Немаваси можно перевести с японского как «подготовка почвы перед посадкой дерева».1 Это понятие используется в японской культуре, в частности на японских предприятиях, для описания процесса неформальной подготовки принятие какого-либо решения. Такой подход предполагает построение прочной основы для решения путем достижения согласия заинтересованных сторон до того как решение было формально предложено.2
В чем суть немаваси
Подготовка основы (или почвы) при решении проблемы означает, что все стороны уже в курсе и согласны с решением до того, как вы запустите процесс его рассмотрения.
Суть немаваси в следующем: вы лично ходите с вашим предложением и предварительно согласуете его с людьми, которых это решение затрагивает. Можно использовать средства коммуникации, но личное общение всегда предпочтительно. Вы разговариваете с разными участниками, обсуждаете предложение с ними, внимательно их слушаете и фиксируете их идеи.1
Немаваси предполагает задействование социальных навыков, а не формализованных процедур. При обсуждении вам приходится объяснять причины появления ваших идей, выслушивать другую сторону и делать все для того, чтобы был достигнут консенсус.1
Преимущества немаваси
Немаваси — это первый шаг при принятии важных решений, затрагивающих многих работников компании. Он позволяет вовлечь в принятие решения всех таких работников. В результате к моменту формального предложения какой-либо идеи, она имеет завершенный вид, почти не требует доработки и уже практически согласована.2 Кроме того, подобный подход обеспечивает неформальное взаимодействие работников, которое всегда играет важнейшую роль для достижения согласия по каким-либо вопросам.
Философия немаваси
Но, на самом деле, сущность немаваси еще глубже. Подобный процесс принятия решений отражает отношение компаний к проблемам и к людям.
Возьмем в качестве примера компанию Toyota. Немаваси — важная часть производственной системы Toyota. Но, помимо этого, это отражение философии компании, для которой решение проблем — это способ развития людей. Постоянное совершенствование и уважение к людям для Toyota — два неразрывно связанных аспекта. Когда люди решают проблемы, они приобретают новые знания и умения, совершенствуются сами и совершенствуют свою компанию.3 Когда решение проблем происходит совместно, в процессе неформального взаимодействия, это добавляет к процессу постоянного совершенствования эффект синергии, возникающей между работниками компании.
Релевантно: Хансей — основа постоянного обучения организации
- Д.Лайкер, Й.Трахилис. Лидерство на всех уровнях бережливого производства: Практическое руководство. Альпина Паблишер. Москва. 2018. 88-89.
- The official Blog of Toyota GB. Nemawashi – Toyota Production System guide
- Д.Лайкер, Й.Трахилис. Лидерство на всех уровнях бережливого производства: Практическое руководство. Альпина Паблишер. Москва. 2018. 90-93.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Стив Джобс и Джон Скалли: история отношенийСчитается, что Джон Скалли уволил Джобса из основанной им же компании Apple. Изначально Стив Джобс и Джон Скалли были друзьями, но событие...
- Google исследовал эффективность удаленных команд. Каковы выводы исследования и рекомендации компанииКомпания Google провела исследования эффективности работы в удаленных офисах компании. Каковы выводы и рекомендации компании?
- Анекдотические истории о клиентоориентированном подходеКогда клиент хочет вернуть товар продавцу, порой случаются весьма анекдотические истории. Высокие стандарты обслуживания могут вести к казусам.
- «Чистки» в Tesla — вынужденная мера или часть корпоративной культуры?Когда в компании наблюдаются резкие пики набора персонала, а затем через короткое время - массовые сокращения, это наводит на мысль о безграмотной …
- Насколько полезен консалтинг в области управленияКогда компания нанимает консультантов по управлению, она должна знать, что с вероятностью 70% она не получит того результата, на который рассчитывает. Это …
- Человеческие способности компенсируют недостатки процессов. Процессы не могут компенсировать недостаток способностей. Проблема пустой коробкиВсегда ли внедрение жестких процедур идет на пользу работе? Формализованные производственные процессы уменьшают влияние человеческого фактора, но снижают способность организации к решению …
- Корпоративная культура долгосрочного и краткосрочного типа. Примеры IKEA, Toyota и AmazonТипы корпоративной культуры на примерах IKEA, Toyota и Amazon. Корпоративная культура долгосрочного и краткосрочного типа определяется...
- Действительно ли Лю Лоранг проиграл Gionee в казино?Gionee один из крупнейших производителей смартфонов в Азии внезапно объявил о банкротстве. Глава Gionee Лю Лоранг проиграл в казино...
- «Ненавижу Элвиса». Если твой бренд не любят — извлеки из этого выгодуКогда бренд вызывает ненависть, из этого можно извлечь выгоду. Продюсер Элвиса Пресли - тому пример. Кампания «Я ненавижу Элвиса» принесла...
- Как развить изобретательность в бизнесе. Совет когнитивного психологаКогнитивный психолог дает совет, как развить изобретательность. Для этого необходимо перевести мозг в режим работы пятиклассника. Это даст...
- Источник бизнес-идей Джеффа Безоса. Бизнесмен о важности блужданий и поисковДжефф Безос известен своей эффективностью. Однако это не единственный фактор успеха Безоса. Чутье, предчувствие, интуиция и любопытство не менее важны для бизнесмена. …
- Искусственный интеллект в HR — больше, чем автоматизация. Мнения экспертовЭксперты убеждены: искусственный интеллект в HR будет играть все большую роль. Уже сегодня поиск кандидатов, анализ резюме, интервью перв...
- Карьера и зарплата в Японии. Система ненко — чем старше, тем вышеСистема ненко и система пожизненной занятости предполагают, что карьера и зарплата в Японии определяются не заслугами и квалификацией, а...