Современное управление практически полностью построено на аксиомах. Например, никто не ставит под сомнение правильность того, что основной критерий продвижения по карьерной лестнице — это мнение менеджмента о том или ином работнике. Никто не требует доказательств того, что рабочий день должен длиться восемь часов, т.е длительность ежедневной работы должна составлять тот максимум, который позволяют трудовые законодательства большинства стран. И никто не сомневается в том, что беседа с увольняющимся сотрудником — это хороший способ сбора информации о своей компании для дальнейших улучшений, которые позволят в будущем дольше удерживать хороших работников.
Возможно, подобные аксиомы некогда возникли как логическое следствие существовавшей на тот момент ситуации. Но ситуации меняются, а аксиомы остаются, устаревшие, навевающие тоску, тянущие компанию назад.
Профессор социальной психологии Адам Грант из Уортонской школы бизнеса (той самой, которую в свое время закончили Дональд Трамп, Илон Маск, Сундар Пичаи, Уоррен Баффет и Джон Скалли) предлагает совершенно иной подход. Со свойственной ученым любовью к обоснованиям и доказательствам, он считает, что управление должно строиться на актуальных на сегодняшний день научных данных, имеющихся в распоряжении человечества.
Работать меньше, но более сосредоточенно
Так, Адам Грант утверждает, что если сократить рабочий день на два часа — с восьми до шести часов, то продуктивность работы не пострадает, а может даже повыситься.1
В основе этого предложения лежат данные исследований. Одно из них было проведено в Швеции, где рабочий день в одной из компаний, занимающейся уходом за пожилыми людьми, был сокращен до шести часов. При этом оплата труда не изменилась. В результате повысилась продуктивность труда и улучшилось здоровье и субъективное самочувствие работников.
В другой компании в Новой Зеландии была введена четырехдневная рабочая неделя (без изменения оплаты). Компания занимается трастовым управлением, в ней работает 240 человек. Результаты перехода на четырехдневную неделю были позитивными. Производительность труда повысилась, а уровень стресса у работников — снизился на 7%. 78% сотрудников заявили, что они стали хорошо справляться со своими задачами (до введения четырехдневной недели эта цифра составляла 54%).2 Более того, было отмечено повышение уровня лояльности работников работодателю. Многие высказали готовность прилагать больше усилий для блага компании.
Чем это объясняется? «Продуктивность труда — это не столько тайм-менеджмент, сколько менеджмент внимания работника.» — заявляет профессор Адам Грант.1
Действительно, данные исследований свидетельствуют о том, что лучше работать меньше, но более сосредоточено.1 Эти данные подтверждают теорию другого эксперта в области организации труда — профессора Университета Калифорнии Мортена Хансена, который утверждает, что для достижения успеха работать надо не больше, а «умнее».
А что говорят практики?
Если ученые для вас не авторитеты, обратимся к практикам. Аналогичного мнения придерживаются Ричард Брэнсон и Билл Гейтс. Брэнсон утверждает: «Если работать эффективнее, нет причины, почему бы не получилось тратить на работу меньше времени и при этом сохранять имеющийся уровень эффективности работы, а то и повышать его.»2
В свою очередь, Билл Гейтс делает ставку на научно-технический прогресс (что для Гейтса вполне естественно), который позволит сократить время пребывания людей на рабочем месте и при этом повысить эффективность. «Больше свободного времени — это совсем не плохо,» — утверждает он.2 С коллегами соглашается и Джек Ма, который предрекает сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели в ближайшие годы.3
Эффективные механизмы карьерного продвижения и создание проактивных команд
Другая аксиома современного управления касается продвижения работников по карьерной лестнице. Традиционно все решения относительно перестановок персонала принимаются менеджментом. Однако по утверждению профессора Адама Гранта как раз лидеры очень часто оказываются не способны правильно оценивать персонал.
«Люди считают, что чем выше они оказываются в корпоративной иерархии, тем лучше они способны оценивать характер подчиненных. На самом деле, чем больше у вас корпоративной власти, тем хуже вы можете оценивать персонал, поскольку тем больше людей ведут себя с вами неестественно, стараясь впечатлить вас,» — утверждает Грант.
Грант разделяет работников на тейкеров и гиверов. Первые действуют только в своих интересах, стремясь урвать для себя кусок получше. Вторые стараются на благо общего дела. Согласно наблюдениям Гранта, тейкеры чаще оказываются на лидирующих позициях, при том, что гиверы на этих позициях приносят гораздо больше пользы.
Считается, что на лидерских позициях должны оказываться экстраверты. Однако исследования профессора Гранта свидетельствуют, что экставерты и интроверты одинаково результативны в качестве лидеров. В то же время, интроверты оказываются более эффективными лидерами проактивных команд, в которых люди проявляют инициативы и генерируют много идей.4 Логичен и обратный вывод, если вы хотите создавать проактивные команды, позволяйте заниматься этим экстравертам.
