Ответ на вопрос о том, каково главное качество лидера, напрямую зависит от нашего понимания лидерства. Проблема в том, что концепция лидерства очень плохо поддается определению.
Ее осмысление человечеством происходило на протяжении более чем двух тысячелетий. Идеи, касающиеся лидерства, можно встретить в трудах Конфуция, Платона и Макиавелли. В наше время концепция лидерства постоянно находится в поле зрения исследователей в области менеджмента и бизнеса.
Современное понимание лидерства
Как результат, на сегодняшний день существует значительное число различных определений. Однако ни одно из них нельзя считать универсальным и общепризнанным.[1]
Подобная ситуация наводит авторов, изучающих вопросы лидерства, на мысль о том, что поиск единого определения лишен смысла, поскольку содержание этого понятия зависит от формулировки изучаемой проблемы[2]
Определенно сказать можно одно. На протяжении истории человеческой мысли понимание лидерства значительно эволюционировало. В разные времена лидеры рассматривались как люди, наделенные властью, исключительные люди, герои и харизматики или просто те, кто способен повести за собой других людей.[1]
Современные подходы в области менеджмента требуют с одной стороны более широкого взгляда на вопросы лидерства и рассмотрения его в определенном контексте, с другой — глубокого осмысления содержания, вкладываемого в понятие лидерства.
В наши дни главное качество лидера — это не воля и харизма
Многие современные исследователи связывают лидерство не со статическими характеристиками личности лидера, а с его способностью к умственному созиданию. Они усматривают теснейшую связь между лидерством и видением как фактором, придающим смысл работе других сотрудников, или модифицирующим их мотивацию и компетенции.[3]
Таким образом, лидерство можно рассматривать как способность создавать видение и переносить его на корпоративную реальность.[4] Соответственно, главное качество лидера в современном бизнесе — это наличие видения и умение осуществлять этот перенос.
Современный лидер
Опираясь на сказанное выше, мы приходим к качествам, присущим современному лидеру – для создания видения ему необходимы хорошие умственные и творческие способности и развитое воображение. И лишь на третьем месте находится харизма, часто, но не всегда, нужная для того, чтобы быть услышанным коллегами.
Главное качество лидера на конкретных примерах: Цукерберг, Маск, Джобс, Гейтс
Личности нескольких современных бизнес-лидеров были проанализированы с помощью специального программного обеспечения и мощного компьютера, производства компании IBM.[5]
Согласно анализу личности Марка Цукерберга, основателя, руководителя и владьлеца большей части многомиллиардной компании Facebook, наиболее выраженной чертой его личности является интеллект. Далее следуют эмоциональность, неумеренность, меланхолия и потребность в социализации.[5]
По свидетельствам людей лично знакомых с Цукербергом, он склонен к задумчивости, дисциплинирован, открыт к идеям других, последователен, щедр искромен.[6] Все это не мешает ему действовать решительно, когда речь заходит об интересах его дела, которому он безмерно предан.[7]
Наиболее выраженным качеством личности другого современного лидера, Илона Маска (компании Tesla, PayPal, SpaceX) согласно исследованиям также является интеллект. Далее следуют неумеренность, осторожность, эмоциональность, склонность к альтруизму.[8]
Основной сильной стороной Стива Джобса, очевидно, было его визионерство – способность создавать видение, видеть будущее своего бизнеса и отрасли в целом.[9] Согласно мнению психологов, сила Джобса состояла не в том, что он был харизматичен, а в его умении предсказывать поведение рынка и создавать креативные команды.[10]
Билл Гейтс построил всю свою карьеру на сильной логике и математических способностях. Если в его случае и можно говорить о харизматичной личности, то это харизма человека, чей фокус находится на деле, которое он делает.[11]
Главное качество лидера в разных отраслях
По данным все того же исследования с применением суперкомпьютера IBM, включавшего в себя анализ успешных руководителей семи отраслей промышленности, во всех семи отраслях главным качеством лидера является интеллект.
Интересно, что уверенное волевое харизматичное поведение, которое часто считается главной чертой лидера, существенную роль играют только в трех отраслях — сфере развлечений оно находится на втором месте, в индустрии моды — на шестом, в средствах массовой информации — на третьем. В остальных отраслях — финансы, юриспруденция, маркетинг и медицина оно не вошло в шестерку основных качеств лидера.[12]
Дополнительно: Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в Google
- Silva A. What is Leadership? Journal of Business Studies Quarterly. 2016. Vol. 8, No. 1. 1-5.
- McCleskey JA. Situational, Transformational, and Transactional Leadership and Leadership Development. Journal of Business Studies Quarterly. 2014. Volume 5, Number 4. 117-130.
- Bass BM. From transactional to transformational leadership: Learning to share the vision. Organizational Dynamics. 1990. Vol. 18, No. 3. 19-31.
- Bennis WG, Townsend R. Reinventing leadership. New York. Harper Collins Publishers. 2005. 45-61.
- Snyder B. Mark Zuckerberg’s top 5 personality traits, according to an IBM supercomputer. NBC. June 28, 2017.
- Lashinsky A. The Unexpected Management Genius of Facebook’s Mark Zuckerberg. Fortune. November 10, 2016.
- Carlson N. Mark Zuckerberg’s Hidden Talent: Firing People. Business Insider. May 14, 2012.
- Snyder B. Elon Musk’s top 5 personality traits, according to an IBM supercomputer. CNBC. June 29, 2017.
- Dye L. Was Steve Jobs Smart? Scientists on the Keys to Success. ABC News. November 2, 2011.
- Lebowitz S. The surprising reason Steve Jobs is a terrible role model for most aspiring leaders. Business Insider. October 22, 2015.
- Schwabel D. How to Master the Art and Science of Charisma. Forbes. April 13, 2012.
- Snyder B. The No. 1 personality trait of highly successful people across 8 industries. CNBC. June 30, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Личностные черты предпринимателей — данные двух десятилетий исследованийУченые из Гарварда выявили личностные черты предпринимателей - психологические особенности, заставляющие людей начинать свое дело...
- Когда стратегия противоречит заявлению о миссии. Кейс MylanЭпиПен - продукт компании Mylan. ЭпиПен был разработан в 1970-х и не несет в себе ровным счетом никакой инновационности. Тем не менее, …
- Какая музыка повышает продуктивность работы, и какая работа становится продуктивнее под музыкуМузыка повышает продуктивность. Но не всякая и не всегда. Важно, какую работу вы выполняете и какую музыку при этом слушаете. Исследования...
- Фаворитизм на работе. Насколько часто он встречается и как вредит бизнесу. Мнения экспертовФаворитизм - явление гораздо более распространенное, чем можно подумать. Фаворитизм на работе опасен для любой компании. Он проявляется...
- Самое важное качество лидера 21-го века. Мнения самих бизнес-лидеровКаково главное качество лидера современности? По мнению таких бизнес-лидеров как Илон Маск, Билл Гейтс и Ричард Брэнсон, это способность...
- Билл Гейтс о коронавирусеБилл Гейтс - не только миллиардер, но и большой авторитет в области общественного здоровья. Что говорит Билл Гейтс о коронавирусе.
- Система 996. Что это за система, и в чем ее опасностьСистема 996 используется главным образом китайскими хайтек компаниями. Она противоречит законодательству и ведет к сверхэксплуатации работников. Суть системы...
- Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу (которое на самом деле не было написано)Жизнь Стива Джобса связана с многочисленными легендами. Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу является любопытным артефактом...
- Названия товаров IKEA — откуда они берутся и что означаютЧто обозначают названия товаров IKEA, как они придумываются, и почему компания не использует коды для идентификации товаров...
- Давая имена китайским детям, можно заработать состояниеКитайцы используют английские имена, но подбор этих имен у них вызывает сложности. Помогая давать имена китайским детям можно заработать...
- Смысл логотипа. Когда логотип должен отсылать к продукту, а когда лучше использовать абстрактный символ. ИсследованияДолжен ли смысл логотипа отсылать к продукции или сервисам компании, или лучше использовать абстрактный логотип. Ученые изучили вопрос и...
- Стратегический флирт на работе. Имеет ли он смысл. Данные исследованийИмеет ли смысл флирт на работе? По данным ученых, стратегический флирт с коллегами и руководителями, направленный на получение преимуществ...
- Когда искать деньги инвесторов для стартапа и в каком количестве — советы экспертаСлишком большие и слишком рано полученные инвестиции в стартап могут навредить. Искать деньги инвесторов нужно с умом, убежден эксперт в...