Маркировка «сделано в Японии» — это лучше, чем знак качества, маркировка ИСО и знак соответствия любому отраслевому стандарту, вместе взятые. Ведь «сделано в Японии» одновременно значит, что продукт тщательно продуман, грамотно спроектирован и изготовлен с применением высочайших стандартов качества. Но, каким образом японским компаниям удается производить такие превосходные продукты? Может быть, дело в технологиях? В трудолюбии? В особом менталитете?
Дело в монодзукури
На все эти вопросы можно смело ответить «да». Дело и в технологиях, и в трудолюбии, и в менталитете. И в чем-то еще, что не описать словами. В общем, дело в «монодзукури».
Монодзукури (monozukuri) дословно переводится как «создание вещей». Иногда это понятие используют просто для обозначения производства. Но понятие намного глубже и включает в себя целый ряд факторов. Оно вмещает технологическое совершенство, ноу-хау, а также особый дух, присутствующий у японских производителей. В свою очередь, понятие духа предполагает гордость за то дело, которое ты делаешь, приверженность ему, стремление к мастерству и совершенству в изготовлении своей продукции.1
Многие японцы убеждены, что именно благодаря монодзукури японские производители сумели занять лидирующее положение на мировых рынках.2
Исследователи считают, что возникновение монодзукури — это весьма длительный исторический процесс, связанный с религиозными и социальными изменениями Японии, начавшийся в 8-м веке н.э., в исторический период, известный под названием Хайан и продолжающийся по сей день.2
Монодзукури всегда связано с человеком. Это философия мастерства, ставящая акцент на стремление к совершенствованию и постоянному улучшению. Каким бы роботизированным ни было производство, машины вряд ли способны принять такую философию и использовать в своей работе.
Как мы видим, понятие монодзукури весьма объемно и многогранно. Свести его к какому-либо одному фактору невозможно. Также как, вероятно, невозможно до конца его осмыслить, не будучи японцем.
Тем не менее, попытаемся хотя бы приблизиться к этому пониманию. Возможно, в этом нам поможет пример конкретного человека, являющегося носителем философии монодзукури.
Мицуру Каваи — носитель философии монодзукури
Мицуру Каваи — семидесятилетний исполнительный вице-президент Toyota, руководитель завода Toyota в префектуре Айти. Вместо того, чтобы сидеть в своем офисе, он, одевшись в рабочую одежду и каску, каждый день отправляется на производство. Он проработал на этом заводе всю жизнь, имеет колоссальный опыт и считает теперь своим долгом передать свое мастерство последователям.
«Я задыхаюсь без звуков и запахов этого завода», говорит Каваи, — «если я оторвусь от производства, мне не будет смысла оставаться в компании.»
В эру информационных технологий, автоматизации и роботизации, когда машины все больше заменяют людей, Каваи продолжает с полной отдачей передавать свои знания и опыт следующим поколениям. Он уверен: «Только люди с большими умениями в области производства могут заниматься автоматизацией.»
Главное на производстве — человек
«Я понимаю, что в создании новых продуктов все большую роль играют искусственный интеллект и «интернет вещей»… Но, в конечном счете, это люди создают вещи, используя эти технологии. Нельзя позволить машинам занять главное место в работе. Мы должны использовать машины, делая больше, чем они могут сделать», — говорит Каваи.
Каваи утверждает, что знает по опыту, что люди, не понимающие сути работы, не знающие как машины выполняют свою часть работы, не могут по-настоящему улучшать производственный процесс.
В работе Каваи полагается на свои органы чувств и свой опыт и лишь затем на машины. Он считает, что так же должны поступать и другие работники, вовлеченные в производство. Вице-президент Toyota гордится своими умениями и своей причастностью к созданию одних из лучших автомобилей в мире. Занимая такой высокий пост, он не брезгует ручной работой, иногда довольно грязной.
