Среди продуктов некоторых страховых компаний можно найти такую услугу как страхование жизни ключевых сотрудников организаций. При таком виде страхования выгодоприобретателем при наступлении страхового случая выступает организация, где работал застрахованный. Т.е. организация, фактически, страхует себя от смерти своего работника.
Такая практика возникла в США, и получила название «страхование мертвых крестьян» (dead peasant insurance). Что интересно, поначалу компании имели право страховать своих работников без их ведома. Что еще интереснее, договор страхования мог быть составлен таким образом, что работник оставался застрахованным даже после его увольнения.1
Такая практика вылилась в ряд довольно сомнительных с этической точки зрения эпизодов.
Так, вдове Ирме Джонсон после смерти ее мужа, работавшего в Amegy Bank, по ошибке был доставлен чек на 4 миллиона долларов. Однако выгодополучателем в чеке был обозначен банк, а не она. Если бы не ошибка страховой компании, случайно отправившей чек вдове, она даже не узнала бы, что смерть ее мужа принесла его работодателю крупную сумму.
Что еще хуже, выяснилось, что банк приобрел страховку для Джонсона, уже после того, как ему был поставлен диагноз опухоли мозга и проведены две операции. Но и это еще не самое плохое. После покупки страховки, банк уволил Джонсона, лишив его, таким образом, медицинской страховки, а значит и медицинской помощи.1
Проблема со страхованием работодателем своих работников состоит в том, что работодателю может стать выгодна их смерть. Так в городе Рейнольдсбург (штат Огайо) работодатель заплатил наемному убийце 50 тыс долларов за убийство его работника, чтобы получить страховую премию в размере 500 тыс долларов.1
Все это привело к введению поправок в американское законодательство. Теперь работодатель может застраховать работника только с его согласия.1
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (п. 2 ст. 934): «Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.»2
Это значит, что в России никто не может застраховать жизнь человека без его личного согласия. Поэтому, если работодатель захочет застраховать своего работника, выступая в роли выгодоприобретателя при наступлении страхового случая, ему придется получить такое согласие.
Впрочем, так ли это сложно? Во-первых, когда человек приходит на новое место, ему приходится подписывать множество документов. Так что согласие можно ему просто «подсунуть» среди других бумаг. А во вторых, кто захочет начинать свою деятельность на новом месте с разборок и отказа что-либо подписывать и, как результат, испорченных отношений? Проще все подписать, тем более, что это «наша стандартная процедура для всех новых сотрудников».
Поэтому даже в наш век обширных социальных пакетов остается риск того, что компания попытается нажиться на смерти своего работника.
Дополнительно: Моральная индульгенция, которую нам дают компании
- Fisher C. Does Your Company Have A ‘Dead Peasant’ Life Insurance Policy Out On You? Nov 25, 2011.
- Гражданский кодекс РФ. Ст. 934, п. 2.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Почему Рональд Уэйн продал свою долю Apple через 12 дней после основания компанииТретий соучредитель Apple Рональд Уэйн продал свою долю компании через 12 дней после ее основания. И это была не единственная его ошибка...
- Проблема асимметрии информации и должностные преступления. Xerox — кейс на 6,4 миллиарда долларовАсимметрия информации - главная предпосылка корпоративной преступности. В компании Xerox были выявлены обманные бухгалтерские схемы, благодаря которым были осуществелны манипуляции на общую …
- Современные работники умственного труда готовы зарабатывать значительно меньше, работая в компании, разделяющей их ценности и взглядыМатериальное вознаграждение - важнейший фактор, заставляющий людей каждый день ходить на работу. Но, как оказывается, современным работникам умственного труда иногда важнее материального …
- Культура здравого смысла. Пример EvernoteКогда в компании существует культура здравого смысла, она не следует шаблонам и стереотипам, а опирается на логику. Опытом делится основатель ...
- Истории успеха не учат. Менеджеры и компании учатся на историях неудач. ИсследованиеПо данным ученых, изучение чужого негативного опыта гораздо ценнее, чем изучение позитивного опыта. Поэтому истории успеха бесполезны в...
- Предсказания Оруэлла, воплощенные в современном офисеВ современном офисе имеется множество черт антиутопии, от характерных технологий до тотальной слежки. Предсказания Оруэлла воплощаются на новом витке...
- Диктатура и микроменеджмент. Почему компания NeXT Стива Джобса не стала второй Apple, и какие уроки извлек Джобс из провала NeXTСтив Джобс, покинув Apple, основал другую компьютерную фирму - компанию NeXT. Она просуществовала 12 лет, но по-настоящему успешной никогда не была. NeXT …
- Борьба с зомби — прибыльный бизнесДля компании ACO в Неваде борьба с зомби - основа ее бизнес модели. На желании людей истреблять зомби в год компания зарабатывает...
- Уровни развития корпоративной культуры. От токсичной культуры до элитарнойКонсалтинговая компания, проанализировавшая сотни организаций, выделяет уровни развития корпоративной культуры, позволяющие определить на каком этапе развития находится компания.
- Коронавирус и пиво Corona: как эпидемия повлияла на легендарный брендКоронавирус и пиво Corona вызывают взаимные ассоциации в сознании потребителя. Однако на фоне коронавирусной эпидемии продажи пива не...
- Самые странные командировочные расходы — дельтаплан, лама и черепЛама. Flickr/Benson Kua Бороться с курением в рабочее время или поощрять некурящих? Подход KCJ Training and Employment SolutionsЛучшие маркетинговые и PR кампании …
- Культура организации. Понимание механизмов ее формирования — ключ к развитию компанииС позиций организационной социологии, корпоративная культура - это своеобразный фильтр, который пропускает приемлемые для организации влияния и отсеивает неприемлемые. При этом, речь …
- Личностные качества успешных людей. 7 характеристик, которые помогают добиться успеха — мнение экспертаЛичностные качества успешных людей включают семь черт, которые можно развить в себе. Профессор психологии Джордж Эверли предлагает простой...