С чего начинается бизнес? С бизнес-плана или с многочасового мозгового штурма? Может быть, с презентации перед инвесторами? История многомиллиардной компании Genentech началась иначе.
Представим себе двоих, распивающих пиво в пивной неподалеку от Университета Калифорнии в Сан-Франциско: сорокалетнего университетского профессора биологии и двадцатисемилетнего безработного консультанта по венчурным инвестициям, живущего на пособие по безработице. Так в 1976 году начиналась история компании Genentech [i] (в наши дни — часть Roche), которая в последующие годы стала пионером биотехнологии и разработала и произвела первый в мире рекомбинантный человеческий инсулин, совершив настоящую революцию в фармацевтической промышленности.
К 2015 году в компании работало более 15000 человек, а годовая выручка достигла порядка 17,3 миллиардов долларов.[ii] Так стало позже. Но тогда, в 1976… кто были те два посетителя бара, заложившие основу фармацевтического гиганта?
Ученый и консультант по инвестициям
Герберт Бойер — человек, посвятивший порядка двадцати лет молекулярной биологии и генетике, фанатично преданный науке.
Даже в те времена, когда его работа (попытки использовать ДНК живых организмов для управляемого синтеза белка) у многих вызывала скепсис, он верил в свое дело и продолжал исследования. На момент встречи Бойер руководил лабораторией в Калифорнийском Университете. Это был общительный, расслабленный, не претенциозный, открытый новым идеям ученый, порою авантюрный, несколько хаотичный и предпочитающий формальному планированию и обсуждению результатов мозговую атаку за стаканом пива. Его характер выражался даже в его внешнем виде: несколько растрепанная копна волос на голове, джинсы, кроссовки и кожаный жилет, который «бросал вызов повседневному стилю одежды».[iii]
Боб Свонсон — недоучившийся химик и магистр менеджмента с семилетним на момент встречи опытом в венчурных инвестициях, приобретенным в инвестиционной группе Citibank[iv], а также в венчурной компании Kleiner & Perkins. Работая в последней, Свонсон узнал про рекомбинантную технологию и с тех пор был одержим ею. В том числе из-за нее он лишился работы в фирме Kleiner & Perkins, потерпев фиаско, связанное с инвестициями в компанию Cetus, которая должна была стать пионером в новой технологии, но так и не стала. В результате Свонсон был вынужден жить на пособие по безработице, но веру в рекомбинантную технологию не потерял.[v]
Исключительно амбициозный, с высокими карьерными ожиданиями, страстно желающий их воплощения, открытый для новых возможностей, целеустремленный, настоящий предприниматель и, что немаловажно, уверенный в колоссальных перспективах рекомбинантной технологии, Свонсон связался с Бойером, чтобы поделиться с ним своими идеями.[vi] В результате в январе 1976 года двое сидели в баре, обсуждая за пивом возможность создания чего-то очень существенного — компании, основанной на рекомбинантной технологии.[vii]
Зарождение Genentech
Итак, история зарождения Genetech позволяет ответить на вопрос, с чего начинается бизнес. Конечно попойка университетского профессора и безработного консультанта по инвестициям — это лишь забавный эпизод из жизни двух основателей компании. На самом деле к появлению Genentech вели гораздо более сложные и глубокие процессы.
Компания еще не появилась на свет, но ее ядро уже начало формироваться за счет слияния и взаимодействия индивидуальных свойств двух компаньонов: ценности научного познания и предпринимательства, знания и опыта в молекулярной биологии и генетике, в бизнесе и финансах, видения будущего развития научной идеи и будущего компании, на ней построенной, мощнейшего интеллектуального и творческого потенциала союза ученого и бизнесмена, колоссального желания и воли развивать технологию, приносить с ее помощью пользу человечеству и при этом получать прибыль, особой культуры, возникающей на стыке науки и предпринимательства, демократичности и простоты. Все эти характеристики легли в основу компании.
В апреле 1976 года Свонсон нашел первого инвестора. Ему удалось убедить своих бывших работодателей Klein & Perkins вложить в Genentech 100 000 долларов. При этом Перкинс, некогда инженер в Hewlett-Packard и выпускник Гарварда по программе МВА, стал председателем совета директоров компании.[viii] Таким образом, в ее ядро влились его персональные свойства, включая знания и опыт в области рынков и финансов, лидерские качества, особенности культуры и т.д.
