Корпоративная культура Facebook — явление особое. Считается, что компании характерны предельная открытость, обращенность во внешний мир, эгалитаризм и дружелюбие. Как формировалась такая замечательная корпоративная культура?
Перенесемся в 2004 год. Facebook еще не стал компанией с многомиллиардным годовым оборотом. Он представляет собой внутриуниверситетский проект, созданный четырьмя студентами. Один из них — Марк Цукерберг, наиболее активный создатель Facebook.[i] Именно свойства его личности определяли свойства компании в ее ранние годы. Именно Цукерберг сформировал команду, ставшую основой компании. Эта команда и определила в будущем культуру компании.
Личность основателя
Сам Цукерберг в колледже имел репутацию компьютерного гения. За время обучения в Гарварде он создал несколько программ, получивших высокую оценку среди ограниченного числа пользователей, включая Synapse — плагин для MP3-плееров, который изучал предпочтения пользователя и автоматически составлял списки воспроизведения для него. По некоторым данным, Microsoft предложила за Synapse сумму от одного до двух миллионов долларов, но Цукерберг отказался.[ii] Задумчивый, застенчивый, не любящий публичности, поглощенный своим делом, и в то же время не признающий правила и ограничения — таков основатель одной из самых успешных компаний XXI века.[i]
Культура Facebook на заре существования компании
Главную рабочую силу, необходимую для реализации замыслов Цукерберга, составляли программисты и хакеры.[i] Компания формировалась под влиянием их зачастую недоступных обычным людям представлений и ценностей, своеобразной культуры, особого варианта лидерства и колоссального интеллектуального и творческого потенциала. В компании царила необычная для стандартной организации атмосфера.
Зачастую программисты собирались по ночам в офисе Facebook в Пало Алто в Силиконовой Долине и до утра писали программные коды, заедая этот процесс фастфудом. А иногда работа продолжалась сутками. Программисты прерывались лишь на еду, сон и купание в бассейне.[ii] Здесь нельзя было увидеть солидных офисных клерков в костюмах. В компании работала молодежь, и царила студенческая атмосфера. Люди много дурачились и хорошо проводили время, попутно создавая многомиллиардную компанию.
По словам самого Цукерберга, люди в его офисе «отвисают». Периодически в помещениях компании проводились своеобразные собрания хакеров, добровольно приходивших на одну ночь, чтобы вместе написать программный код и хорошо провести время.[i]
Попытаемся представить, каковы цели, способности и культура подобной организации.
Цели компании
По всей вероятности, деньги для подобного коллектива компьютерных гиков, не являлись ценностью. Это не значит, что они им были совсем не нужны. Просто все, что происходило в Facebook в 2004-2006 годах очевидно было не ради денег. Лишним подтверждением этого является тот факт, что в 2006 году Цукерберг отклонил предложение Yahoo, купить Facebook за1 миллиард долларов, а вскоре после этого и предложение MTV уже на 1,5 миллиарда.
Соответственно, организация строилась вокруг каких-то других целей, можно предположить, что эти цели были ориентированы на созидание, познание, творчество, совершенствование, мастерство, принадлежность к хакерской касте. Предположительно, на основе таких ценностей могла возникнуть следующая цель: создать самый лучший в своем классе продукт — не ради денег, а из любви к искусству программирования, интереса к своему делу, тщеславия и жажды признания.
