Взгляд на бизнес и управление Коносуке Мацуситы. Компании на службе обществу

Время чтения: 8 мин.

Коносуке Мацусита – одно из самых значимых имен в мире бизнеса ХХ века. Достаточно сказать, что он являлся создателем таких брендов как Panasonic, National и Technics, некогда доминировавших на мировом рынке электроники. Мацусита создал одну из самых успешных японских компаний – Matsushita Electric Industrial. А кроме всего прочего, он стал автором многих идей в области управления, которые не только кажутся актуальными и в наше время, но, по всей вероятности останутся актуальными еще на многие десятилетия, как бы стремительно ни менялся мир бизнеса в XXI веке.

Коносуке Мацусита
Коносуке Мацусита. YouTube/Centro de Medios UVAQ

Дело в том, что главные идеи Мацуситы строятся не на каких-то надуманных теориях, а на человеческой мудрости и деловой проницательности. А значит и через много лет они не утратят своей актуальности.

Особенностью философии менеджмента Коносуке Мацуситы является ее выраженная социальная направленность и отрицание бизнеса как сугубо частного дела, а также взгляд на коммерческую деятельность через призму общечеловеческих ценностей. Ниже приводятся основные принципы, лежащие в основе философии Коносуке Мацуситы.

Крепкие основы

По мнению Мацуситы, чтобы строить бизнес, необходимо, прежде всего, создать для него крепкий фундамент. В число качеств руководителя входят лидерские качества, способность принимать решения, умение предвидеть, инициативность и чувство ответственности. Но важнейшим фактором, позволяющим добиться успеха в бизнесе, является наличие цельной философии управления.

Прежде всего, необходимо ответить на такие, казалось бы, простые, но, на самом деле, весьма сложные вопросы как: «Каково предназначение моей компании?», «каков смысл ее существования?» и «какой я хочу видеть ее в будущем?».1 Иными словами, необходимо определиться с миссией бизнеса.

Казалось бы, в нашу эпоху, когда практически у каждой компании имеются заявления о миссии, ценностях и видении, эти вопросы звучат довольно банально. Вот только, почему так много компаний действуют вслепую, не имея некой центральной идеи, вокруг которой они выстраивали бы свою работу? Почему многие организации в своем заявлении о миссии декларируют одно, а действуют совершенно другим образом?

По представлениям Коносуке Мацуситы, только честно и продумано ответив на вопросы предназначения и будущего вашей компании, можно в полной мере реализовать свои качества лидера и бизнесмена.

Во всем, что делает бизнесмен и руководитель, он должен учитывать жизнь в целом, которая говорит, что правильно, а что нет, и формирует его взгляд на общество, свою страну и весь мир. А главнейшим законом жизни является принцип рождения и упадка, гласящий, что все новое стареет, а старое приходит в упадок, открывая путь новому. Менеджмент должен учитывать этот закон природы, понимая, что и он сам – часть бесконечного цикла. 1

Ответственность перед обществом

«Как ни старайся удовлетворять свои материальные потребности, счастья не видать, если нет покоя в душе» — говорит Коносуке Мацусита. Однако он признает, что и материальное изобилие – один из важнейших факторов не только счастья, но и самого существования человечества. Поэтому истинное счастье являет собой единство материальной и духовной составляющих. И это двуединство олицетворяет собой и важность работы в области материального производства, и огромную ответственность перед обществом, лежащую на компаниях, деятельность которых Мацусита рассматривает как обязанность, а не как привилегию.

Он считает, что бизнес – дело отнюдь не частное. Даже если предприятием владеет бизнесмен или акционеры, речь все равно идет об организации, представляющей собой часть общества. Поэтому руководитель компании должен принимать любые решения так, будто он служащий, поставленный во главе общественной корпорации, и в любой ситуации проявлять социальную ответственность.

