В наше время гибкое планирование рабочего времени стало одним из главных трендов в сфере организации труда и отличительной чертой наиболее прогрессивных компаний. Например, в Европейском Союзе порядка 17% работников имеют гибкий график. А в Великобритании эта цифра составляет примерно 30%. Около 5% населения Европы обладают полной автономией. Т.е. они сами решают, когда и сколько они работают.[1]
Некоторые эксперты считают, что возможность гибкого планирования своего рабочего времени — это новый атрибут успеха. Наряду с большой зарплатой и различными корпоративными привилегиями.[2]
И это вполне закономерно. По данным исследователей, когда работники сами расставляют приоритеты и определяют последовательность выполняемых ими задач, это ведет к повышению продуктивности и уменьшению стресса.[3] Тем не менее, гибкое планирование рабочего времени имеет и свои отрицательные стороны. И их следует учитывать.
Гибкое планирование рабочего времени способствует переработке
Как парадоксально это ни звучит, но когда люди начинают сами планировать свое рабочее время, они начинают больше работать. Британские исследователи доказали, что, когда люди получают возможность самостоятельно планировать свою работу, они работают дольше и интенсивнее.[4] Независимо от британских коллег, к точно такому же выводу пришла рабочая группа ученых из нескольких европейских стран.[5]
Может показаться, что для работодателя это хорошо. Дайте людям возможность планировать свое время, и они станут больше работать. В краткосрочной перспективе так оно и есть. Однако груз ответственности и постоянные переработки со временем могут привести к профессиональному выгоранию. А оно, в свою очередь, приведет к снижению продуктивности труда.[6]
Гибкое планирование рабочего времени требует дополнительных затрат времени и сил
Исследование ученых из Гарвардской школы бизнеса показало, что на планирование своего времени и распределение приоритетов люди тратят те внутренние ресурсы, которые они могли бы потратить непосредственно на выполнение работы.[7]
Руководитель исследования Мария Ибаньес так поясняет свои находки: «Это не столь очевидно. Но постоянный анализ списка ваших задач и расстановка приоритетов требуют много времени.»
Наряду с переработкой, необходимость затраты дополнительных времени и сил превращают гибкое планирование рабочего времени в настоящий вызов для работников. Принимать его стоит только тем, кто не сомневается в своей собранности и трудоспособности.[7]
Стоит отметить, что тем, кто самостоятельно планирует свою трудовую деятельность, необходимы не только профессиональные знания. Но и организаторские (точнее, «самоорганизаторские») способности. А они есть далеко не у всех.
Гибкость — не для всех
Приведенные данные предполагают, что гибкое планирование рабочего времени полезно не всегда и не для всех. Применение этого подхода может привести к повышению мотивации и продуктивности работников. Но может и лечь на них тяжелым грузом дополнительной ответственности и необходимости принимать решения.
Введение гибкого планирования должно сопровождаться критической оценкой, а главное самооценкой работников. Их способности к самоорганизации, готовности тратить дополнительные силы и время и, что немаловажно, желания брать на себя дополнительную ответственность.
- Chung H. Flexible working is making us work longer. Quartz. Apr 27, 2007.
- Stillman J. Flexibility: The New Definition of Success. Inc. Dec 16, 2013.
- Stillman J. The Totally Free Way to Boost Productivity and Reduce Stress. Inc. Jul 13, 2016.
- Stillman J. Want Your Employees to Work More? Let Them Set Their Own Schedules. Inc. Jul 27, 2015.
- Beckmann M, Cornelissen T, Kräkel M. Self-Managed Working Time and Employee Effort: Theory and Evidence.
- Stillman J. 2 New Studies Reveal the Dark Side of Workplace Flexibility. Inc. May 8, 2017.
- Bagri NH. Giving employees flexibility is all the rage. But a Harvard study says it might hurt productivity. Quartz. Apr 15, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Стив Джобс в Советском Союзе. Почему в СССР так и не появилось производство AppleВ 1985 году Стив Джобс в Советском Союзе провел переговоры об открытии производства Apple на территории СССР. В Москве Джобс выступил...
- Ford Edsel — любимый бизнес кейс Билла Гейтса. Какие уроки можно из него извлечь?История Ford Edsel - классический пример, демонстрирующий серьезные ошибки в разработке и маркетинге. Это один из любимых бизнес-кейсов Билла Гейтса. На ошибках, …
- История развития менеджмента объясняет многие дефициты современного корпоративного управленияМенеджмент возник при переходе от ремесленного производства к промышленному. Усложнение производственных процессов привело к возникновению потребности в эффективном планировании времени и ресурсов …
- Синдром самозванца — что это и как с ним боротьсяСиндром самозванца - психологическое состояние, когда человек чувствует, что он не заслуживает своих собственных достижений и успехов...
- Идеальная бизнес-модель. Пирамида любопытства — заплатить, чтобы узнать, кто заплатил ещеЛюди платят вам за то, что они создают информационный повод для упоминания вашей компании и рекламируют ее. Идеальная бизнес-модель для небольшого бизнеса.
- Вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы. Данные исследованияУченые установили, что вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы и лояльность компаниям, но снижает интерес к карьере.
- Илон Маск считает, что обязан успехом этой технике решения проблемМышление первых принципов - техника мышления, которую Илон Маск использует для решения проблем. Маск считает. что именно ей он обязан своим успехом.
- 7 принципов эффективности, которыми Илон Маск поделился с работниками Tesla в своем электронном письмеИлон Маск - основатель и глава компании Tesla в одной из электронных рассылок изложил семь принципов эффективности, которым работникам Tesla стоит следовать. …
- Компания Uber и Трэвис Каланик — «Блестящие мерзавцы». Токсичная культура на театральных подмосткахКомпания Uber прославилась своей токсичной культурой. Трэвис Каланик немало поспособствовал возникновению такой культуры. Феномен Uber инспирировал спектакль «Блестящие мерзавцы» (Brilliant jerks).
- Кому нравится авторитарный управленческий стиль. Каковы личностные черты работников, которые предпочитают авторитарных руководителейСуществует категория работников, которым нравится авторитарный управленческий стиль их начальства. Этим работникам характерны такие черты: ...
- Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созиданияПрокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.
- Открыто высказывать свое мнение — нежелательно. Даже в самой либеральной из компаний. Джеймс Деймор из Google в этом убедилсяДаже в одной из самых либеральных компаний мира Google открыто высказывать свое мнение может быть опасно. История Джеймса Дэймора, чье мнение не …
- Илон Маск считает, что обязан успехом этой технике решения проблемМышление первых принципов - техника мышления, которую Илон Маск использует для решения проблем. Маск считает. что именно ей он обязан своим успехом.