Автомобиль Ford Pinto был представлен покупателям в 1970 году. Предполагалось, что эта компактная, экономичная и недорогая модель позволит компании прочно занять нишу на рынке малолитражных автомобилей, который в тот момент начал заполняться главным образом продукцией Volkswagen.
Почему автомобиль Ford Pinto оказался смертельно опасным, и как компания реагировала на гибель автомобилистов
Разработка модели Pinto включала ряд процессов проверки безопасности автомобиля. Один из них, а именно краш-тест, выявил, что при столкновении сзади возникает моментальная утечка бензина из топливной системы. Более сорока тестов продемонстрировали небезопасность Ford Pinto. Тем не менее, компания решила не менять конструкцию автомобиля, поскольку конкуренция быстро нарастала, и любая задержка вела бы к потере доли рынка.
Результатом стало около 500 смертей в результате возгорания автомобиля при задних столкновениях. Когда сообщения о смертельных авариях начали поступать в компанию, она провела анализ и решила… не менять конструкцию автомобиля.[1]
Pinto memo — обоснование отсутствия отзыва смертельно опасной модели с рынка
Основанием для такого решения стал аналитический документ, вошедший в историю как «Pinto memo». В нем приводились расчеты, предполагающие, что внесение конструктивных изменений в модель потребует затрат в размере 121 млн долларов, в то время как выплаты жертвам катастроф (или их родственникам) обойдется компании всего в 50 млн долларов. Опираясь на ресчеты, приведенные в Pinto memo, компания и приняла решение не отзывать Ford Pinto с рынка и не вносить в модель конструктивные изменения. [2]
В конце концов публичный резонанс достиг такой степени, что правительство США, несмотря на то, что у Ford имелось в нем мощное лобби, заставило компанию отозвать продукт. 1,5 миллиона машин были удалены с рынка в 1978 году.[3]
Когда система контроля безопасности бессильна
История Ford Pinto не является результатом сбоя системы контроля безопасности продукции. Система контроля сработала. Дефект модели был выявлен еще до того, как первый автомобиль оказался на рынке. В компании прекрасно знали о проблеме, но не приостановили вывод продукта на рынок.
Безопасность покупателей Ford Pinto не имеет никакого значения
Трагедия Ford Pinto произошла, поскольку компания была ориентирована не на клиента и не на безопасность, а на обогащение и доминирование. И вся эта ситуация повторилась вновь, даже когда появились сообщения о гибели людей из-за конструктивного дефекта модели.
Компанию в то время возглавлял небезызвестный Ли Якокка. И он лично заявлял, что безопасность покупателей продукции Ford не имеет никакого значения.[1]
Скорость важнее качества
Есть и еще одно обстоятельство, которое необходимо упомянуть в связи с Ford Pinto.
В среднем разработка автомобиля с возникновения идеи продукта до его выведения на рынок занимает около 43 месяцев. Это связано, в том числе, с тем, что разработка имеет определенные этапы, реализующиеся в определенной последовательности. Как правило, производственная линия налаживается только после того, как были пройдены основные испытания прототипа, включая краш-тесты.[1]
Но если компания ориентирована исключительно на обогащение и захват новых рынков, то она готова пойти даже на абсолютно неадекватные изменения отработанных десятилетиями технологических процессов ради наживы и доминирования.
Время разработки модели Pinto было сокращено до 25 месяцев за счет того, что тестирование продукта и наладка лини осуществлялись параллельно. Менеджмент Ford, и особенно Ли Якокка, настолько стремились ускорить вывод продукта на рынок, что потребовали изменения процесса разработки.
Если исправление ошибки требует затрат, игнорируйте ее
В результате когда выяснилось, что модель имеет дефект, линия уже была готова к серийному производству. Устранение дефекта потребовало бы переоборудования производственной линии. А это долгий и дорогостоящий процесс.[1]
Компания не была готова пожертвовать скоростью ради качества. Качество продукции и ее безопасность явно не являлись ее приоритетами. В итоге Ford Pinto не только стал причиной гибели людей. Он стал причиной колоссальных убытков, связанных с отзывом. И черным пятном лег на репутацию производителя.[1]
Уроки Ford Pinto
История Ford Pinto позволяет сделать несколько выводов.
