Стандартизация — основа производства Toyota. Однако она не сводится к составлению перечня шагов, которому должен следовать оператор. Стандартная работа никогда не считалась в Toyota инструментом управления, который навязывается рабочим вопреки их желанию. Речь идет не о жестких стандартах, которые заставляют действовать механически и убивают вкус к работе, — напротив, стандартная работа расширяют возможности рабочих и является основой для инноваций на рабочем месте.
Закрепление не способа выполнения работы, а мастерства
В первую очередь, это связано с тем, что для Toyota стандартизация — это не поиск единственного возможного способа выполнения работы и закрепление этого способа, а стабилизация мастерства на достигнутом уровне для его дальнейшего повышения.
Джеффри Лайкер иллюстрирует это таким примером. Если вы учитесь играть в гольф, тренер начнет с того, чтобы обучить вас основному удару. Потом вы должны много практиковаться, чтобы твердо усвоить, как делается этот взмах, то есть стабилизировать свой навык. И только после этого вы сможете совершенствовать свое умение.1
В отличие от Toyota, многие компании воспринимают «основной удар» как единственный правильный способ выполнения работы и стандартизируют его не для дальнейшего совершенствования, а исключительно для воспроизводимого применения в своей деятельности.
Знания, лидерство, способности и культура
Поскольку совершенствование требует высокого уровня знаний, лидерства, потенциала и определенной культуры, работники Toyota должны обладать всеми этими качествами. В то же время работникам компаний стандартизировавших и намертво «зацементировавших» свои процессы эти качества не характерны, правда, и результаты таких компаний не такие впечатляющие как у Toyota.
Стандартизация в понимании многих менеджеров сводится к ограничению полномочий работников, в то время как Toyota, напротив, расширяет их полномочия. С точки зрения компании, любой работник это не просто пара рук, которая выполняет распоряжения, а аналитик, готовый к решению проблем.
Таким образом, Toyota совмещает в себе бюрократическую систему, структурированную сверху вниз, с гибкостью и инновационностью. Такую организацию можно назвать поощряющей бюрократией. Для нее характерны следующие черты:
— Полномочия делегируются служащим
— Правила и процедуры представляют собой инструмент расширения полномочий
— Иерархия способствует организационному обучению
Баланс между жесткостью и гибкостью
При стандартизации перед Toyota встает важнейшая задача — найти оптимальное сочетание двух составляющих. С одной стороны следует обеспечить работников четкой процедурой, которой они должны придерживаться, с другой — предоставить им свободу введения новшеств, позволяющую творчески подходить к решению сложных задач. Ключ к достижению такого равновесия — в подходе людей к созданию стандартов и в тех, кто участвует в их создании.1
Стандарты должны быть с одной стороны достаточно конкретными, чтобы обеспечивать практическую деятельность, но в то же время допускать определенную гибкость. Кроме того, степень стандартизации различна для процессов различного рода. Так, стандарты, касающиеся выполнения ручной работы повторяющегося характера, имеют высокий уровень конкретизации. А стандарты, используемые в проектировании, где отсутствуют фиксированные количественные показатели, гораздо более гибкие.
Важно и то, что составлением и совершенствованием стандартов в Toyota занимаются те люди, которые сами выполняют данную работу. Это ведет к отсутствию навязанных стандартов, а также мотивирует работников, ведь они сами определяют, как им работать и на что ориентироваться в работе.1
1. Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 191-198.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Вызов гигиене или инновационный бизнес? 6,5 миллионов долларов за трусы, которые можно не стирать неделямиДатский стартап Organic Basics выбрал для себя необычную для современного статрапа область. Он не занимается хайтеком и информационными технологиями. Он производит трусы, …
- Стресс и выгорание связаны с особенностями корпоративной культуры, а не только с плотным рабочим графиком и бесконечным потоком информацииСогласно исследованиям, стресс и выгорание на рабочем месте связаны не только с перегрузками и интенсивным рабочим графиком. В значительной степени, офисный стресс …
- Средний возраст основателей бизнеса намного больше, чем принято думать. Создание успешного стартапа в 20 лет — красивый мифМиф о двадцатилетнем основателе успешного бизнеса - часть современной культуры. На самом деле, средний возраст основателей бизнеса составл...
- Польза от конкуренции: как использовать силу конкурентов себе во благо. Советы практикаКакую пользу предприниматель может извлечь из конкуренции? Миллиардер и успешный бизнесмен Том Голисано считает, что польза от конкуренции...
- Рождественская песня, написанная за 15 минут, стоимостью в состояние. Мэрайя Кери заработала на хите «All I want for Christmas is you» 60 миллионов долларовПесня Мэрайи Кэри «All I want for Christmas is you» была написана за 15 минут в 1994 году. Она принесла певице около …
- Пружинка на миллиард. Слинки — одна из самых прибыльных игрушек в историиИгрушка-пружинка, известная также как Слинки, была изобретена случайно военным инженером. Случайное изобретение принесло 3 млрд. долларов...
- Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей — жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?Упорное нежелание компании Olympus проинформировать клиентов о дефектном продукте привели к тяжелым последствиям. Самоуверенность? Плохая коммуникация? Жадность?
- Сервис с дурным запахом. Чем занимается компания I poop youКогда люди хотят показать приязнь - они посылают цветы. А что делать, чтобы показать неприязнь? I poop you - сервис по доставке …
- Ненависть к мухам принесла этому бизнесмену-эксцентрику миллионыНенависть к мухам заставила Лоренцо Маджоре изобрести ружье для охоты на мух. Так заработал миллионы. Охота на мух оказалась востребованным...
- Принцип генти генбуцу, круг Тайити Оно и хоренсо — увидеть своими глазами и передать знание другим. Важнейшие производственные принципы ToyotaГенти генбуцу - важнейший принцип производственной системы Toyota. Для того, чтобы решить проблему, необходимо глубокое понимание ее сути. Чтобы понять суть, необходимо …
- Что нужно знать о Huawei, китайском индустриальном гиганте, который может стать причиной открытой торговой войны между Китаем и СШАКомпания Huawei стала с одной стороны поводом, а с другой стороны жертвой торговой войны между США и Китаем. Что это за компания …
- «Ненавижу Элвиса». Если твой бренд не любят — извлеки из этого выгодуКогда бренд вызывает ненависть, из этого можно извлечь выгоду. Продюсер Элвиса Пресли - тому пример. Кампания «Я ненавижу Элвиса» принесла...
- Преимущества стартапов перед большими компаниями. И как компании пытаются сохранить ихНебольшие компании обладают способностями, которых нет у крупных компаний. Преимущества стартапов перед большими компаниями состоят в...