Получив деньги инвестора, Бойер начал набирать научный персонал из лучших работников университетских лабораторий, которых он знал по своей научной деятельности.Каждый новый коллега добавлял что-то компании и определенным образом трансформировал ее, внося в нее все новые персональные качества.
То, с чего начинается бизнес уходит. Компании остаются
В наши дни Genentech — это уже совершенно другая организация — солидная и стабильная, но ее интеллектуальная и идеологическая основа по-прежнему зависит от тех людей, которые в ней работают. Процесс формирования и трансформации организации начался до того, как появилась сама компания, и он прекратятся только тогда, когда она перестанет существовать.
То, с чего начинается бизнес — драйв и веселье, характерные для юных компаний — неизбежно уходят из бизнеса. Остается серьезная организация с акционерами, вице-президентами и долгосрочными планами.
[i] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago. The University of Chicago Press. 2011. 35.
[ii] Fortune 100. http://fortune[dot]com/best-companies/2016/genentech-11/
[iii] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago. The University of Chicago Press. 2011. 1-27.
[iv] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 30-31.
[v] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 33.
[vi] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 34-36, 46.
[vii] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 36-37.
[viii] Hughes SS. Genentech: The beginnings of biotech. Chicago.The University of Chicago Press. 2011. 42.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Макдональдизация и амазонизация — особенности современного потребленияПотребление эволюционирует вместе с обществом. Американский социолог Джордж Ритцер в восьмидесятых годах двадцатого века разработал концепцию «макдональдизации» общества. Сегодня от «макдональдизации» общество …
- О том, как Coca-Cola продавала воду из-под кранаDasani - бутилированная вода производства Coca-cola. В 2001 Coca-cola проводила апсейл-кампанию совместно с ресторанами Olive Garden. Как оказалось, в рамках кампании покупателям …
- Неиссякаемый источник креативности для бизнеса — секрет от создателя многочисленных технологических компанийЧтобы конкурировать бизнесу необходимы творческие подходы. Источник креативности можно найти в самом неожиданном месте, считает успешный...
- Компания IBM и ее изобретенияКомпания IBM создала немало изобретений, без которых немыслима жизнь в современном мире. Сегодня мало кто вспомнит, штрих код, например, был разработан IBM.
- Неосознанные предубеждения в HR. Как искусственный интеллект поможет в борьбе с нимиНеосознанные предубеждения и бессознательная предвзятость губительны для поиска и удержания персонала. Высокие технологии помогают избавиться от них.
- Что такое корпоративная легитимность, и что случается, когда она отсутствуетУ власти менеджеров должна иметься легитимность в глазах их подчиненных. Если она имеется - устанавливаемые менеджером правила будут соблюдаться. Если корпоративная легитимность …
- Торговая война между США и Китаем. Что нужно знатьВ 2018 году между США и Китаем возникла экономическая напряженность, которая вылилась во взаимные торговые санкции. Для обеих экономик это серьезный стресс. …
- Рэй Далио объясняет, что общего у Илона Маска и Билла Гейтса, а также некоторых других бизнес-лидеровРэй Далио, создатель крупнейшего в мире хедж-фонда, проанализировал личности бизнес-лидеров по методу Майерс-Бриггс. Он выявил общие черты, характерные Илону Маску, Биллу Гейтсу …
- Авария в Мексиканском заливе. Уроки от British PetroleumАвария в Мексиканском заливе произошла в связи с несколькими обстоятельствами. У трех компаний, работавших на платформе не оказалось необходимых процедур...
- Расти или умри — брутальная культура «черных компаний». Пример RevolutЧерные компании - японский термин, означающий сверхэксплуатирующие и агрессивные к своим работникам организации, обладающие брутальной культурой. Примером служит британский Revolut.
- Индивидуальный подход к фастфуду, доведенный до абсурда. В McDonalds не бывает бесплатного сыраДаже в области фастфуда возможен индивидуальный подход к клиенту. Например, если вы хотите купить один слайс сыра по цене целого бургера - …
- Менеджмент Генри Форда: слежка и тотальный контрольМенеджмент Генри Форда был построен на тотальном контроле жизни его подчиненных. И это касалось не только рабочего времени, но и личной жизни …
- Пиар или реальные действия. Два подхода к управлению кризисом. Кейс British PetroleumРазлив нефти в Мексиканском Заливе привел к кризису в компании British Petroleum. В ответ вместо реальных действий компания развернула пиар-кампанию.