Юмор в бизнесе. Мнения экспертов и научные факты

Время чтения: 6 мин.
Юмор в бизнесе. Мнения экспертов и научные факты
Юмор в бизнесе. [b]visor

Бизнес — это что-то очень серьезное. Люди бизнеса ориентируются на данные и факты. Их голова всегда занята всякими цифрами и таблицами. От этого их лица всегда серьезны (у самых крутых бизнесменов даже насуплены). А говорят они исключительно о показателях, прогнозах продаж и бизнес-моделях. В общем, юмор в бизнесе просто неуместен. Успеха добиваются только самые серьезные люди.

Это социальное клише глубоко вошло в сознание людей. В представлении обывателя, серьезность — неотъемлемый атрибут предпринимателей и управленцев. Однако эксперты с этой точкой зрения не согласны. Причем, не только теоретики, но и практикующие руководители и бизнесмены.

Юмор в бизнесе как важнейшая часть корпоративной культуры

Ричард Брэнсон
Ричард Брэнсон. Flickr/Jarle Naustvik

Ричард Брэнсон утверждает, что именно чувство юмора позволило ему создать Virgin Group. «Virgin построена на смехе», — пишет Брэнсон в своей книги The Virgin Way (Путь Virgin). Бизнесмен заявляет, что на протяжении своего пути в бизнесе он отлично проводил время со своими коллегами по бизнесу. Они много смеялись и веселились.[1]

Вспомним о том, что Брэнсон заработал более 4 млрд долларов, не имея никаких предпосылок вроде семейного бизнеса или стартового капитала.[2] И сам он приписывает значительную часть своего успеха своему чувству юмора. Он считает, что чувство юмора стало частью особой корпоративной культуры, которая позволила работникам Virgin самовыражаться и полностью посвящать себя компании.[1]

Чувство юмора и лидерство

Чувство юмора и лидерство
Leader-sheep. Pexels/Erkulila

Согласно данным исследований психологов, уместный юмор повышает статус лидера. Лидер с юмором приобретает в глазах окружающих больше уверенности в себе и компетентности. Неуместный юмор также воспринимается как знак уверенности, но вредит статусу лидера в плане его компетентности и интеллектуальных способностей. Поэтому лидерам и руководителям, претендующим на то, чтобы быть лидерами, имеет смысл пускать в ход свое чувство юмора. Но делать это нужно с осторожностью, учитывая особенности аудитории.[3]

Профессор Джеффри Голдштейн из университета Темпл также изучал то, как работает юмор в бизнесе. В частности, он установил, что при групповом принятии решений люди, которые пускают в ход чувство юмора, оказывают большее влияние на всю группу, чем те, кто постоянно остаются серьезными. Лучшие лидеры умеют совместить навыки коммуникации и убеждения с уместным юмором. Так им удается передать свои идеи другим и получить их поддержку.[4]

Чувство юмора и коммуникация

Юмор в бизнесе. Мнения экспертов и научные факты
Pexels/Pixabay

Ян Альтман, консультант по вопросам B2B продаж и развития бизнеса, пишущий для журнала Forbes, убежден в том, что «юмор — это элемент, интегрирующий связи между людьми.»[5] А что, как не связи между людьми, обеспечивает хорошую коммуникацию?

По мнению другого эксперта — Джо Дженкинса, проработавшего многие годы в рекламном бизнесе и консультирующего людей по вопросам развития чувства юмора, — юмор в бизнесе обладает колоссальным потенциалом. Дженкинс выделяет несколько эффектов, которыми обладает юмор в бизнесе. А именно [4]:

  • улучшает деловую коммуникацию
  • улучшает взаимоотношения
  • повышает уровень доверия и взаимопонимания
  • повышает «боевой дух» коллектива
  • в конечном счете, повышает уровень продаж и продуктивности работы

Юмор в бизнесе и в жизни — это навык, который можно развить

Юмор - это навык, который можно развить
Pexels/Pixabay

Комедиант, консультант и эксперт в области юмора, Эндрю Тарвин, считает, что чувство юмора — это не врожденная способность, а навык, который можно развить практически у любого человека.

«Существует непонимание относительно юмора. Будто это внутренняя способность, которой вы либо обладаете, либо нет. Но юмор — это навык. Его можно освоить», — заявляет Тарвин.[5]

Ян Альтман соглашается с Тарвином: «Не важно, кто вы и насколько вы забавны. У вас есть возможность, используя правильные речевые структуры, внести в свою речь немного юмора.»
Юмор — это «навык, которому можно обучиться», — считает Альтман. «Как и с любым навыком, чем больше вы тренируетесь, тем лучше вы его осваиваете.»


Дополнительно: Высказывание Стива Джобса из шести слов, ставшее лучшим уроком лидерства


  1. Feloni R. Richard Branson once pulled an extreme April Fool’s Day prank on a coworker — and got arrested. Business Insider. Mar 31, 2015.
  2. Profile: #478 Richard Branson. Forbes.
  3. Bitterly, T. B., A.W. Brooks, and M. E. Schweitzer. «Risky Business: When Humor Increases and Decreases Status.»Journal of Personality and Social Psychology 112, no. 3 (March 2017): 431–455.
  4. Jenkins J. Humor in business. Context Institute
  5. Altman I. Tips On How To Successfully Use Humor In Business. Forbes. Sep 18, 2018.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: