Существует мнение, что любой команде необходим сильный лидер. Это убеждение поддерживается примерами таких компаний как Apple, Amazon или Oracle. Однако примеры примерами, а что говорит об этом наука, для которой важны не отдельные случаи, а закономерности.
Ученые из университета Мичигана и Гарвардской школы бизнеса провели несколько экспериментов. Их задача состояла в том, чтобы установить, нужен ли сильный лидер, чтобы команда работала эффективно. Во всех экспериментах моделировались рабочие группы. Для части из них назначался лидер — человек наделенный определенными полномочиями. В других группах лидер отсутствовал.
Сильный лидер вреден для команды
Результаты всех экспериментов свидетельствовали о том, что наличие формального лидера в команде снижает активность остальных ее членов. Например, в присутствии лидеров люди в процессе выполнения заданий значительно меньше говорили, обсуждали и предлагали решения.
Более того, при наличии лидера снижалось качество выполнения заданий. Особенно показательны данные одного из экспериментов. Из 38 экспериментальных групп при наличии сильного лидера ни одна не справилась с предложенным заданием. В то же время, с заданием справились 29 групп после того, как влияние лидера было ограничено.
«Ощущение власти ведет к тому, что в глазах лидера чужие мнения, и инициативы теряют всякую ценность… Когда лидерам в эксперименте напоминали, что и другие члены команды могут способствовать ее успеху, подавляющее действие лидера уменьшалось», — поясняет один из исследователей.
«Само по себе наличие лидера — не проблема. Но оно становится проблемой, когда лидерство понимается как власть. Тогда сильный лидер начинает доминировать и перестает брать в расчет вклад в общее дело остальных членов команды.»
Компаниям следует ограничивать влияние сильных лидеров
Какие практические выводы можно сделать? Ученые предлагают следующие меры, направленные на поддержание эффективности команд.
Во-первых, следует поддерживать относительно плоскую организационную структуру. А также культуру равенства всех работников.
Во-вторых, имеет смысл настраивать лидеров на создание открытости в команде. В частности, на поддержание открытой командной коммуникации.
В-третьих, компаниям стоит вводить практики и политики направленные на то, чтобы ограничивать власть лидеров и давать возможность всем членам команд делать свой вклад в работу.
И наконец, надо побуждать всех работников открыто критиковать формальных лидеров, которые занимают избыточно доминирующую позицию в команде. Это непросто. Но если в компании имеется установка на открытость, а также практикуется психологическая безопасность, добиться этого можно.
Далее: Чтобы создать сильную команду, не следует нанимать людей, похожих на вас. Мнение главы HR из Netflix
Tost LP, Gino F, Larrick RP. When Power Makes Others Speechless: The Negative Impact of Leader Power on Team Performance. 2012. Academy of Management JournalVol. 56, No. 5.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Как не отвлекаться на социальные сети и новостные сайты. Результаты исследованийДанные исследований демонстрируют, что офисным работникам становится все труднее не отвлекаться на социальные сети и нерелевантные сайты.
- Преображение компании начинается с культуры. Почему Сатье Наделле удалось то, что не удалось Гейтсу и БаллмеруПочему Сатье Наделле удалось сделать с Microsoft то, что не удалось Биллу Гейтсу и Стиву Баллмеру? Просто в своем реформаторстве Наделла обратился …
- Несдержанные обещания Илона МаскаЗа последние годы Илон Маск дал немало обещаний, которые не смог сдержать. В 2018 году Маск пообещал, что в Tesla больше не …
- Преобразование компании. Как избежать хождения по кругу и планомерно двигаться в намеченном направленииПреобразование компании - процесс сложный и медленный. Часто менеджмент пытается найти какое-либо универсальное решение, которое позволит трансформировать организацию
- Гибкий график мотивирует не хуже дорогостоящих мотивационных программ. Данные экспертов и пример из практикиГибкий график мотивирует работников лучше, чем бонусы и корпоративные привилегии. Об этом свидетельствуют мнения экспертов и реальный опыт...
- Корпоративная культура жадности и лицемерия? Слова и дела фармацевтических компанийЧто можно сказать об организации, провозглашающей самые благородные цели, но вступающей в картельный сговор для извлечения сверхприбыли? Разберем пример фармацевтических компаний Mylan …
- История хулахупа — успешнейшего продукта, жившего всего несколько месяцевВ 1950-х компания Wham-O сделала миллионы на обычном обруче, известном как хулахуп. История хулахупа началась древности, а Ричард Кнерр и ...
- Как украсть 500 миллионов. Восемь самых громких похищений произведений искусстваПроизведения искусства могут стоить миллионы. Рассмотрим самые громкие на сегодня похищения искусства. Дерзость и остроумие таких преступлений иногда поражают. Рассмотрим самые громкие …
- Нужно ли бизнес-образование, чтобы преуспеть в бизнесе. И, если нет, что может его заменитьНужно ли бизнес-образование тому, у кого есть цель и видение. Иногда - да. Но порой бизнес-образование вредит предпринимателю, считает...
- Переговоры работодателя с профсоюзом о нижнем белье. Как работники Walt Disney World боролись с педикулезом и чесоткойПосле распространения педикулеза и чесотки среди работников компании Disney потребовались переговоры работодателя с профсоюзом. Нижнее белье работников...
- Расти или умри — брутальная культура «черных компаний». Пример RevolutЧерные компании - японский термин, означающий сверхэксплуатирующие и агрессивные к своим работникам организации, обладающие брутальной культурой. Примером служит британский Revolut.
- Энибот (Anybots Inc.) — роботизация офисной работыЭнибот - робот производства компании Anybot, который может сходить за вас на совещание, сделать презентацию или просто перекинуться парой слов с коллегами.
- Burning Man — инкубатор креатива для обитателей Силиконовой ДолиныПредставители бизнеса Силиконовой Долины посещают фестиваль Burning Man для развития своих творческих способностей. Несмотря на репутацию мероприятия...