Когда компания гонится за прибылью, не думая о своих клиентах, это может дорого обойтись как ей самой, так и ее клиентам. Но затраты на отзыв продукта — восполнимая потеря. А вот погибшие покупатели продукции Ford навсегда останутся на совести компании. Pinto memo всегда будет ярким свидетельством высшей степени цинизма и безответственности.
Безопасностью и качеством нельзя жертвовать ни при каких условиях. А отработанные процессы разработки и производства не должны меняться из-за капризов руководства. Если они не соответствуют нуждам компании, их изменения должны быть продуманными и постепенными. Скорость важна, поспешность — губительна.
И, наконец, компания может иметь совершенные процедуры. Но если они противоречат идеологии и культуре организации, работать они не будут. Как нам демонстрирует история Ford Pinto, компания может ими легко пренебречь. Если организации безразлична жизнь и безопасность клиентов, что уж говорить о процедурах.
Далее: Ford Edsel — любимый бизнес кейс Билла Гейтса. Какие уроки можно из него извлечь?
- Dowie M. Pinto Madness. Mother Jones. September/October 1977.
- Neil D. The 50 Worst Cars of All Time. Time. April 25, 2017.
- Stuart R. Ford Orders Recall Of 1.5 Million Pintos For Safety Changes. The New York Times. June 10, 1978.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Tesla Roadster и Стармен — к звездам под Дэвида БоуиTesla Roadster - первый в истории автомобиль, отпавленный в космос. Крыша спортивного кабриолета открыта, за рулем расположился Стармен, на экране бортового компьютера …
- Ночь со звездой в качестве нематериального стимулированияКитайская компания предложила работнику месяца ночь со звездой фильмов для взрослых в качестве нематериального стимулирования. Правда потом передумала.
- Речевые характеристики лидеров. Безос — организатор, Кук — советник, Цукерберг — оригиналСогласно исследованию, речевые характеристики лидеров могут стать ключом к пониманию культуры организаций, возглавляемых ими. Существуют шесть психотипов...
- Пиар или реальные действия. Два подхода к управлению кризисом. Кейс British PetroleumРазлив нефти в Мексиканском Заливе привел к кризису в компании British Petroleum. В ответ вместо реальных действий компания развернула пиар-кампанию.
- Лучшие маркетинговые и PR кампании McDonald’s за последние 10 летЗа последние годы компания McDonald’s провела немало качественных маркетинговых и PR кампаний. Лучшие PR кампании McDonald’s...
- Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работатьУспех человека зависит от его эмоционального интеллекта. Поэтому недостаток эмоционального интеллекта опасен. Ученые выявили генетические факторы, определяющие эмоциональный интеллект.
- Фаворитизм, непотизм и кронизм — опасные заболевания организационной культурыФаворитизм - несправедливый патронаж, назначение на должности, не соответствующие квалификации фаворитов. Непотизм и кронизм - варианты фаворитизма. Например...
- Высказывания Илона Маска о коронавирусе создали ему репутацию «технологического ковидиота No. 1» — по версии New York PostВ последнее время Илона Маска часто критикуют за пустословие. Высказывания Илона Маска о коронавирусе и последовавшие дела еще раз демонст...
- С чего начинается бизнес? Иногда с попойки. История фармацевтического гиганта Genentech началась в пивнойИстория Genetech, многомиллиардного фармацевтического гиганта, началась в пивном баре. Профессор биологии Герберт Бойер и безработный Боб Свонсон придумали компанию, сидя за пивом …
- Несдержанные обещания Илона МаскаЗа последние годы Илон Маск дал немало обещаний, которые не смог сдержать. В 2018 году Маск пообещал, что в Tesla больше не …
- Самые нелепые провалы бизнес-проектов как иллюстрация проблем проектного управленияОрганизация работы по типу проекта имеет весьма серьезные дефициты. Приведенные кейсы иллюстрируют основную проблему проектного управления, а именно...
- Эффективность команды связана с разнообразием ее составаСогласно исследованиям ученых, эффективность команд напрямую зависит от разнообразия их состава. Поэтому в команды надо включать людей с разными профилями и культурой
- Предсмертное письмо Стива ДжобсаСоздатель Apple покинул пост главы компании в августе 2011 года, в ноябре он скончался. Предсмертное письмо Стива Джобса, обращенное к...