Хансей — одно из важных понятий японской культуры. Его часто характеризуют как признание и осмысление ошибок, являющиеся ключом к предотвращению их повторения.1
Человеку западной культуры это нелегко понять, но хансей — это не просто анализ сложившейся ситуации, а практика глубокой саморефлексии и внутреннего переживания события. Если речь идет о совершенных ошибках, то хансей предполагает не только изучение причин ошибки, но и возникновение чувства сожаления у совершившего их.2 Если же событие носит скорее позитивный характер, то осмысление и саморефлексия должны должны быть направлен на выявление тех моментов, которые могут быть еще лучше.3
Осмысление и саморефлексия
Таким образом, речь идет об осознании, осмыслении событий и явлений и изменении своих установок на самом глубоком ментальном и психическом уровне для улучшения подобных событий и явлений в будущем.
Хансей означает, что, если человек сделал нечто плохое, он, прежде всего, должен ощутить глубокое сожаление и лишь затем приниматься за исправление ситуации, искренне веря, что он никогда не повторит свою ошибку. Такая культура предполагает открытое признание своих недостатков, ошибок а, если совершенный промах настолько серьезен, то и позора. Такой подход ведет к совершенствованию и избеганию повторения одних и тех же погрешностей.2
Хансей – это не только философия, но и особая техника. А любая техника совершенствуется в процессе ее использования. Поэтому хансей должен осуществляться регулярно, а не только после провалов и неудач.
Это можно пояснить следующим примером: если вы, скажем, за выполнения какого-либо задания получили «неудовлетворительно» — это повод для занятия хансей. Но даже если вы получили «отлично», вы все равно должны провести хансей. Это необходимо для лучшего понимания процесса, который привел к тому или иному результату. Причем, если вы ожидали получить плохую оценку, а получили хорошую — это тоже повод для хансей. Ведь это значит, что вы не понимаете, как работают процессы и что в ваших знаниях о них имеются пробелы. Это важная особенность хансей, ведь человек западной культуры в такой ситуации просто радовался бы удаче, не стремясь постигнуть ее причины.3
Вообще, хансей предполагает особое отношение не только к ошибкам и провалам, но и к успехам. Успехи должны восприниматься со скромностью и умеренностью.1 Исповедующий принципы хансей знает: всегда есть возможности для дальнейшего улучшения. Поэтому гордыня ему чужда, и он никогда не испытывает чувства превосходства.
Хансей в бизнесе
Так же как в жизни, в бизнесе хансей — это процесс оценки проделанной работы или произошедших событий, направленный на улучшение процессов и, в конечном счете, на дальнейшее обучение организации. Не важно, успешен ли проект. Он всегда может быть в чем-то более успешным. Для глубокого понимания процессов, приведших к успеху или провалу необходим хансей.
Компании, применяющие этот принцип, после окончания определенного этапа проекта обычно проводят специальную встречу (hansei-kai) для осмысления проделанной работы. И даже если этап успешен, никто не спешит праздновать успех. Ведь гораздо важнее понять, в чем он мог бы быть еще более успешным, чем похвалить самого себя за промежуточный результат.1, 3
Принцип хансей в Toyota
Например, известно, что hansei-kai в компании Toyota отличаются строгостью и серьезностью. Неудача и успехи должны быть изучены, а полученные знания использованы для дальнейшей работы. Необходимо помнить, любое достижение — это лишь этап пути, а не его конец.3
В Toyota большое значение придаетя способности выявлять промахи и проблемы. Неспособность этого сделать рассматривается здесь как отсутствие стремления достичь или превзойти поставленные цели. Если работник Toyota, анализируя процессы, не выявляет проблемы, это значит, что он недостаточно объективно или критично оценивает их или недостаточно скромен и умерен в своей оценке. В любом случае, такой работник прилагает недостаточно усилий, чтобы найти возможности для улучшений. Как говорят в Toyota, «отсутствие проблемы — уже само по себе проблема».1
Практика хансей — обязательное условие работы в Toyota. Вероятно поэтому компания производит превосходную продукцию, соответствующую самым высоким стандартам качества. Избегая чувства превосходства, Toyota добивается превосходства путем хансей — глубоких анализа и саморефлексии. Осмысляя и переосмысляя саму себя, свою работу, свои процессы, свои успехи и провалы, компания находится в состоянии постоянного обучения, необходимого для предотвращения повторных ошибок и для целенаправленного движения вперед.
Релевантно: В чем секрет японского производства. Монодзукури — что это, и как оно работает
- Toyota official blog. Hansei – Toyota Production System guide. May 31, 2016.
- Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 326-328.
- May ME. Hansei: The Art of Reflection. The Startup. Dec 22, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Анекдотические истории о клиентоориентированном подходеКогда клиент хочет вернуть товар продавцу, порой случаются весьма анекдотические истории. Высокие стандарты обслуживания могут вести к казусам.
- Отсутствие профессионального развития — причина высокой ротации персонала более чем в 30% случаевБолее чем в 30% случаев отсутствие профессионального развития становится причиной ухода хороших работников. Об этом свидетельствует исследование...
- Гибкая стандартизация — основа производственной системы ToyotaВ основе производственной системы Toyota лежит гибкая стандартизация, позволяющая одновременно закрепление эффективных процессов и организационное обучение.
- Что такое дилемма инноватора. Пример KodakДилемма инноватора - концепция, объясняющая, почему многие компани не способны воспользоваться собственными подрывными инновациями. Например Kodak погубила цифровая фотография
- Варианты правды, трактовки, интерпретации, преувеличения и ложь в публичных сообщениях компаний. Кейс CountrywideКомпании нередко строят хорошую мину при плохой игре. Анджело Мозило, основатель ипотечной компании Countrywide, прекрасно продемонстрировал это своей бравадой и оптимистичными высказываниями …
- Цена плохой коммуникации. Во сколько обходятся компаниям проблемы взаимодействия внутри командКоммуникация - важнейший фактор эффективности работы компании. Цена плохой коммуникации может быть выражена в деньгах. И эти цифры поражают.
- Клуб «ненавижу мою работу»: 87% работающих состоят в нем, из них 24% ненавидят свою работу особенно лютоЕсли вас не оставляет мысль «я ненавижу мою работу» - вы не одиноки. Масштабное исследование свидетельствует, что большинство...
- Взаимосвязи рынка — сообщение Цукерберга повысило стоимость акций New York Times, Fox News и Wall Street JournalВзаимосвязи рынка не всегда очевидны. Сообщение Цукерберга понизило Facebook на 4% и обошлось бизнесмену в 3 млрд. долларов. Акции New York Times …
- Самые дорогие книги в мире. 8 книг, купленных за рекордные деньгиСписок, включающий самые дорогие книги в мире, поражает своими ценами. А самая дорогая книга этого списка была куплена Биллом Гейтсом за...
- 11 отличных продуктов и сервисов, которые Google запустил в 2018 годуВ 2018 году компания Google предложила покупателям немало отличных технологических новшеств. Какие разработки Google оказались наиболее интересными.
- Работа с идеями. Метод, лежащий в основе успеха AmazonВажным фактором успеха Amazon является работа с идеями, которая проводится в этой компании. Структурированное изложение идей в письменном виде...
- Удивительная история восьмисот пятидесяти семи Элизабет ХолмсС некоторых пор женщины по имени Элизабет Холмс начали получать сообщения от незнакомых с требованием вернуть деньги. Просто они - тезки основательницы …
- Новый символ статуса для работников 21 векаТакие символы статуса как личные кабинеты и машины с водителем устарели. Опросы свидетельствуют, что в 21-м веке новый символ статуса...