Можно ли повысить эффективность труда, лишив работников возможности удаленной работы? Кейс Yahoo и Мариссы Майер

Время чтения: 5 мин.
По данным ученых, удаленная работа повышает эффективность труда работников. Печальный опыт компании Yahoo свидетельствует, что наука права.
Flickr/marcusnelson

Гибкий рабочий график — уже давно обычное явление для многих работодателей. Наряду с зарплатой и бонусами, возможность самому планировать свое рабочее время и выполнять какую-то часть работы удаленно в наши дни стала важным фактором, который делает работодателя привлекательнее для работников.[1] Кроме того, данные исследований свидетельствуют о том, что удаленная работа повышает эффективность труда работников.[2]

Научный факт: удаленная работа повышает эффективность труда работников

Исследования продемонстрировали, что люди, работающие из дома до 20% рабочего времени, испытывают больше энтузиазма и более привержены работе.[2] Также ряд исследований показал, что удаленная работа с использованием средств телекоммуникации ведет к большей продуктивности.[3]

Поэтому современная тенденция предоставлять работникам возможность часть времени работать вне офиса кажется вполне оправданной, и для некоторых компаний хоум-офис превратился в неотъемлемую часть их рутины.

Одной из таких организаций некогда была компания Yahoo. Потребность в удаленной работе возникла естественным образом по мере развития организации. Компания пришла к ней, ищя пути повышения эффективности труда и привлекательности для своих работников. На протяжении лет удаленная работа стала естественной частью культуры компании.

Отмена удаленной работы в Yahoo в борьбе за эффективность труда

Однако в 2013 году новая глава компании Марисса Майер ввела правило, запрещающее удаленную работу. Объяснялось это следующим образом:

«Для того, чтобы стать самым лучшим местом для работы, важны коммуникация и сотрудничество, поэтому нам нужно работать бок о бок друг с другом. Вот почему критически важно, чтобы все мы присутствовали в наших офисах. Некоторые из лучших решений и озарений возникают в коридорах и кафетерии, во время случайных встреч. Скорость и качество часто страдают, когда работа делается из дома. Мы должны быть единым Yahoo, а это начинается с того, чтобы физически быть вместе.»[3]

Была ли удаленная работа проблемой для Yahoo?

Отмена удаленной работы в контексте проблем, существовавших в Yahoo на тот момент (отсутствие стратегии и видения, утраченная идентичность и т.д.), выглядит как очень поверхностное действие.

Возможно, это была попытка показать свою власть работникам или сымитировать перед советом директоров бурную деятельность, а, может быть, Майер, действительно думала, что подобное новое правило позволит улучшить ситуацию в компании.

Понятно одно: решение опиралось не столько на объективные условия существования организации, сколько на личные установки Майер. Это становится ясно, хотя бы, по приведенному выше пояснению, сопровождавшему новое правило. Оно представляет собой набор очевидных, если не сказать банальных, утверждений в сочетании с индивидуальными домыслами. При этом, между первыми и вторыми практически отсутствуют логические связи.

Во-первых, коммуникация и сотрудничество важны не для того, чтобы стать лучшим местом работы, а для повышения эффективности труда. Чтобы стать лучшим местом работы, по современным представлениям, нужно, скорее, давать работникам возможность гибко планировать рабочее время.

Во-вторых, коммуникация и неформальное общение, действительно, важны для возникновения нестандартных и творческих решений и озарений, но это не исключает частичную удаленную работу. Вряд ли возможно стимулировать творческую мысль, принудительно согнав людей в офис компании.

В-третьих, утверждение о том, что скорость и качество страдают при дистанционном выполнении работы, безосновательно. Исследования показывают обратное.

И что немаловажно, запрет дистанционной работы противоречит духу компании, чей бизнес тесно связан с телекоммуникацией.

Поверхностные и малоэффективные действия

Таким образом, можно утверждать, что правило, введенное Майер, было направлено на достижение ее личных целей, а не целей компании.

Надо заметить, что отмена удаленной работы — это лишь одно из ряда поверхностных и малоэффективных действий, предпринятых Мариссой Майер, после того как она возглавила Yahoo. Ни одно из них не возымело эффекта и не повысило эффективность труда работников. А некоторые оказались откровенно вредными. Компания, которая некогда стоила 130 млрд долларов, была куплена Verizon за унизительные 4,8 млрд.


Далее: Четырехдневная рабочая неделя повышает продуктивность. Пример компании, которая утроила прибыль после сокращения недели


  1. Darley L. The Future Of Work: Flexible Work Arrangements. Forbes. September 21, 2017.
  2. Telecommuting: What Marissa Mayer Got Right — and Wrong. Time. June 5, 2014.
  3. Goudreau J. Back To the Stone Age? New Yahoo CEO Marissa Mayer Bans Working From Home. Forbes. February 25, 2013.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: