В крупных компаниях, как правило, велика роль системы и мала роль личности. Пока ты работаешь в компании, ты должен вдохновляться ее (декларативными) ценностями, вместе с командой следовать к ее (декларативным) целям, быть частью ее (декларативной) культуры.
Соглашение между индивидом и компанией
Таким образом, компания и индивид заключают соглашение, наподобие общественного договора, заключаемого между государством и индивидом и предполагающего, что человек отдает государству часть своих суверенных прав взамен на блага, которые он может получить от государства.1 Точно также компании обеспечивают своим сотрудникам определенные блага материального и морального характера взамен на свободу выбора, какими ценностями вдохновляться, каким целям следовать и частью какой культуры быть.
Одно из таких благ — снятие организацией моральной ответственности с работника за любые действия, совершаемые тем от ее лица.
В каждой организации существует множество интерфейсов в виде конкретных людей, посредством которых она взаимодействует с внешними агентами — людьми и другими организациями, а также с собственными работниками. Если система доминирует над человеком, то сотрудники, создающие эти интерфейсы, снимают с себя моральную ответственность за свои действия, перекладывая ее на систему.
Проще говоря, организация совершает действия руками отдельных людей, при этом моральная ответственность за эти действия лежит именно на организации, а не на людях. Чаще всего подобные взаимоотношения «человек-система» встречаются в компаниях со сниженными способностями работников и нежеланием брать на себя персональную ответственность и вовлекаться в процесс, а также с низким уровнем осознания работником себя как личности на рабочем месте, а не как элемента системы.
Кто уволил работника?
Рассмотрим ситуацию. Менеджер по персоналу сообщает работнику, что тот уволен. Но увольняет его, конечно не сам менеджер, ему дал задание директор по персоналу, который обсудил и согласовал увольнение с генеральным директором, после того как руководитель отдела, в котором работал уволенный, сообщил директору по персоналу и генеральному директору о том, что на работника поступают жалобы от членов коллектива и внешних партнеров организации, а также о том, что, по мнению других сотрудников отдела и смежных отделов, он не справляется с возлагаемой на него работой и с ним неприятно взаимодействовать по рабочим вопросам. Вопрос: кто уволил сотрудника?
Приказ подписал генеральный директор, но это лишь формальность, он даже лично не знал уволенного. Директор по персоналу донес до сведения генерального директора, но решение он не принимал. Руководитель отдела информировал о проблемах, но он лишь выполнял должностную обязанность – информировать. Решения относительно этого сотрудника сам он не принимал. Другие сотрудники отдела просто сообщили, они тоже не принимали никаких решений. Да у них и полномочий-то таких нет… В результате никто не отвечает за увольнение, просто «вы не подходите нашей компании». Система отторгла человека. Может, он и действительно был плох, но брать на себя ответственность никто не готов, и даже не предполагается, что кто-то будет это делать.
Моральная индульгенция
Так возникает корпоративная власть, когда система доминирует над человеком,
но за это снимает с него всякую моральную
ответственность за его действия. Подобная моральная индульгенция позволяет
сотням тысяч людей спокойно работать, например, на предприятиях табачной промышленности
или в компаниях, наносящих очевидный вред окружающей среде.
Продолжая тему: Установка на гедонизм или моральная индульгенция. Что чувствуют производители заведомо вредной продукции. Кейс Philip Morris
- Макаренко В. П. Общественный договор и проблема молчаливого согласия. Политические исследования. 2012. № 2. С. 141-151
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Хансей — основа постоянного обучения организацииХансей - принцип осмысления ошибок и погрешностей, являющийся ключом к предотвращению их повторения, постоянному улучшению и обучению организации.
- Что такое управленческой произвол. Пример Харви ВайнштейнаХарви Вайнштейн прославился как продюссер многих известных и даже оскароносных фильмов. Но помимо этого, он известен своим необузданным темпераментом и абсолютно нецивилизованным …
- Успехи команд приписываются не тем людям в 60% случаев. Присвоение чужих достижений — опасная черта корпоративной культурыУспехи команд в компаниях в 60% случаев приписываются не тем, кто их добился. Об этом говорят исследования. Присвоение чужих достижений в бизнесе …
- Психология принятия влияния на примере Тима Кука из AppleПочему Тим Кук, вицепрезидент компании Compaq, крупнейшей на тот момент компьютерной компании, согласился оставить свой пост и присоединиться к далеко не такой …
- Как мотивировать работников? Обеспечьте их взаимодействие с внутренними клиентамиЧтобы мотивировать работников, нужно обеспечить их активное взаимодействие с внутренними клиентами. Исследования профессора управления...
- Лучшие бизнес книги всех времен, изменившие ход развития управленческой мыслиСуществует категория бизнес-книг, которые стали историей и повлияли на ход развития современного общества. Сюда можно отнести - В поисках совершенства Тома Питерса, …
- Не можешь создать — купи. Способности и возможности компаний.Способности и возможности компаний демонстрируют противоположно направленные тенденции. По мере роста возможностей, их способности идут на убыль. Примеры Google, Electronic Arts, Gilead.
- Билл Гейтс о деньгах: «На что все это потратить? Сколько гамбургеров ты можешь съесть?»Что говорит миллиардер Билл Гейтс о деньгах? Создатель Microsoft видит единственный логичный способ потратить свои деньги, а именно...
- Варианты правды, трактовки, интерпретации, преувеличения и ложь в публичных сообщениях компаний. Кейс CountrywideКомпании нередко строят хорошую мину при плохой игре. Анджело Мозило, основатель ипотечной компании Countrywide, прекрасно продемонстрировал это своей бравадой и оптимистичными высказываниями …
- Кто начинает свое дело, почему, и что в результате — статистика стартаповРассмотрим статистику стартапов - цифры, которые объяснят нам, кто начинает свое дело, каковы их шансы на успех и в чем причины неудач.
- «Культура манипуляций» привела к крупнейшему отзыву продукции и банкротству компанииМанипуляции с данными тестирования привели к крупнейшему в истории отзыву продукции стоимостью 24 млрд долларов и банкротству Takata Corporation - производителя автозапчастей.
- Мой босс — идиот. Или все-таки нет?Вы считаете, что ваш босс - идиот? Ответьте на пять вопросов профессора психологии Томаса Чаморро-Премузича. Возможно, вы поймете, что правы.
- Стив Джобс добился успеха благодаря этому качествуСтив Джобс, основатель Apple, не изучал рыночные сводки и не анализировал цифры. Он мало интересовался тем, что находится на рынке в данный …