Способности компании
Безусловно, организация с подобным коллективом, будет обладать выдающимися способностями в области компьютерных технологий. Тем не менее, судя по результатам работы компании спустя четырнадцать лет, предпринимательские способности компании также были на уровне. Цукерберг, несмотря на свою репутацию компьютерного гика, вполне умело управлялся (и продолжает это делать) со своим бизнесом, находя инвесторов, избавляясь от нежелательных партнеров и находя поддержку в высших кругах политического истеблишмента США, а также создав вокруг себя хорошую бизнес-команду.[i]
Культура Facebook — культура хакеров и предпринимателей
Особая культура Facebook образца 2004-2006 годов, безусловно, строилась на программистской и хакерской субкультуре и духе предпринимательства, господствовавшей в те времена в Силиконовой Долине. Исключительно открытая, направленная на пользователя сети, организованная по принципу клуба по интересам, частично братство, частично артель, интеллектуальная и свободная, неагрессивная, созидательная, рисковая и долгосрочно ориентированная — так, судя по документальным кадрам и описаниям очевидцев, может быть характеризована культура Facebook 2004-2006 годов.[i], [ii]
[i] Документальный фильм «Bloomberg Game changers: Mark Zuckerberg. Building the FacebookEmpire», 2010.
[ii] Mezrich B. The Accidental Billionaires: The Founding of Facebook, a Tale of Sex, Money, Genius, and Betrayal. New York. Doubleday. 2009. 11.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Пиар или реальные действия. Два подхода к управлению кризисом. Кейс British PetroleumРазлив нефти в Мексиканском Заливе привел к кризису в компании British Petroleum. В ответ вместо реальных действий компания развернула пиар-кампанию.
- Неограниченный отпуск с позиции работодателя — плюсы и минусыПривлечение и удержание квалифицированного персонала требует от современной компании все большей находчивости. Неограниченный отпуск - один из способов...
- Что такое бункерный менталитет, и как он погубил бренд Sony WalkmanБункерное мышление и автаркия подразделений компании Sony привели к тому, что суперуспешный бренд Sony Walkman деградировал и потерял рыночные позиции.
- Первый рекламный баннер в интернете — как он выглядел и что рекламировалСамый первый рекламный баннер в интернете появился в 1994 году на сайте интернет-издания HotWired. Первый в мире баннер рекламировал...
- Как персонажи M&M’s превратили цветные конфеты в миллиардный брендПерсонажи M&M’s были созданы для поддержания гибнущего бренда и в ответ на падения продаж драже M&M’s. Из-за ограниченного бюджета...
- Что вдохновило Джеффа Безоса начать собственный бизнесБудущий создатель Amazon работал в хедж-фонде, когда произошло нечто, что вдохновило Джеффа Безоса начать собственный бизнес. Безос узнал...
- Вредная продукция: установка на гедонизм или моральная индульгенция? Кейс Philip MorrisВредная продукция, которую производят некоторые компании, такие как Philip Morris представляет собой сложную моральную и этическую проблему. Каковы жизненные ценности людей, работающих …
- Чувство юмора как часть корпоративной культуры. Ричард Брэнсон никогда его не терял. Именно оно помогло создать Virgin GroupРичард Брэнсон одним первоапрельским утром оказался в тюремной камере в одном домашнем халате. Пояс от халата у него изъяли во избежание суицида …
- Т-образные работники — почему они необходимы компаниямТ-образные работники универсальны и способны заменять друг друга. Они обеспечивают лучшую коммуникацию, и их требуется меньше, чем обычных...
- Uber возобновляет использование беспилотных такси после девятимесячного перерыва, связанного со смертельным ДТП. Но решены ли проблемы, из-за которых оно произошло?Компания Uber активно работала над беспилотными такси и даже запустила в тестовом режиме несколько автомобилей на улицы городов. Однако после смертельного ДТП …
- Работодатель против профсоюза. Delta Airlines предлагает работникам играть в видеоигры вместо борьбы за свои праваАвиакомпания Delta развернула кампанию «работодатель против профсоюза» и предлагает работникам не бороться за права, а играть в видеоигры.
- Преобразование компании. Как избежать хождения по кругу и планомерно двигаться в намеченном направленииПреобразование компании - процесс сложный и медленный. Часто менеджмент пытается найти какое-либо универсальное решение, которое позволит трансформировать организацию
- Atari шок — обвал индустрии видеоигр. Уроки для бизнесаОбвал индустрии видеоигр, вошедший в историю как Atari шок, навсегда изменил ход истории развития высоких технологий. Тяжелый кризис...