Инновации — основа развития человеческого общества и, в частности, индустрии. Инновационная деятельность позволяет компаниям расти и процветать. Однако нередко именно инновации становятся причиной падения индустриальных гигантов. Как и почему это происходит?
Ответ на этот вопрос дает Клейтон Кристенсен, профессор бизнес администрации Гарвардской школы бизнеса. Кристенсен посвятил этому вопросу целую книгу, которую так и назвал «Дилемма инноватора». Книга объяснят, почему лидеры рынка — крупные и устойчивые компании — оказываются неспособны полноценно использовать инновации и нередко сознательно отказываются от их использования. В результате инициативу перехватывают более мелкие игроки, развивают ее, а старые лидеры рынка остаются далеко позади.
Таким образом, некоторые инновации обладают подрывным потенциалом для рынка, и за это Кристенсен называет их «подрывными» инновациями (disruptive innovation).
Надо понимать, что никакая инновация не появляется на свет в своем финальном, «хорошо отшлифованном» виде. Поэтому, когда старая компания сталкивается с инновацией, перед ней предстает не финальный продукт, который можно просто взять и начать продавать. По началу речь идет о чем-то не до конца сформировавшемся, а потому менее функциональном, чем те продукты, которые предлагает компания. А потому рынок для этих продуктов представляется маленьким, таящим в себе высокую степень неопределенности и неинтересным для солидного игрока рынка1.
Жизненный цикл подрывной инновации
Рассмотрим классический сценарий возникновения подрывной инновации и ее влияния на рынок1:
1. Возникает подрывная технология. Нередко ее разрабатывает одна из лидирующих компаний какой-либо отрасли. Пока эта технология позволяет производить менее функциональную продукцию, чем имеющиеся у компании продукты.
2. Компания изучает потенциальный рынок инновационного продукта, оценивает реакцию клиентов.
3. Компания решает, что новый рынок ей неинтересен и предпочитает инвестировать больше средств и усилий в существующую продукцию, которая, как ей кажется, несет в себе меньше рисков.
4. Менее значимые компании узнают о подрывной технологии и оценивают ее как перспективную. Они оказываются способны обеспечить низкую стоимость технологии (низкие административные издержки и т.п.) и находят для нее новые рынки (т.е. пока не конкурируют со старыми игроками).
5. Добившись успеха на новых рынках, молодые компании начинают «отщипывать» от рынков старых компаний, параллельно развивая подрывную технологию.
6. Солидные компании сначала не обращают внимания на конкурентов, предлагающих менее функциональную продукцию. Потом оказывается, что инновационная продукция уже не уступает по функциональности старой продукции, и что более мелкие компании уже захватили почти весь существующий рынок, вытеснив инновационным продуктом старую продукцию. Старая компания спохватывается и пытается также начать использование подрывной технологии, но уже слишком поздно.
Почему лидеры рынка отказываются от инноваций?
Можно выделить комплекс причин1:
— Крупные компании с устоявшимися бизнес-моделями зависят от имеющихся клиентов и потребителей существующей продукции
— Рынок новой продукции не позволяет большим компаниям достигать привычных им показателей роста
— Только возникший рынок не поддается анализу. Даже если кто-либо в крупной компании заинтересован в нем, ему крайне трудно обосновать необходимость входа на этот рынок.
— Большие компании сильны умением планировать и управлять, но использование новых технологий противоречит их организационным способностям.
Kodak — классическая иллюстрация дилеммы инноватора
В середине 1970-х компании Kodak принадлежала большая часть рынка пленочной фотографии. В 1975 году инженер компании Стивен Сассон, работающий в отделе разработок Kodak разработал первую в мире цифровую фотокамеру. По своей функциональности она сильно уступала пленочным фотоаппаратам — запись снимка осуществлялась на магнитофонную кассету и длилась 23 секунды, снимки, отображаемые на экране телевизора, были нечеткие и с низким разрешением — 100х100 пикселей.2, 3
Сассон представил первую цифровую камеру руководству компании, однако это малофункциональное изобретение не вызвало у того никакого интереса. Сассон продолжил работать над цифровым фотоаппаратом, а Kodak продолжил вкладывать средства и силы в продукцию для пленочной фотографии.2, 3
В 1989 году Сассон представил руководству Kodak усовершенствованный прототип цифровой камеры с разрешением 1,2 мегапикселя. В этой камере использовались карты памяти и специальная техника сжатия рисунка при записи на карту. Но и в этом продукте компания не увидела потенциала, ведь весь бизнес Kodak был связан с пленочной фотографией, которая к тому моменту достигла пика своего развития и приносила компании миллиарды.