Сам Мацусита, управляя основанной им Matsushita Electric, взял себе за правило делать это таким образом, как если бы он управлял общественной собственностью.2

Качества руководителя

Учитывая роль и ответственность компаний в общественной жизни, помимо лидерских качеств, интеллекта и знаний, их руководители должны обладать широтой взглядов и высокими моральными принципами. Они должны понимать, что истинная цель их деятельности – добиваться того, чтобы жизни людей становились богаче, а экономика в целом – процветала. Руководителю и предпринимателю должна быть присуща деловая мораль, проявляющаяся во всех его действиях.3

Прибыль

Прибыль – инструмент, за счет использования которого предприятие принимает на себя общественный статус, поскольку компания может вносить существенный вклад в жизнь общества, только обеспечивая достаточную норму прибыли. Чрезвычайно важно получать разумную прибыль и таким образом вносить свой вклад в развитие общества, вознаграждать инвесторов и работать на благо потребителей. А вот получение сверхприбылей недопустимо.

Что касается прибыли предприятия и его отдельных работников, Коносуке Мацусита считает, что она является не самоцелью, а лишь наградой за их вклад в общество и благосостояние потребителей.3

Коносуке Мацусита
Коносуке Мацусита. YouTube/Centro de Medios UVAQ

Капитал

Согласно представлениям Мацуситы, капитал должен принадлежать публичной сфере и не являться частной собственностью отдельных людей. Капитал представляет собой инструмент, который предприниматель может использовать как распорядитель общественного имущества. Представления о капитале как средстве удовлетворения потребностей отдельных людей означала бы создание тирании капитала за счет благотворительной пользы, которую он способен принести.

Движущей силой конкуренции должны быть не размеры капиталов различных предприятий, а качеств и цена их продукции. Мацусита уверен, что неограниченное применение силы капитала должно быть ограничено, как ограничено применение людьми физической силы и жестокости.4

Конкуренция

Дух соперничества полезен для развития промышленности, но конкуренция должна подчиняться принципам справедливости и порядочности. Если борьба за рынок ведется нечестными и аморальными способами – это спровоцирует хаос и нанесет урон обществу.

Конкуренция ради конкуренции недопустима. Она должна идти на пользу обществу и экономике, а не разрушать их.

Понимая какие беды наше опрометчивое, неосмотрительное поведение может принести другим (даже если они наши конкуренты), необходимо иметь в вопросах конкуренции чувство меры и применять принципы самоограничения.

Нездоровое стремление во что бы то ни стало одержать победу неприемлемо в бизнесе. И даже если конкуренты используют грязные методы игры, не следует отвечать тем же. Тот, кто наделен силой и знает себя, должен сохранять спокойствие независимо от ярости обрушивающихся на него атак.

Для каждого найдется место, чтобы реализовать себя, не распихивая остальных локтями, а приветствуя их как коллег.4

Персонал

Неважно насколько прогрессивные методы управления используются на предприятии, без людей, способных выполнять работу, они бессмысленны. В деле управления бизнесом самое главное – это найти подходящих людей, обучить и воспитать их для выполнения дела компании.

Важно помнить, что даже в сольном концерте участвует не один солист, а множество людей обеспечивающих его подготовку и проведение.5

Основа управления компанией – совокупная мудрость ее работников

Управление должно осуществляться путем аккумулирования мудрости всех ее работников. Оно невозможно усилиями единственного лидера. Лидер обязан создать условия, в которых компания управляется объединенным разумом и знаниями всех ее участников. Создание атмосферы, в которой все работники могут свободно вкладывать свои опыт и идеи в общее дело – обязанность руководителя.

Руководителю следует призывать всех думать и предлагать идеи. Самолюбие начальника не должно вторгаться в сферу менеджмента.5


1. Мацусита К. Философия менеджмента. Москва. Альпина Паблишер, 2016, 9-13.

2. Мацусита К. Философия менеджмента. Москва. Альпина Паблишер, 2016, 13-17.

3. Мацусита К. Философия менеджмента. Москва. Альпина Паблишер, 2016, 12-20.

4. Мацусита К. Философия менеджмента. Москва. Альпина Паблишер, 2016, 20-24.

5. Мацусита К. Философия менеджмента. Москва. Альпина Паблишер, 2016, 22-28.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: