В наше время стремление изменить мир или хотя бы устроить революцию в отдельной отрасли индустрии является чуть ли не обязательным атрибутом крупного бизнес-лидера. Для кого-то это действительно цель, а кто-то просто использует эту мантру для создания имиджа. История рассудит, кому это удастся, а для кого так и останется пустыми словами.
Уроки прошлого
Впрочем, бизнес-романтики и бизнес-мечтатели были всегда. Многие из них потерпели фиаско и сегодня уже забыты. А зря. История каждого из них может преподать нам полезные уроки и чему-то нас научить. Ведь учимся мы, в первую очередь, не на чужих успехах, а на чужих ошибках. Успехи редко удается воспроизвести, а вот не совершать промахи, совершенные другими, — это полпути к достижению своих собственных «оригинальных» успехов.
Когда речь заходит о революционных изменениях в автомобильной промышленности, любому сразу приходит на ум компания Tesla, которая создала суперсовременный модельный ряд электромобилей и даже отправила один из них в космос. Считается что Tesla — компания-революционер, заставившая своих конкурентов изменить подход к дизайну и производству автомобилей и установившая новые тренды в автопроме.
Главное, что движет компанией — амбиции и способность убеждать рынок и инвесторов. Но здесь таится и опасность. Большие амбиции ведут к большим тратам. В результате компания тратит больше, чем зарабатывает и постоянно зависит от инвесторов и их денег. А кроме того, ради движения вперед компании и ее лидеру Илону Маску приходится давать большие обещания, которые они не всегда способны выполнить.1
DeLorean Motor Company
А теперь перенесемся на полвека назад и познакомимся с компанией DeLorean Motor Company. Она была основана Джоном Делореаном — инженером, который до того как основать DMC являлся президентом Pontiac, возглавлял Chevrolet и занимал должность вице-президента General Motors.2
В 1974 году Делореан нашел инвесторов и основал собственную компанию. Он хотел создать суперсовременный, быстрый и долговечный автомобиль, который бы изменил облик автопорома. Для разработки были привлечены ведущие инженеры и дизайнеры того времени. 2 Это был амбициозный проект. Помимо этого, планировалось создание сверхсовременного седана, внедорожника, минивэна и суперкара мощностью 1250 л.с.3 Делореан планировал войти в «большую тройку» американских автопроизводителей (на тот момент General Motors, Ford и Chrysler) и навсегда изменить автомобильную индустрию.
Спорткар Делореана получил название DeLorean DMC-12. Отличительными чертами автомобиля стали: футуристический дизайн, кузов из нержавеющей стали, двери типа «крыло чайки» и цена 25 тыс долларов (средняя цена автомобиля в те времена составляла 10 тыс долларов). Прототип автомобиля был создан в 1977 году. «Возможно когда-нибудь это будет еще один BMW», — заявил Делореан.2
В начале 1981 года DeLorean Motor Company открыла завод в пригороде Белфаста в Северной Ирландии. Правительство Великобритании инвестировало в проект 120 миллионов долларов.2
Громкие заявления
Делореан прославился не только разработкой и производством DMC-12, но также громкими и иногда безосновательными заявлениями. Например, он заявил на пресс-конференции, что его компания получила 30 000 заказов на модель DMC-12. Как оказалось, никаких заказов не существовало.
Для поддержания интереса публики и инвесторов бизнесмен постоянно апеллировал к тому факту, что его автомобиль — это нечто уникальное, нечто такое, что не может предложить «традиционный» автопром.4
Чем все кончилось
Однако ни обещаниям Делореана, ни его амбициям не суждено было воплотиться в жизнь. На самом деле, дорогой спорткар DMC-12 не заинтересовал покупателей. Какое-то время компания балансировала на грани банкротства, а в октябре 1982 года правительство Великобритании, главный инвестор завода DMC, объявил о закрытии производства. За все время существования компании было выпущено всего 8900 автомобилей, и к моменту закрытия завода продана была только половина из них.4
Назад в будущее?
Так закончилась история DeLorean Motor Company. А вот история автомобиля DMC-12 имела продолжение. Спустя три года после закрытия завода модель была использована в культовом фильме «Назад в будущее» в качестве машины времени.5
Конечно, Tesla — не DMC, а Илон Маск — не Джон Делореан. Но определенные аналогии провести можно: стремление создавать революционные high-end продукты, зависимость от денег инвесторов, постоянное балансирование на грани убыточности, предпринимательский авантюризм, большие амбиции и громкие заявления.
