Почему Google+ потерпел неудачу. Причины, выводы и уроки

Время чтения: 8 мин.
  • Компания Google объявила о том, что с апреля 2019 года пользовательские аккаунты в Google+ будут закрыты, а сама социальная сеть перестанет существовать.
  • С самого начала в проекте Google+ имелись серьезные стратегические, тактические и технические просчеты, которые привели к провалу проекта.
  • Возможно, причины повторных неудач на поле социальных сетей в остальном успешной компании кроются в ее организационных способностях и особенностях культуры.
Google+
Flickr/West McGowan

О том, что Google+ представляет собой провальный проект, который, по всей вероятности, будет закрыт, говорить начали еще несколько лет назад. И вот, наконец Google объявил о том, что со 2-го апреля 2019 года все пользовательские аккаунты будут закрыты, пользовательский контент удален, и социальная сеть перестанет существовать.

С 4 февраля 2019 года пользователи больше не могут создавать новые профили, страницы, сообщества или события. Владельцам и модераторам сообществ в Google+ дается возможность сгрузить и сохранить контент их сообществ. В ближайшее время кнопки G+ на сайтах и в блогах перестанут работать, а формы для комментариев будут удалены вместе со всеми комментариями.1

Так заканчивает свое существование социальная сеть Google. На самом деле, у Google+ всегда были некоторые проблемы с идентичностью. Сперва, начиная с 2011 года, когда проект был запущен, сервис рассматривался как конкурент существовавшим на тот момент социальным сетям — в первую очередь Facebook. Спустя четыре года было объявлено, что сервис будет охватывать только два основных направления — фотографии и Интернет-вещание.2 Еще через три года компания дала понять, что рассматривает два этих направления скорее как отдельные продукты, чем как единую социальную сеть. А в октябре 2018 года компания Google и вовсе объявила о своих планах по закрытию всего сервиса3, которые теперь воплощаются в жизнь.

Каковы причины провала проекта? Разберем по порядку.

Фейсбук побеждает Google+
Youtube/Jari Huomo

Провал стратегии

Как уже было сказано, Google никак не мог определиться с тем, чем же, на самом деле, является Google+ — социальной сетью, пакетом сервисов, набором продуктов, отдельными продуктами или просто центром управления учетными данными пользователей, позволяющим использовать различные продукты компании, такие как Gmail, Youtube, Hangouts, различные приложения для Android и т.д.

Создатели компании Ларри Пейдж и Сергей Брин лично курировали разработку и продвижение Google+. Позже Сергей Брин отметил, что его участие в проекте было ошибкой, поскольку все «социальное» ему несколько чуждо.4  

В 2011 году, когда Google+ был представлен широкой общественности, на рынке его ждала суровая конкуренция, а компания не имела представления о том, что можно предложить пользователем, чего бы им не предложили Facebook, Twitter или LinkedIn.

Новая социальная сеть была запущена без четкого плана и без учета конкурентов. В начале Google+  стремился стать вторым Facebook2, невзирая на тот факт, что один Facebook уже имелся на рынке и был весьма успешен.

Попытка соперничать с Facebook была совершенно бесхитростной. Google попытался сделать нечто подобное продукту конкурентов и почему-то ожидал, что пользователи захотят уйти от них и придут в их социальную сеть. 

Большим стратегическим просчетом стало опоздание версии Google+ для мобильных устройств. Когда же мобильная версия все-таки появилась, она была недостаточно хороша по сравнению с другими соцсетями. К тому же, фотографии высокого разрешения (один из опорных столбов стратегии Google) значительно замедляли работу приложения.

Существенным стратегическим промахом компании оказалась нежелание слушать и понимать своего клиента. Ее подход к социальным сетям не доставлял людям радости.

Причем компания оказалась неспособна учиться на собственных ошибках, ведь Google+ — далеко не первая ее неудача на поле социальных медиа. Ранее были сервисы — Orkut, Buzz, Google Health, Google PowerMeter.

Такие продукты основаны на предположении о том, что пользователи в соцсетях получают удовольствие не от общения, а от организации своей информации и управления ею.5 Возможно, работников Google это и радует (вспомним миссию компании: организовать информацию по всему миру и сделать ее доступной и полезной), но пользователи социальных сетей точно получают удовольствие от чего-то другого.

Вик Гундотра, Google+
Вик Гундотра. Flickr/Dan Farber

Плохая тактика

С самого начала Google+ вызывал споры даже внутри компании. Не все оценивали проект как однозначно хорошую идею.2

Когда Ларри Пейдж возглавил компанию в 2011 году он горячо поддерживал развитие социальной сети.2 Считается, что Вик Гундотра, старший вице-президент, убедил Пейджа, что если не запустить собственную социальную сеть, то Facebook «убьет» Google.

Ларри Пейдж настолько проникся этой идеей, что привязал 25% от бонусов любого работника его организации к степени успешности компании в области социальных медиа. Предположительно, он хотел, чтобы каждый работник корпорации стал тем, кто продвигает ее продукт среди своих родных, друзей и знакомых. По словам Майка Илгана из ComputerWorld, Пейдж хотел заставить работников «спамить свою бабушку за деньги».5

Идея была не слишком успешна. По данным психологов денежное вознаграждение работает тогда, когда перед человеком стоит четкая (желательно измеримая) цель, не требующая особых размышлений и креативности. В противном случае, внешнее стимулирование может быть неэффективно или даже опасно, поскольку оно переключает внимание с истинных целей деятельности на критерии ее оценки. Эффективнее было бы попытаться вдохновить людей на продвижение Google+, а затем, если бы был достигнут успех, выплатить им дополнительный бонус.

Еще одной проблемой стал уход Вика Гундотры из Google в 2014 году. Компания попросту оказалась не готовой к такому развитию событий. У нее не было плана на такой случай, и она на некоторое время потеряла фокус в своей работе над социальной сетью.  

Вик Гундотра, Google+
Вик Гундотра. Flickr/Dan Farber

Проблемы технического воплощения

Многие пользователи испытывали сложности, имея дело с Google+. Инновационная идея «кругов» оказалась недостаточно простой, чтобы ее использование приносило удовольствие. Предполагалось, что пользователи будут создавать такие «круги» как, например, «друзья» или «семья», для того чтобы делиться информацией и постами в пределах отдельных кругов. Идея очевидна — то, что интересно семье не обязательно интересно друзьям. Но идея формирования кругов была воплощена таким образом, что членам круга не было до конца понятно, кто еще присутствует в круге, что, безусловно, осложняло коммуникацию. 

Как уже говорилось ранее, мобильная версия социальной сети оказалась далека от совершенства, а фотографии высокого разрешения сделали работу мобильного приложения еще и довольно медленной.2,4

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что с самого начала своей попытки создания социальной сети Google делал, во-первых, не то, что надо, во-вторых, не так, как надо, а, в-третьих, оказался не способен воплотить свои собственные идеи.

Не каждая IT-компания должна непременно создать свою личную социальную сеть. Возможно, Google как раз относится к той категории компаний, которым не стоит этим заниматься? Быть может, это не соответствует корпоративной культуре организации и ее организационным способностям? Не лучше ли Google сосредоточиться на своих многочисленных отличных продуктах, находящихся вне области социальных медиа?


  1. Google
  2. Eadicicco L. Why Gоogle+ failed, according to Gоogle insiders. Business Insider. Apr. 26, 2015
  3. Gоogle закрывает свою соцсеть для рядовых пользователей из-за возможной утечки данных. ТАСС. 8 октября 2018
  4. Here’s why Gоogle+ failed to take off. The Economic Times. Oct 09, 2018
  5. Denning S. Five Reasons Why Google+ Died. Forbes. Apr 17, 2015

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Преступление с использованием искусственного интеллекта - первое в истории применение ИИ для противоправных действий
Facebook за равенство всех работников. Но некоторые «равны более, чем другие»
Технологии и корпоративная культура. Технологии усугубляют проблемы, если проблема в культуре. Мнение эксперта
Новое в брендинге. Использование ругательств - тренд современности?
Бренд Obey и его создатель Шепард Фейри - один из богатейших художников стрит-арта и обладатель таланта создавать бренды
Элизабет Холмс и Theranos - история успеха и история обмана. Как пустые слова можно обратить в миллиарды.
Проблема асимметрии информации и должностные преступления. Xerox - кейс на 6,4 миллиарда долларов
Джефф Безос в Южном парке - суперзлодей-телепат с гигантским мозгом
Созидательность и увлеченность своим делом - основа успеха. Кейсы Facebook, Apple, Genentech, Google и Microsoft