Существует мнение, что любой команде необходим сильный лидер. Это убеждение поддерживается примерами таких компаний как Apple, Amazon или Oracle. Однако примеры примерами, а что говорит об этом наука, для которой важны не отдельные случаи, а закономерности.
Ученые из университета Мичигана и Гарвардской школы бизнеса провели несколько экспериментов. Их задача состояла в том, чтобы установить, нужен ли сильный лидер, чтобы команда работала эффективно. Во всех экспериментах моделировались рабочие группы. Для части из них назначался лидер — человек наделенный определенными полномочиями. В других группах лидер отсутствовал.
Сильный лидер вреден для команды
Результаты всех экспериментов свидетельствовали о том, что наличие формального лидера в команде снижает активность остальных ее членов. Например, в присутствии лидеров люди в процессе выполнения заданий значительно меньше говорили, обсуждали и предлагали решения.
Более того, при наличии лидера снижалось качество выполнения заданий. Особенно показательны данные одного из экспериментов. Из 38 экспериментальных групп при наличии сильного лидера ни одна не справилась с предложенным заданием. В то же время, с заданием справились 29 групп после того, как влияние лидера было ограничено.
«Ощущение власти ведет к тому, что в глазах лидера чужие мнения, и инициативы теряют всякую ценность… Когда лидерам в эксперименте напоминали, что и другие члены команды могут способствовать ее успеху, подавляющее действие лидера уменьшалось», — поясняет один из исследователей.
«Само по себе наличие лидера — не проблема. Но оно становится проблемой, когда лидерство понимается как власть. Тогда сильный лидер начинает доминировать и перестает брать в расчет вклад в общее дело остальных членов команды.»
Компаниям следует ограничивать влияние сильных лидеров
Какие практические выводы можно сделать? Ученые предлагают следующие меры, направленные на поддержание эффективности команд.
Во-первых, следует поддерживать относительно плоскую организационную структуру. А также культуру равенства всех работников.
Во-вторых, имеет смысл настраивать лидеров на создание открытости в команде. В частности, на поддержание открытой командной коммуникации.
В-третьих, компаниям стоит вводить практики и политики направленные на то, чтобы ограничивать власть лидеров и давать возможность всем членам команд делать свой вклад в работу.
И наконец, надо побуждать всех работников открыто критиковать формальных лидеров, которые занимают избыточно доминирующую позицию в команде. Это непросто. Но если в компании имеется установка на открытость, а также практикуется психологическая безопасность, добиться этого можно.
Далее: Чтобы создать сильную команду, не следует нанимать людей, похожих на вас. Мнение главы HR из Netflix
Tost LP, Gino F, Larrick RP. When Power Makes Others Speechless: The Negative Impact of Leader Power on Team Performance. 2012. Academy of Management JournalVol. 56, No. 5.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Стресс и выгорание связаны с особенностями корпоративной культуры, а не только с плотным рабочим графиком и бесконечным потоком информацииСогласно исследованиям, стресс и выгорание на рабочем месте связаны не только с перегрузками и интенсивным рабочим графиком. В значительной степени, офисный стресс …
- Коммуникация в кризис: как взаимодействовать с коллегами и клиентамиПо мнению экспертов, коммуникация в кризис имеет свои существенные особенности. Какие сообщения передавать удаленным работникам и клиентам,...
- Лицемерная благотворительность? Истинные цели благотворительности компанийКаковы истинные цели благотворительности компаний, которые обманывают клиентов, эксплуатируют работников и вредят обществу? Несоответствие...
- В Toyota знают: для выявления истинных причин проблем надо задать вопрос «почему?» шесть разВ Toyota выработали эффективный способ выявления причин проблем. Нужно последовательно задать вопрос «почему?» несколько раз. Ответ на последнее «почему» и будет настоящей …
- Загадочные названия японских компаний: Sony, Canon, Nissan, Panasonic, Bridgestone, Toyota, MitsubishiНазвания японских компаний - явление особое. Многие из компаний изначально имели японские названия. Но выход на международный рынок вынудил их использовать более …
- Управление кризисом: кейсы PepsiCo и Cadbury — два подхода, разные результатыPepsiCo и Cadbury в разное время пережили серьезные кризисы. Управление кризисом в Pepsi и Cadbury было весьма разным. И результаты оказались разными...
- Самые странные командировочные расходы — дельтаплан, лама и черепЛама. Flickr/Benson Kua $1 миллиард + $4 миллиона. Два рекорда Дж. К. РоулингКак персонажи M&M’s превратили цветные конфеты в миллиардный брендСтив Джобс …
- Предсмертное письмо Стива ДжобсаСоздатель Apple покинул пост главы компании в августе 2011 года, в ноябре он скончался. Предсмертное письмо Стива Джобса, обращенное к...
- Ли Якокка — антикризисный менеджер, бонвиван и рейдер. Chrysler при нем и после негоЛи Якокка с 1970 по 1978 годы возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы. …
- Илон Маск в Симпсонах, Детстве Шелдона, Южном парке, Теории большого взрыва и Железном человеке 2Илон Маск в Симпсонах - романтик, в Детстве Шелдона - циник, в Железном человеке - мечтатель, в Теории большого взрыва - филантроп, …
- Расти или умри — брутальная культура «черных компаний». Пример RevolutЧерные компании - японский термин, означающий сверхэксплуатирующие и агрессивные к своим работникам организации, обладающие брутальной культурой. Примером служит британский Revolut.
- Неограниченный отпуск с позиции работодателя — плюсы и минусыПривлечение и удержание квалифицированного персонала требует от современной компании все большей находчивости. Неограниченный отпуск - один из способов...
- Ошибки при найме. 46% новых работников уйдут в течение 18 месяцев. Компании нанимают «правильных» людей только в 19% случаевОшибки при найме персонала обходятся компаниям в миллионы долларов. В 46% случаев люди покидают компании в течение 18 месяцев. Лишь 19%...