Вся история Toyota теснейшим образом связана с монодзукури. Самые высокопоставленные руководители компании всегда старались не отрываться от производства и готовы были обучать своих последователей, а иногда и собственноручно устранять технические проблемы, как это делали Кийтиро и Сойтиро Тоеда.
Каваи уверен, что, несмотря на новые научно-технические разработки, японским производителям необходимо поддерживать культуру монодзукури, поскольку «в этом состоит конкурентоспособность Японии».
«Поэтому для нас так важны работники, способные браться за сложные задачи и решать их. Неважно, насколько они сложны. Такие люди необходимы, чтобы японское производство побеждало.»
- Babu V. Japan’s Culture of Craftsmanship. Business Today. April 24, 2016.
- Tanaka H. Where Has The Japanese Core Of «Monodzukuri» Come From, And Where Is It Going? (PDF). Romanian Economic Business Review. 2017. 12 (2): 57–71.
- Murai S. Hands-on Toyota exec passes down monozukuri spirit. The Japan Times. Apr 15, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в GoogleНе существует общепринятого понимания лидерства. Поэтому объективная оценка лидерства представляется сложной задачей. Опыт компании Google может стать полезным подспорьем при разработке оценки …
- Peel Trident и Peel P50. Курьезные автомобили от странной компанииPeel Engineering - производитель самых маленьких и странных автомобилей в истории. Модель P50 даже попала в книгу рекордов Гиннесса. Peel Trident со …
- Мак Бук против МакБука. Как компания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы продукции AppleКомпания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы MacBook производства Apple. Попытка выглядит довольно жалко...
- Сбои в планировании ресурсов могут стоить сотни миллионов долларов. Примеры Nike, Hershey’s и Hewlett-PackardКомпании Nike, Hershey’s и Hewlett-Packard убедились в том, что сбои в планировании ресурсов, т.е. обеспечении соответствия ресурсов и операций, могут стоить сотни …
- Крупнейшие сокращения численности персонала в истории. Семь компаний — семь причинСокращения численности персонала - одна из стандартных мер, которой менеджмент реагирует на кризисы. Семь реальных компаний - семь разных причин сокращений.
- Чтобы создать сильную команду, не следует нанимать людей, похожих на вас. Мнение главы HR из NetflixСоздать сильную команду непросто. Основной секрет здесь - не нанимать людей, похожих на вас. Так считает глава HR из Netflix, Патти Маккорд.
- Как сплотить команду. Научные секреты командной «химии»Ученые установили, что в успешных командах между работниками существует особая «химия». Как сплотить команду и обеспечить ее успех...
- 10 самых дорогих картин всех временЖивопись - не только объект восхищения ценителей и коллекционеров, но и объект инвестиций. Список 10 самых дорогих картин неожиданно возглавляет...
- Чем плоха зависть к чужому успеху, и как с ней справитьсяЗависть к чужому успеху не мотивирует, как это принято считать. Напротив она обладает рядом крайне негативных эффектов. Психологи советуют...
- Опасности аутсорсинга. Как можно потерять рынок из-за избыточного доверия к контрактным организациямАутсорсинг далеко не всегда так эффективен, как принято считать, а иногда он и вовсе опасен. Опасности аутсорсинга связаны, главным образо...
- Принципы меритократии. Как они работают и работают ли вообще?Меритократия - система, предполагающая вознаграждение за способности и достижения. Принципы меритократии используются в таких компаниях как Amazon и Uber.
- Корпоративная культура жадности и лицемерия? Слова и дела фармацевтических компанийЧто можно сказать об организации, провозглашающей самые благородные цели, но вступающей в картельный сговор для извлечения сверхприбыли? Разберем пример фармацевтических компаний Mylan …
- Бренд Obey и его создатель Шепард Фейри — один из богатейших художников стрит-арта и обладатель таланта создавать брендыБренд Obey создал художник стрит-арта Шепард Фейри. История бренда Obey также связана с человеком по имени Андре Гигант. Его изображение...