Дальше все развивалось по классическому сценарию. Менее значимые на рынке пленочной фотографии компании увидели в цифровой технологии хорошие перспективы для своего бизнеса, начали развивать технологию и постепенно захватили рынок фотографии, потеснив лидировавшею некогда компанию Kodak.
Компания попыталась запустить производство цифровых камер, но было поздно. В 2012 году Kodak заявил о банкротстве.2, 3
- Dodge D. The Innovator’s Dilemma — Why market leaders often fail. Medium. Dec 9, 2016.
- McAlone N. This man invented the digital camera in 1975 — and his bosses at Kodak never let it see the light of day. Business Insider. August 17, 2015.
- Estrin J. Kodak’s first digital moment. The New York Times. August 12, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Главное качество лидера. И это не воля и харизма — времена Аттилы и Чингисхана прошлиПо современным представлениям, лидер - это человек, обладающий не столько харизмой, сколько некоторыми другими свойствами, позволяющими ему впечатлять, вдохнолять и вызывать желание …
- Диктатура и микроменеджмент. Почему компания NeXT Стива Джобса не стала второй Apple, и какие уроки извлек Джобс из провала NeXTСтив Джобс, покинув Apple, основал другую компьютерную фирму - компанию NeXT. Она просуществовала 12 лет, но по-настоящему успешной никогда не была. NeXT …
- Хотите попросить о повышении? Делайте это голоднымиХотите попросить о повышении? Делайте это натощак, советуют ученые. Хотите, чтобы подчиненные не просили повышений? Накормите их...
- Польза от конкуренции: как использовать силу конкурентов себе во благо. Советы практикаКакую пользу предприниматель может извлечь из конкуренции? Миллиардер и успешный бизнесмен Том Голисано считает, что польза от конкуренции...
- Гибкий график мотивирует не хуже дорогостоящих мотивационных программ. Данные экспертов и пример из практикиГибкий график мотивирует работников лучше, чем бонусы и корпоративные привилегии. Об этом свидетельствуют мнения экспертов и реальный опыт...
- Неограниченный отпуск с позиции работодателя — плюсы и минусыПривлечение и удержание квалифицированного персонала требует от современной компании все большей находчивости. Неограниченный отпуск - один из способов...
- Психология принятия влияния на примере Тима Кука из AppleПочему Тим Кук, вицепрезидент компании Compaq, крупнейшей на тот момент компьютерной компании, согласился оставить свой пост и присоединиться к далеко не такой …
- Коммуникация в кризис: как взаимодействовать с коллегами и клиентамиПо мнению экспертов, коммуникация в кризис имеет свои существенные особенности. Какие сообщения передавать удаленным работникам и клиентам,...
- «Уважаемый богатый подонок…» К чему может привести ошибка при рассылке информации клиентамОшибка при рассылке информации клиентам может привести к весьма курьезным последствиям и нередко впоследствии требует извинений. В этом убедились...
- Бирюзовые организации Фредерика Лалу и их корпоративная культураС тех пор, как Фредерик Лалу опубликовал свою книгу Открывая организации будущего, идея бирюзовых организаций приобрела большую популярность. Однако построение бирюзовой организации …
- Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работатьУспех человека зависит от его эмоционального интеллекта. Поэтому недостаток эмоционального интеллекта опасен. Ученые выявили генетические факторы, определяющие эмоциональный интеллект.
- Крупнейший производитель потребительских товаров 1990-х. Эра могущества Philip MorrisВ начале 1990-х табачная компания Philip Morris являлась крупнейшим производителем потребительских товаров в мире. Компания имела многочисленные связи в самых разных областях, …
- О том, как Coca-Cola продавала воду из-под кранаDasani - бутилированная вода производства Coca-cola. В 2001 Coca-cola проводила апсейл-кампанию совместно с ресторанами Olive Garden. Как оказалось, в рамках кампании покупателям …