Как реагирует большинство компаний на сложные времена? Как правило, фантазии менеджмента хватает на стандартный набор действий: реструктуризация, сокращения, ребрендинг, смещение дедлайнов и повышение давления на подразделения в надежде «выжать» из них еще немного усилий. Иногда это помогает, но чаще переводит проблемы компании из острого в хроническое состояние и консервирует их в таком виде.
Расширение бизнес-модели IKEA
Иначе решили подходить к преодолению сложных времен в IKEA. 2018 год выдался для компании не самым удачным. В последнее время на рынке мебели наблюдается изменение потребительского поведения, что ведет к снижению продаж IKEA. В 2018 году это проявилось уменьшением выручки.1
Компания решила ответить расширением своей бизнес-модели. Вскоре мебель IKEA можно будет не только купить, но и взять в аренду.1 Это, казалось бы, достаточно простое решение, на самом деле, отражает весьма серьезные процессы, происходящие в компании.
Здесь стоит отметить, что долгие годы бизнес-модель IKEA оставалась неизменна. Даже наступление эры интернет-торговли не подвигло компанию на отказ от формата больших демонстрационных залов с образцами интерьерных решений от дизайнеров IKEA.
И это работало. Однако результаты прошлого года демонстрируют необходимость предложения клиенту чего-то нового, учитывающего современные тенденции потребления.
Не покупать, а получать доступ
Этим новым стала концепция «продукт как сервис» (product-as-a-service (PaaS)). В наше время все большее значение приобретает т.н. философия циркулирования (circular philosophy). Все больше потребителей стремятся меньше покупать вещи, а больше «получать доступ» к ним.1
По такому принципу работают облачные решения в интернете. Вам теперь не нужно покупать мощную вычислительную технику, чтобы использовать программное обеспечение, требующее большие вычислительные мощности. Для этого есть облако.
Точно так же, в наше время в долгосрочную аренду можно взять, скажем, автомобиль или какой-нибудь офисный аппарат. Несложно представить себе, что вскоре подобные сервисы распространятся на многие потребительские товары. Такая модель потребления обеспечивает гибкость оплаты и уменьшает риск отставания от стремительно меняющихся трендов технологий и моды.
Подрывная инновация
Пока это лишь тенденция, но IKEA уже уловила ее и начала развитие нового направления бизнеса. Некоторые эксперты считают, что, запуская это направление, IKEA выступает одним из пионеров своего рода подрывной инновации1, т.е. инновации, которая сделает старые бизнес-модели, основанные на продаже в собственность, неконкурентоспособными.2
Действительно, скорость изменений на потребительском рынке крайне велика. Скажем, на рынке компьютеров, телефонов и гаджетов купленный продукт устаревает, как только происходит релиз новой модели или улучшенного продукта конкурентов. Например, покупая смартфон новейшей модели, можно не сомневаться, что через несколько месяцев он перестанет быть чем-то действительно новым.
Что касается мебели, тренды меняются здесь не столь стремительно. Тем не менее, легко представить себе ситуацию, когда мебель требуется на определенное время. Например, если вы селитесь в каком-либо городе на короткое время, вам вполне может захотеться обставить свое временное жилье новой мебелью (или мебелью, прошедшей починку, радикальную чистку и выглядящей как новая). Это сэкономит ваши деньги, а позже вам не придется думать над тем, как избавиться от мебели. Кроме того, аренда мебели вполне может прийтись по вкусу тем, кто любит часто менять интерьер.
Скорость перемещения людей по свету и все большее стремление к разнообразию, действительно, делают инновацию по сдачи мебели в аренду подрывной. Очень скоро она может вытеснить традиционную продажу и занять ее место. И не исключено, что именно IKEA создаст этот новый рынок.
1. Van Riel A. IKEA is making a huge change by renting out furniture— and it’s a prime example of the kind of thinking more companies need to be doing. Business Insider. Mar 13, 2019.
2. Ab Rahman, Airini & Abdul Hamid, Umar Zakir & Chin, Thoo. (2017). Emerging Technologies with Disruptive Effects: A Review. PERINTIS eJournal. 7. 111-128.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Что означает название KodakСуществует несколько популярных версий того, как появилось название Kodak. По некоторым данным, в названии компании зашифровано...
- Burma-Shave — компания, отправившая человека на Марс. Странные результаты необычной рекламной кампанииКомпания Burma-Shave попала в неудобную ситуацию. Покупатель всерьез воспринял ее шутливую рекламу и потребовал, чтобы его отправили на Марс.
- Технологии пришельцев на службе капиталу. Реверсивный инжиниринг НЛО — лучшая инвестиция, считают некоторые инвесторы и предпринимателиЧеловеческие технологии уже не впечатляют. Хотите разбогатеть, инвестируйте в технологии пришельцев, считают инвесторы. Реверсивный инжиниринг НЛО...
- Культура организации. Понимание механизмов ее формирования — ключ к развитию компанииС позиций организационной социологии, корпоративная культура - это своеобразный фильтр, который пропускает приемлемые для организации влияния и отсеивает неприемлемые. При этом, речь …
- Как компания Hugo Boss производила униформу для национал-социалистов и вермахтаИстория компании Hugo Boss началась в 1930-х. Компания Hugo Boss производила униформу для гитлеровских элитных подразделений - СС, СА и...
- Искусство войны и стратегия. «Искусство войны» Сунь Цзы как основа стратегического менеджмента. И не только…Древнекитайский трактат Искусство Войны полководца Сунь Цзы был написан в 3 веке до н.э. Тем не менее, он актуален и сегодня для …
- Отвлекающие факторы на работе опаснее, чем могут казатьсяПо данным ученых, отвлекающие факторы на работе снижают продуктивность труда на 59% и ведут к преждевременной усталости. Но, что еще хуже...
- Неиссякаемый источник креативности для бизнеса — секрет от создателя многочисленных технологических компанийЧтобы конкурировать бизнесу необходимы творческие подходы. Источник креативности можно найти в самом неожиданном месте, считает успешный...
- Фредди Фиггерс — младенец, найденный на помойке, заработавший 62 млн. долларовКогда ему было несколько дней от роду, Фредди Фиггерс был найден на помойке. Сегодня это 30-летний бизнесмен, заработавший 62 млн. долларов.
- Работодатель против профсоюза. Delta Airlines предлагает работникам играть в видеоигры вместо борьбы за свои праваАвиакомпания Delta развернула кампанию «работодатель против профсоюза» и предлагает работникам не бороться за права, а играть в видеоигры.
- Объективная оценка персонала в реальном времени. Опыт IBMТрадиционная система оценки персонала - разработка 1990-х. Сегодня необходимы новые подходы к процессу оценки. Обратимся к опыту IBM.
- Илон Маск об инновациях: технологии не улучшаются сами по себеИлон Маск - один из самых инновационных бизнес-лидеров. Что на самом деле думает Илон Маск об инновациях. Одной короткой фразой он...
- Чувство юмора как часть корпоративной культуры. Ричард Брэнсон никогда его не терял. Именно оно помогло создать Virgin GroupРичард Брэнсон одним первоапрельским утром оказался в тюремной камере в одном домашнем халате. Пояс от халата у него изъяли во избежание суицида …