По современным представлениям, хроническая прокрастинация не связана ни с ленью, ни с плохим тайм-менеджментом, ни с отсутствием самоконтроля. Психологи считают, что причины прокрастинации связаны скорее с эмоциональной сферой. Люди снова и снова откладывают какое-либо дело, поскольку оно вызывает у них негативные эмоции. Но какие конкретно психологические механизмы ведут к возникновению негативных эмоций и, как следствие, прокрастинации?
Эксперты в области когнитивной и социальной психологии выделяют несколько таких механизмов.[1]
1. Хроническая прокрастинация связана с усталостью от принятия решений
Современному человеку приходится постоянно принимать решения. На работе, в сфере личных финансов, в отношениях с другими людьми. В офисе, в банке, на дороге… Неудивительно, что рано или поздно принятие решений начинает вызывать негативные эмоции и усталость. И тогда некоторые решения начинают откладываться.
Например, вам давно уже нужен, скажем, пылесос для салона автомобиля. Но выбор различных моделей велик. Вам придется принять решение, какую из них выбрать. И вы начинаете откладывать покупку пылесоса. Каждый день. И так проходят месяцы. И не потому, что вам лень или никак не собраться. Просто вы устали принимать решения.[1]
2. Неспособность разделять большие задачи на более мелкие
Некоторые задачи выглядят сложными. Кажется, что их решению придется посвятить немало времени. А потому люди откладывают их до тех пор, пока у них в жизни не образуется относительно свободный период. Понятно, что такой период может отсутствовать годами.
На самом деле, эти люди просто не умеют разделять сложные и длительные действия на короткие и простые. Другие обладают этой способностью. Они решают задачи, к которым первые лишь готовятся. Причем готовятся в постоянном режиме.[1]
3. Хроническая прокрастинация, связанная с отношениями
Некоторые задачи требуют командной работы. Речь идет не только о сотрудничестве с коллегами по работе или деловыми партнерами. Но и о совместных действиях с супругами, друзьями, детьми, родственниками и т.п.
Само по себе взаимодействие с этими партнерами не вызывает у человека отрицательных эмоций. Но в рамках определенных задач негатив может возникать. Особенно когда мнения партнеров относительно способов выполнения задачи и ее желаемого результата расходятся.[1]
Например, когда супруги хотят совершить крупную покупку, скажем, недвижимость, но имеют разные представления о ее типе, локализации и идеальной цене. Вполне возможно, что каждый из них будет откладывать начало разговора о покупке. Ведь итогом может стать ссора. А этого все стремятся избежать.
Возможно, в какой-то момент один из супругов собирается с духом, чтобы начать обсуждение. Но второй именно в этот момент оказывается не готов. Результат — хроническая прокрастинация обоих.
4. Тревожность и хроническая прокрастинация
Некоторые задачи могут казаться слишком сложными. Люди боятся действовать, поскольку опасаются, что у них не получится. Эта тревога и не дает начать работать над выполнением задачи.
Тревожность иногда связана с перфекционизмом. Человек избегает определенной деятельности, поскольку убежден, что она потребует от него огромных усилий и много времени. В то же время, далеко не все дела должны делаться идеально. Порой лучше, не испытывая тревоги за качество, просто сделать дело, а не откладывать его, тревожась, что вы не сможете выполнить его идеально.[1]
5. Необходимость осмысления и творческого подхода
Иногда прокрастинация — необходимая часть работы. Чтобы лучше осмыслить задачу и найти подходы к ее решению, порой следует отложить эту задачу. Например, когда человек работает над проектом, приостановив его на некоторое время, он может найти гораздо лучшие решения, чем те, к которым он придет в режиме непрерывной работы.
Особенно это заметно, когда речь идет о творческом процессе. Человеку необходимо периодически делать перерывы и переключаться. Тогда спустя время он сможет найти по-настоящему интересные решения.
Подобные перерывы бесспорно полезны. Тем не менее, когда человек работает одновременно над несколькими проектами, у него может возникать ощущение хронической прокрастинации. Ведь у такого человека в каждый момент времени хотя бы один из проектов находится в приостановленном состоянии.[1]
Психологи отмечают, что чаще всего хроническая прокрастинация — явление многофакторное. Т.е. она имеет в своей основе комбинацию приводимых выше причин. А не отдельные изолированные причины. Кроме того, она несет в себе элемент привычки. И потому бороться с ней оказывается не так уж легко.
И, что немаловажно, прокрастинация не всегда является чем-то плохим. Иногда это часть стратегии, которая работает.[1]
Далее: Синдром самозванца — что это и как с ним бороться
- Boyes A. 6 Common Causes of Procrastination. Psychology Today. Oct 15, 2019.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Как была сделана легендарная фотография Стива Джобса, ставшая его визитной карточкой при жизни и после смертиКлассическая черно-белая фотография Стива Джобса была сделана в 2006 году. Она нравилась Джобсу и стала его визитной карточкой при жизни и...
- Польза от конкуренции: как использовать силу конкурентов себе во благо. Советы практикаКакую пользу предприниматель может извлечь из конкуренции? Миллиардер и успешный бизнесмен Том Голисано считает, что польза от конкуренции...
- Ли Якокка — антикризисный менеджер, бонвиван и рейдер. Chrysler при нем и после негоЛи Якокка с 1970 по 1978 годы возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы. …
- Любимые художественные книги Стива Джобса. Три произведения, которыми вдохновлялся создатель AppleОснователь Apple ценил искусство и литературу. Это отразилось в продуктах его компании. Любимые художественные книги Стива Джобса - это удивительное...
- Умственная работа и физические упражнения. Хотите лучше работать — делайте упражнения. Результаты исследованийВ сочетании, умственная работа и физические упражнения оказываются намного эффективнее, чем умственная работа и отдых. Ученые установили...
- О том, как Coca-Cola продавала воду из-под кранаDasani - бутилированная вода производства Coca-cola. В 2001 Coca-cola проводила апсейл-кампанию совместно с ресторанами Olive Garden. Как оказалось, в рамках кампании покупателям …
- Слова Стива Джобса о деньгах: «я никогда не делал все это ради денег»Деньги никогда не были главным приоритетом Стива Джобса. В 25 лет он уже обладал состоянием в 100 млн. Но слова Стива Джобса …
- Корпоративные герои — вдохновляют ли работников рассказы о нихВо многих компаниях существуют свои корпоративные герои. Их истории призваны вдохновлять и устанавливать стандарты. Однако...
- Как донести корпоративные цели до работников: меньше слов, больше образовПо данным исследований, чтобы донести корпоративные цели до работников организации в речи нужно использовать визуальные образы, которые...
- Мак Бук против МакБука. Как компания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы продукции AppleКомпания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы MacBook производства Apple. Попытка выглядит довольно жалко...
- Преобразование компании. Как избежать хождения по кругу и планомерно двигаться в намеченном направленииПреобразование компании - процесс сложный и медленный. Часто менеджмент пытается найти какое-либо универсальное решение, которое позволит трансформировать организацию
- Привычка отвечать на электронные письма немедленно даже в нерабочее время — вредна, считают ученыеТребование компаний отвечать на электронные письма немедленно и даже в нерабочее время, вредит долгосрочной продуктивности. Исследования...
- Почему Стив Джобс перестал мыться, и к чему это привелоВ определенный момент своей жизни Стив Джобс перестал мыться. Окружающие это заметили. И это не добавило Джобсу популярности среди коллег.