей давление.[2]
Научные аспекты работы uBiome также вызывают вопросы. Бывший научный редактор компании — молекулярный биолог из Стэнфордского университета, который отвечал за публикации компании, заявляет, что некоторые компоненты теста SmartGut имели внушительное научное обоснование. Но некоторые аспекты работы теста были сомнительны. «Чувствуется, что со временем наука играла все меньшую и меньшую роль в работе компании», — считает ученый.
uBiome — новый Theranos?
Все кончилось тем, что в апреле 2019 uBiome посетили агенты ФБР. Компания попала под следствие. Продажи тестов были приостановлены, а двое руководителей компании Джессика Ричман и Зак Эпт были принудительно отправлены в отпуск на неопределенный срок. Судьба компании и ее руководства будет зависеть от результатов расследования.
Невольно напрашивается аналогия между uBiome и скандально прославившейся компанией Theranos с ее основательницей Элизабет Холмс. Оба стартапа работали в области биотека. Оба заявляли об использовании революционной технологии и сумели убедить инвесторов в ее состоятельности.
Дополнительное сходство придает тот факт, что обе основательницы, Джессика Ричман и Элизабет Холмс, создавали вокруг своих личностей атмосферу таинственности. Холмс выглядела и говорила нарочито загадочно. Что касается Ричман — она занижала свой возраст. И делала это для того, чтобы входить в рейтинги самых молодых успешных предпринимателей.[3]
Используя такую тактику, она занималась самопиаром и способствовала пиару uBiome. В 2014 году в возрасте 40 лет, Джессика Ричман вошла в рейтинг «30 самых важных женщин в хайтеке моложе 30 лет». На следующий год (ей был 41 год) она была включена в список CNN руководителей инновационных компаний моложе 40 лет. А в 2018 году в возрасте 44 лет она оказалась в списке «30 лидеров в области здравоохранения моложе 40, которые используют технологии, чтобы создавать будущее медицины».[3]
Дополнительно: Удивительная история восьмисот пятидесяти семи Элизабет Холмс
Источники
1. Brodwin E. I tried a test that let me peek inside my microbiome, the ‘forgotten organ’ that scientists say is the future of medicine — and what I learned shocked me. Business Insider. Dec 1, 2018.
2. Brodwin E. Silicon Valley startup uBiome raised $105 million on the promise of exploring a ‘forgotten organ.’ After an FBI raid, ex-employees say it cut corners in its quest for growth. Business Insider. May 8, 2019.
3. Brodwin E, Court E. uBiome’s founder repeatedly presented herself as years younger than she was, in the latest sign of trouble at the embattled $600 million poop-testing startup. Business Insider. May 18, 2019.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Лидерство в современной команде — не индивидуальная, а групповая чертаКоманды с одним лидером ушли в прошлое. Лидерство в современной команде должно стать эстафетной палочкой, которую получает работник, наибо...
- Кейс Merck и Vioxx. Манипуляция данными — стратегия или часть культурыКомпания Merck решила не исследовать воздействие препарата Vioxx на сердце. Результатом стали 55 тысяч смертей. Была ли это случайная ошибка или часть …
- Работа в режиме многозадачности снижает продуктивность. Данные экспертаРабота в режиме многозадачности рассматривается многими работодателями как источник продуктивности. Ученые и эксперты с этим несогласны...
- Логотип Nike — миллиардная эмблема за 35 долларовОдин из самых узнаваемых логотипов в истории человечества - логотип Nike - был разработан студенткой. Она получила за свою работу 35 долларов. …
- Личностное многообразие и сопричастность. Взгляд Lenovo на эффективность командЛичностное многообразие и сопричастность - тренд в современном корпоративном управлении, направленный на создание инновационных и созидательных команд.
- Кейс Merck и Vioxx. Манипуляция данными — стратегия или часть культурыКомпания Merck решила не исследовать воздействие препарата Vioxx на сердце. Результатом стали 55 тысяч смертей. Была ли это случайная ошибка или часть …
- Две составляющие успеха: мечты и реализм. Взгляд ученых и предпринимателейПо мнению психологов, мечты и реализм - две неразделимые составляющие успеха. Джефф Безос, Рэй Далио и Тим Кук с этим согласны. Их …
- Умный ответ на вызовы рынка. IKEA внедряет принципы философии циркулированияПотребительское поведение на рынке мебели меняется, и IKEA отвечает расширением своей бизнес-модели и применением принципов философии циркулирования.
- Как глагол «гуглить» связан с вампирами. И какие лингвистические ухищрения Microsoft завершились полным проваломGoogle не стремился сделать глагол «гуглить» частью современного языка. А вот компания Microsoft потратила немало денег, чтобы глагол...
- История хулахупа — успешнейшего продукта, жившего всего несколько месяцевВ 1950-х компания Wham-O сделала миллионы на обычном обруче, известном как хулахуп. История хулахупа началась древности, а Ричард Кнерр и ...
- Секты и стаи. Корпоративная культура брутальных компанийКорпоративная культура этих компаний заняла бы первые места в списке самых токсичных культур. Примеры корпоративных культур Amazon, Uber,...
- Искусственный интеллект в HR — больше, чем автоматизация. Мнения экспертовЭксперты убеждены: искусственный интеллект в HR будет играть все большую роль. Уже сегодня поиск кандидатов, анализ резюме, интервью перв...
- Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в GoogleНе существует общепринятого понимания лидерства. Поэтому объективная оценка лидерства представляется сложной задачей. Опыт компании Google может стать полезным подспорьем при разработке оценки …