Воровство, мошенничество, незаконные схемы, обман — к сожалению, должностные преступления не являются исключительной редкостью. Примеров тому немало: Xerox, Wells Fargo, Countrywide, Parmalat и т.д. Но, должно быть, работники, совершающие их, испытывают муки совести, чувство вины и страх разоблачения? Вовсе нет. Исследования показали, что работники, совершающие должностные преступления испытывают, скорее, радостное возбуждение.
Рабочая группа ученых из нескольких крупных школ бизнеса (Гарвардской, Уортонской, Лондонской и др.) изучили феномен преступлений, совершаемых на рабочем месте. Исследователи хотели выяснить, какие ощущения и чувства порождают должностные преступления в работниках, совершающих их.[1]
Какие чувства испытывают работники, совершающие должностные преступления, и что такое «опьянение обманщика»
Традиционно считается, что должностные преступления заставляют людей испытывать страх, вину и постоянную тревогу. Якобы некоторые преступники годами живут с этим психологическим грузом. И порой даже испытывают облегчение, когда их преступления раскрываются. Хотелось бы, чтобы это было так, но…
Результаты нескольких исследований рабочей группы свидетельствуют о том, что это распространенное мнение не вполне соответствует действительности. Серия экспериментов свидетельствует, что «осознанное неэтичное поведение на рабочем месте не только не вызывает отрицательных эмоций, а даже ведет к возникновению позитивных эмоций». Исследователи назвали этот феномен «опьянением обманщика». Они связывают его с теми же психологическими механизмами, которые заставляют состоятельных людей воровать в магазинах. Осознание преступности такого действия и риск быть пойманным заставляют их испытывать радостное возбуждение и стремиться повторить противоправное действие.[1]
«Феномен опьянения обманщика объясняет, почему должностные преступления — столь распространенное явление. И почему они совершаются, даже когда ставки невелики, а выигрыш от преступления — ничтожен.»
Должностные преступления иногда совершаются не только ради получения материальных выгод. Но и ради психологического вознаграждения. Психологическое вознаграждение, в свою очередь, лежит в основе некоторых зависимостей и вредных привычек. И это ведет к существенным затруднениям в борьбе со злоупотреблениями и преступлениями на рабочем месте.
«Работники, исходя из своего опыта, признают, что неэтичные и незаконные действия дают им не только материальное, но и психологическое вознаграждение. И это сочетание выступает мощнейшим мотиватором для должностных преступлений.»[1]
- Ruedy NE, Moore C, Gino F, Schweitzer ME. The Cheater’s High: The Unexpected Affective Benefits of Unethical Behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 2013, Vol. 105, No. 4, 531–548.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Главное свойство эффективной команды. Goole установил, что это психологическая безопасностьGoogle изучил свои команды и установил, что главное свойство эффективной команды - это психологическая безопасность. При ее отсутствии продуктивность...
- Бесплатно и без ограничений. Питание в Google как фактор инновационного мышленияОказывается, бесплатное питание в Google заполняет «структурные дыры» и обеспечивает обмен идеям, инновационность мышления и хорошую коммуникацию между работниками.
- Картина за 90 миллионов. Дэвид Хокни — самый дорогой из ныне живущих художниковКартина Дэвида Хокни - Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами) является на сегодняшний день самой дорогой картиной живущего художника. Она была куплена …
- Гибкая стандартизация — основа производственной системы ToyotaВ основе производственной системы Toyota лежит гибкая стандартизация, позволяющая одновременно закрепление эффективных процессов и организационное обучение.
- Сухой закон в США. Уроки для бизнесаСухой закон в США привел к закрытию десятков тысяч предприятий. Однако многие компании нашли «креативные» пути, чтобы обойти сухой закон и продолжить …
- Откуда берется креативность. МРТ при приеме на работу позволит выявить самых творческих кандидатовУченые из Гарварда нашли ответ на вопрос, откуда берется креативность. МРТ при приеме на работу может выявить самых творческих соискателей...
- Корпоративная культура долгосрочного и краткосрочного типа. Примеры IKEA, Toyota и AmazonТипы корпоративной культуры на примерах IKEA, Toyota и Amazon. Корпоративная культура долгосрочного и краткосрочного типа определяется...
- Предсказания Оруэлла, воплощенные в современном офисеВ современном офисе имеется множество черт антиутопии, от характерных технологий до тотальной слежки. Предсказания Оруэлла воплощаются на новом витке...
- О том, как Coca-Cola продавала воду из-под кранаDasani - бутилированная вода производства Coca-cola. В 2001 Coca-cola проводила апсейл-кампанию совместно с ресторанами Olive Garden. Как оказалось, в рамках кампании покупателям …
- Как заставить медиа работать на себя. Сколько стоит хайп — история ShipYourEnemiesGlitter и Мэтью КарпентераЧего можно добиться, если заставить медиа работать на себя? Пример проекта ShipYourEnemiesGlitter показывает, что умелая манипуляция СМИ дает свои результаты.
- Как заставить медиа работать на себя. Сколько стоит хайп — история ShipYourEnemiesGlitter и Мэтью КарпентераЧего можно добиться, если заставить медиа работать на себя? Пример проекта ShipYourEnemiesGlitter показывает, что умелая манипуляция СМИ дает свои результаты.
- Источник бизнес-идей Джеффа Безоса. Бизнесмен о важности блужданий и поисковДжефф Безос известен своей эффективностью. Однако это не единственный фактор успеха Безоса. Чутье, предчувствие, интуиция и любопытство не менее важны для бизнесмена. …
- Билл Гейтс о деньгах: «На что все это потратить? Сколько гамбургеров ты можешь съесть?»Что говорит миллиардер Билл Гейтс о деньгах? Создатель Microsoft видит единственный логичный способ потратить свои деньги, а именно...