Сокращения численности персонала — одна из стандартных мер, которой руководство компаний обычно реагирует на кризисы. Как показывает история бизнеса, менеджмент крупных организаций редко бывает изобретателен. Как правило, на любую неприятную для организации ситуацию он отвечает одним и тем же набором действий: привлечение консультантов, реструктуризация, ребрендинг… но главное — сокращения .
Зачем проводятся сокращения численности персонала
Исследования, проведенные в США, Японии и Великобритании показали, что эта мера рассматривается менеджерами как один из предпочтительных способов выведения организации из сложных ситуаций.1-4 Оно и понятно, массовое увольнение позволяет в самые короткие сроки резко уменьшить затраты компании на персонал. Поэтому непосредственная цель сокращения численности персонала почти всегда одна — деньги.
Иногда это действительно вынужденная мера, необходимая для выхода из кризиса. Но случается и такое, что компания набирает персонал под определенный проект, а когда проект заканчивается, избавляется от ненужных работников. Еще один вариант — постоянное раздувание штата как следствие неумелого менеджмента, требующее периодического уменьшения числа работников.
Но самое главное, почему менеджеры так любят сокращения численности персонала, состоит в том, что это, вероятно, самый простой способ повышения акционерной стоимости организации, от которой нередко зависит трудоустройство самих менеджеров, и к которой часто привязана система бонусов менеджмента компании. 1-4
Так или иначе, сокращения могут оказаться полезными для бизнеса (хоть и не всегда), но создают плохую рабочую атмосферу и снижают уровень мотивации людей.5
Самые массовые сокращения численности персонала в истории бизнеса
История бизнеса знает немало массовых увольнений, когда люди покидали организации десятками тысяч. Когда и в каких компаниях проводились подобные сокращения численности персонала? Ниже приводится список. Обратим внимание на разнообразие причин, по которым они проводились.
7. Wells Fargo
Число уволенных: 26,5 тыс.
Когда: сентябрь 2018 года
Американский банк Wells Fargo в сентябре 2018 года объявил о сокращении 10% своих служащих. Это примерно 26,5 тысяч человек. Компания объявила, что это связано с использованием автоматизированных высокотехнологичных систем. Однако не стоит забывать и о том, что банк недавно оказался в центре нескольких скандалов и должен выплатить примерно 1 млрд долларов штрафов и компенсаций. 6
6. Hewlett-Packard
Число уволенных: 27 тыс.
Когда: май 2012 года
В 2011 году продажи продукции HP упали на 15%, поскольку значительная часть покупателей перешла с компьютеров на мобильные устройства. В 2012 году компания была вынуждена сократить 27 тыс. человек.
А вообще, сокращения численности персонала в Hewlett-Packard — дело обычное. За период с 2002 по 2015 годы компания сократила более 120 тыс. человек.6
5. Boeing
Число уволенных: 31 тыс.
Когда: сентябрь 2011 года
После терактов 11 сентября 2001 года гражданская авиация переживала не лучшие времена. Компании пришлось избавиться от 31 тысячи сотрудников коммерческих подразделений.6, 7
4. Ford
Число уволенных: 35 тыс.
Когда: сентябрь 2001 года
В 2001 году дела шли плохо и у Ford. Продажи упали на 6%, а по окончании года компания отчиталась об убытках в размерах 5,45 млрд долларов. Компания решила снять с производства несколько своих моделей (Ford Escort, Mercury Cougar, Mercury Villager, Lincoln Continental) и сократить 25% персонала. 6, 7
3. General Motors
Число уволенных: 47 тыс.
Когда: февраль 2009 года
Компания GM стала жертвой глобальной рецессии и конкуренции со стороны японских автопроизводителей. В 2009 году она готовилась объявить себя банкротом и попросить помощи у правительства США. В рамках подготовки были закрыты пять заводов GM, прекращено производство внедорожников Hummer, сокращена линейка Pontiac и уволено 47 тыс. человек. 6, 7
2. Citigroup
Число уволенных: 50 тыс.
Когда: ноябрь 2008 года
В ноябре 2008 года компания Citigroup сообщила о сокращении 14% своих служащих. Причина — мировой финансовый кризис. 6, 7
1. Рекордные сокращения численности персонала в IBM
Число уволенных: 60 тыс.
Когда: июль 1993 года
В начале 1990-х с появлением персональных компьютеров основной бизнес компании IBM начал устаревать. Компании потребовался пересмотр концепции всего бизнеса и реструктуризация. В рамках этих активностей были сокращены 60 тыс. работников компании.7
- Baumol, W. J., Blinder, A. S. & Wolff, E. N. (2003). Downsizing in America: Reality, Causes and Consequences. New York: Russell Sage Foundation. See also the American Management Association annual surveys since 1990.
- Sahdev, Kusum; Vinnicombe, Susan; Tyson, Shaun (1999). «Downsizing and the changing role of HR». The International Journal of Human Resource Management. 10 (5): 906–923.
- Mroczkowski, T. and Hanaoka, M. (1997), ‘Effective downsizing strategies in Japan and America: is there a convergence of employment practices?’, Academy of Management Review, Vol.22, No.1, pp. 226–56.
- Mellahi, K. and Wilkinson, A. (2004) Downsizing and Innovation Output: A Review of Literature and Research Propositions, BAM Paper 2004, British Academy of Management.
- Noer, David (2009). Healing the Wounds: Overcoming the trauma of Layoffs and Revitalizing Downsized Organizations (2nd ed.). Jossey-Bass.
- Whiteman D. The Biggest Corporate Layoffs of the Century (So Far). Moneywise. Feb 11, 2019.
- Zillman C. The 10 biggest corporate layoffs of the past two decades. Forbes. Sep 20, 2015
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Город Иу, поставляющий две трети всех рождественских товаров в миреПорядка 60% мировых рождественских товаров экспортируется из единственного города. Город Иу в Китае известен как крупнейший центр оптовой...
- Как похвалить начальника. Рекомендации экспертовСоветы экспертов: как похвалить начальника и при этом не показаться подхалимом, не испортить ни с кем отношения и не навредить своей карьере.
- Скука на работе как источник мотивации и стимулятор творческого подхода. Результаты исследованияРезультаты исследований свидетельствуют, что скука на работе иногда выступает как источник мотивации и стимулирует творческое мышление...
- Как возникла производственная система ТойотаПроизводственная система Тойота является самостоятельным объектом изучения и считается чуть ли не самым значимым достижением Toyota. Возникла она за долгие годы работы …
- Управление кризисом: кейсы PepsiCo и Cadbury — два подхода, разные результатыPepsiCo и Cadbury в разное время пережили серьезные кризисы. Управление кризисом в Pepsi и Cadbury было весьма разным. И результаты оказались разными...
- Умный ответ на вызовы рынка. IKEA внедряет принципы философии циркулированияПотребительское поведение на рынке мебели меняется, и IKEA отвечает расширением своей бизнес-модели и применением принципов философии циркулирования.
- Элизабет Холмс и Theranos — история успеха и история обмана. Как пустые слова можно обратить в миллиарды.История Theranos и Элизабет Холмс демонстрирует, что пустые слова можно обратить в миллиарды. Холмс - выдающаяся личность, начиная с голоса...
- Корпоративный синдром Мюнхгаузена. Когда работники создают проблемы, чтобы их решатьКорпоративный синдром Мюнхгаузена - феномен, когда работники, создают проблемы, чтобы их решить и получить одобрение начальства. Карьера...
- Расти или умри — брутальная культура «черных компаний». Пример RevolutЧерные компании - японский термин, означающий сверхэксплуатирующие и агрессивные к своим работникам организации, обладающие брутальной культурой. Примером служит британский Revolut.
- Удовлетворенность клиента — лучшая стратегия бизнеса. Кейс Home DepotУдовлетворенность клиента - основа успешного бизнеса. Доказательством этого служит компания Home Depot. Один из основателей компании догонял клиентов на парковке, чтобы узнать, …
- Неиссякаемый источник креативности для бизнеса — секрет от создателя многочисленных технологических компанийЧтобы конкурировать бизнесу необходимы творческие подходы. Источник креативности можно найти в самом неожиданном месте, считает успешный...
- Ваши работники ходят по собеседованиям? Это хорошо — считают в LinkedIn и NetflixВо многих современных успешных компаниях, таких как LinkedIn, Netflix и др., не видят проблемы, если их работники ходят по собеседованиям в другие …
- Человек-Мишлен, он же Бибендум. Странная история странного маскота MichelinЧеловек-мишлен, известный также как Бибендум, - один из самых странных маскотов. История его появления тоже странная. Компания Michelin...