Как извлечь сверхприбыль. Рецепт от компании Mylan, который сделал ее олицетворением корпоративной жадности

Время чтения: 5 мин.
Как извлечь сверхприбыль. Рецепт от компании Mylan, который сделал ее олицетворением корпоративной жадности
Хедер Берш, глава Mylan. Flickr/Fortune Conferences

В условиях свободного ценообразования организации сами назначают цену на свою продукцию. Цены регулируются не государством, а механизмами рынка. Но даже при свободном ценообразовании попытки компаний извлечь сверхприбыль вызывают общественное негодование. А иногда и санкции со стороны государственных регуляторов. Пример тому компания Mylan со своим препаратом ЭпиПен.

Сверхприбыль для чайников — два простых шага для извлечения сверхприбыли

Шаг 1 — используйте связи во властных структурах и заставьте всех покупать ваш продукт

Американская фармацевтическая компания Mylan в 2007 году приобрела права на уже не новый к тому моменту препарат ЭпиПен (шприц-ручки с адреналином, применяющиеся при острых угрожающих жизни аллергических реакциях).

Фармацевтическая промышленность предлагает сотни инновационных препаратов каждый год. Казалось бы, продукт, разработанный в 1970-х, вряд ли может принести компании большие деньги. Однако, как оказалось, страстное стремление к сверхприбыли в сочетании со связями в политических кругах способны творить чудеса.

За несколько лет Mylan удалось добиться включения ЭпиПен в список лекарств, обязательных для школ и некоторых других заведений. Этому способствовала усердная работа компании и… тот факт, что отец главы компании Хедер Берш являлся американским сенатором, а мать — президентом Национальной Ассоциации Образования. [1]

Шаг 2 — когда все будут вынуждены покупать ваш продукт, поднимите цену на 500%

Почти во всех штатах США присутствие лекарства стало обязательным для школ, а в десяти штатах — также для отелей и ресторанов. Конгресс США рассматривал даже необходимость снабдить ЭпиПен все коммерческие авиарейсы.[2] 

Как извлечь сверхприбыль. Рецепт от компании Mylan, который сделал ее олицетворением корпоративной жадности
Flickr/Todd Mecklem

Когда требования относительно применения ЭпиПен были максимально расширены, а пациенты и налогоплательщики были фактически поставлены в зависимость от него, компания Mylan в несколько этапов повысила его цену более чем на 500%. В 2007 году упаковка из двух шприцев стоила менее 100 долларов, в 2013 году цена составляла уже 264,50 долларов, в 2015 году — 461 доллар, а в 2016 — 608,61 долларов.[3]

Рецепт Mylan использовать с осторожностью — попытки извлечь сверхприбыль могут привести к репутационным и финансовым потерям 

Вероятно, когда Mylan удалось реализовать свой план, компания во главе с Хедер Берш ликовала. Все, что ей теперь оставалось, — это расслабиться и наслаждаться результатами изобретательной схемы с ЭпиПен. А вот на что она не рассчитывала, так это на общественное негодование, скандал и штрафные санкции. Но, к неудовольствию Mylan, события развивались именно по второму, неблагоприятному сценарию.

В 2016 году, когда цена ЭпиПен достигла критической отметки, на компанию обрушилась волна общественной критики. Для прессы действия Mylan стали одной из самых горячих тем 2016 года. Но людским негодованием дело не ограничилось.

Действия компании не только вызвали волну общественнного недовольства, но и были расценены Департаментом Юстиции США как противозаконные. В порядке урегулирования компания была вынуждена заплатить 465 млн долларов.[4]

Вполне естественно, что и репутационные потери Mylan были весьма велики. Данный инцидент на долгое время сделал компанию в глазах общественности образцом корпоративной жадности.[5]


Дополнительно: Каковы истинные цели участия компаний в благотворительности? Кейсы самых щедрых по версии Fortune — Gilead, Walmart и Wells Fargo


  1.  Ramsey L. The EpiPen pricing scandal just got even more complicated for the CEO and her family at the heart of it. Bisiness Insider. September 20, 2016.
  2. Lipton E, Abrams R. EpiPen Maker Lobbies to Shift High Costs to Others. The New York Times. September 16, 2016.
  3.   Parker-Pope T, Rabkin Peachman R. EpiPen Price Rise Sparks Concern for Allergy Sufferers The NewYork Times. August 22 2016.
  4.   Mylan finalizes $465 million EpiPen settlement with Justice Department. CNBC. August 17, 2017.
  5. Egan M. How EpiPen came to symbolize corporate greed. CNN Money. August 29, 2016.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Расти или умри - брутальная культура «черных компаний». Пример Revolut
Лучшие маркетинговые и PR кампании McDonald’s за последние 10 лет
Пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира. Оргия как стимулятор продаж
Что такое корпоративная легитимность, и что случается, когда она отсутствует
Последние слова Билла Гейтса, которые магнат произнес при уходе с поста совета директоров Microsoft
Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes - миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказалась
Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей - жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?
Борьба за власть в компании. Почему высокопоставленным руководителям трудно работать вместе - результаты исследований
Что такое бункерный менталитет, и как он погубил бренд Sony Walkman