Лучше не никогда и не поздно, а вовремя
Что касается интервью с увольняющимися сотрудниками, то, по мнению Гранта, сама их идея лишена здравого смысла. Когда вы задаете вопросы, почему тот или иной человек решил покинуть компанию после того, как он принял такое решение, оказывается уже слишком поздно. Вместо этого, имеет смысл проводить такие беседы до того, как люди начали уходить.4
Профессор Адам Грант считается экспертом в области эффективности труда. Поэтому, возможно, к его мнению стоит прислушаться. Но даже если Грант не является для вас авторитетом, прислушаться стоит к здравому смыслу и к науке, которая свидетельствует, что многие из применяемых на современных предприятиях шаблонов устарели и перестали быть актуальными. Стоит ли выстраивать управление на не требующих доказательства аксиомах, тогда как имеются доказательства того, что аксиомы эти ошибочны. Не лучше ли руководствоваться логикой и здравым смыслом. И конечно экспериментировать. Возможно, ваши работники станут работать эффективнее, если предложить им работать меньше, но «умнее» и более сосредоточено, а адекватные механизмы получения от них обратной связи до того, как они написали заявление об уходе, а также карьерного продвижения сделают эффективной всю компанию. Не к этому ли стремится каждый хороший руководитель?
Релевантно: Объективная оценка персонала в реальном времени. Опыт IBM
- Berger S. Wharton’s top professor says America should shorten the work day by 2 hours. CNBC. Sep 19, 2018.
- Clifford C. Tech advances should make 4-day workweek a reality for the 21st century, says labor expert. CNBC. Sep 10, 2018.
- Alibaba’s Jack Ma: In The Next 30 Years People Will Work 4 Hours A Day | CNBC. YouTube.
- Silverstien S, Cohn R. A Wharton professor and organizational psychologist says leaders promote the wrong people, exit interviews miss the point, and there’s an easy way to find out if someone is stealing. Jan 31, 2019.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Корпоративные герои — вдохновляют ли работников рассказы о нихВо многих компаниях существуют свои корпоративные герои. Их истории призваны вдохновлять и устанавливать стандарты. Однако...
- Анекдотические истории о клиентоориентированном подходеКогда клиент хочет вернуть товар продавцу, порой случаются весьма анекдотические истории. Высокие стандарты обслуживания могут вести к казусам.
- Джефф Безос и Илон Маск — история вражды. Повесть о том, как поссорился Джефф Мигелевич с Илоном ЭрроловичемДолгие годы Джефф Безос и Илон Маск пребывают в состоянии затяжной ссоры. Жалобы в Счетную Палату, судебные иски и пререкания в Twitter …
- Беспорядок на столе как источник творческих идейБеспорядок на столе и в рабочем помещении способствует творческому мышлению. Порядок, напротив, ставит в рамки. Результаты исследования психологов...
- Дэвид Блейн и его правило одного доллара. Как маг и бизнесмен принимает карьерные решенияМаг и бизнесмен Дэвид Блейн выполняет опасные трюки. Это его бизнес. Для оценки соотношения риска и выгоды от трюка он использует правило...
- Пример антикризисного управления, вошедший в учебники MBA. Johnson&Johnson и препарат Тайленол.Семь человек умерли после приема препарата Тайленол. Вины производителя в этом не было. Прекрасный пример антикризисного управления продемонстрировала компания Johnson & Johnson.
- Самая частая причина проблем – люди. Самая главная причина успехов – тоже люди. Мнение главы Burger KingДэниэл Шварц, глава Бургер Кинг, убежден в том, что существует три основные причины проблем компании. И главная из них - это неправильно …
- Благодарность подчиненных, которую руководители обычно не получаютРуководители, оказывающие психологическую и эмоциональную поддержку подчиненным не получают благодарности. Благодарность подчиненных...
- Стратегия личностного роста — узнавать новое каждый день (и как найти на это время)Узнавать новое каждый день необходимо для развития. Получение знаний делает людей не только умнее, но и успешнее и счастливее. Основатель...
- Как Джефф Безос снимался в киноОб этом мало кто знает, но Джефф Безос снимался в кино. Он сыграл роль инопланетянина. Увидеть миллиардера можно в фантастическом фильме...
- Коммуникация в кризис: как взаимодействовать с коллегами и клиентамиПо мнению экспертов, коммуникация в кризис имеет свои существенные особенности. Какие сообщения передавать удаленным работникам и клиентам,...
- Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу (которое на самом деле не было написано)Жизнь Стива Джобса связана с многочисленными легендами. Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу является любопытным артефактом...
- «Культура манипуляций» привела к крупнейшему отзыву продукции и банкротству компанииМанипуляции с данными тестирования привели к крупнейшему в истории отзыву продукции стоимостью 24 млрд долларов и банкротству Takata Corporation - производителя автозапчастей.