Впрочем, возможно, в будущем, спустя лет пятьдесят, история Tesla будет представляться не так, как сейчас. Как это случилось с DeLorean Motor Company и ее «машиной времени» DMC-12.
- Matousek M. Tesla has transformed the car industry — but its biggest strength could become its greatest liability. Business Insider. Feb 12, 2018.
- Hakim D. John Z. DeLorean, Father of Glamour Car, Dies at 80. New York Times. Mar 21, 2005.
- Petrani M. The Proposed DeLorean Sedan Is As Coke-Tastically ’80s As You’d Imagine. Jalopnik. Apr 11, 2013.
- Fallon I. John DeLorean: The man who fooled the world. Independent. Mar 22, 2005.
- Petersen Automotive Museum. https://www.petersen[dot]org/blog/2018/5/16/back-to-the-future-delorean-comes-to-the-petersen?rq=hollywood
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Что нужно делать, чтобы возглавить компанию. Мнение президента Walmart Inc.Три простых совета тем, кто хочет когда-нибудь возглавить компанию, от президента крупнейшей сети супермаркетов в США Дага Макмиллона.
- «Ненавижу Элвиса». Если твой бренд не любят — извлеки из этого выгодуКогда бренд вызывает ненависть, из этого можно извлечь выгоду. Продюсер Элвиса Пресли - тому пример. Кампания «Я ненавижу Элвиса» принесла...
- Моральная индульгенция, которую нам дают компанииРаботая в крупной компании, человек действует не столько от своего лица, сколько от лица компании. Это дает ему своеобразную моральную индульгенцию - …
- 11 отличных продуктов и сервисов, которые Google запустил в 2018 годуВ 2018 году компания Google предложила покупателям немало отличных технологических новшеств. Какие разработки Google оказались наиболее интересными.
- Peel Trident и Peel P50. Курьезные автомобили от странной компанииPeel Engineering - производитель самых маленьких и странных автомобилей в истории. Модель P50 даже попала в книгу рекордов Гиннесса. Peel Trident со …
- Как создатель FedEx спас компанию, играя в блэкджекКогда компания FedEx была на грани банкротства, создатель FedEx спас компанию, поставив последние 5 тыс. долларов в казино. Выигрыш...
- Хотите попросить о повышении? Делайте это голоднымиХотите попросить о повышении? Делайте это натощак, советуют ученые. Хотите, чтобы подчиненные не просили повышений? Накормите их...
- Что нужно делать, чтобы возглавить компанию. Мнение президента Walmart Inc.Три простых совета тем, кто хочет когда-нибудь возглавить компанию, от президента крупнейшей сети супермаркетов в США Дага Макмиллона.
- Проблема асимметрии информации и должностные преступления. Xerox — кейс на 6,4 миллиарда долларовАсимметрия информации - главная предпосылка корпоративной преступности. В компании Xerox были выявлены обманные бухгалтерские схемы, благодаря которым были осуществелны манипуляции на общую …
- Открыто высказывать свое мнение — нежелательно. Даже в самой либеральной из компаний. Джеймс Деймор из Google в этом убедилсяДаже в одной из самых либеральных компаний мира Google открыто высказывать свое мнение может быть опасно. История Джеймса Дэймора, чье мнение не …
- Источник бизнес-идей Джеффа Безоса. Бизнесмен о важности блужданий и поисковДжефф Безос известен своей эффективностью. Однако это не единственный фактор успеха Безоса. Чутье, предчувствие, интуиция и любопытство не менее важны для бизнесмена. …
- Слова Стива Джобса о деньгах: «я никогда не делал все это ради денег»Деньги никогда не были главным приоритетом Стива Джобса. В 25 лет он уже обладал состоянием в 100 млн. Но слова Стива Джобса …
- Джефф Безос и Илон Маск — история вражды. Повесть о том, как поссорился Джефф Мигелевич с Илоном ЭрроловичемДолгие годы Джефф Безос и Илон Маск пребывают в состоянии затяжной ссоры. Жалобы в Счетную Палату, судебные иски и пререкания в Twitter …