Нравится нам это или нет, но бизнес — это одна из тех областей деятельности человечества, где иногда говорится больше, чем делается или говорится одно, а делается другое. Менеджеры нередко адресуют пустые слова подчиненным, а подчиненные платят им тем же. Руководители организаций часто пустословят на корпоративных сайтах, на переговорах с потенциальными и действительными партнерами, в пресс-релизах и на корпоративных или отраслевых мероприятиях. PR-отделы проводят свои рабочие дни, создавая сообщения, адресованные обществу и направленные на создание нужного имиджа организации.
Андре Спайсер, профессор организационного поведения Лондонского Университета, замечает, что в наше время уметь правильно пустословить в корпоративной жизни важнее, чем добиваться долгосрочных результатов. Он даже предлагает для этого пустословия специальный термин: бизнес-лажа (business bullshit). Свои соображения на эту тему он излагает в книге с соответствующим названием — «Бизнес-лажа» («Business bullshit»).[i]
Разумеется, бывает просто болтовня, не несущая никакой смысловой нагрузки, связанной с организацией. Например, работники обсуждают свои домашние дела или вчерашний футбольный матч. Такие разговоры нас мало интересуют. Нас интересуют только те высказывания, которые могут повлиять на имидж организации или ее рабочие процессы. Именно такие высказывания могут представлять собой декларативные сообщения. Определимся с тем, что такое декларативные сообщения.
Декларативные сообщения – это вербальные сообщения, содержащие личную тенденциозную интерпретацию фактов и создающие определенное отношение к организации.
По сути, декларативные сообщения — это слова, не подкрепленные действительностью. При этом их следует отличать от лжи, когда субъект передающий сообщение, сам осознает несоответствие истине как самого этого сообщения, так и убеждений, на создание которых оно направлено, при том, что объект лжи не осознает ни того, ни другого.
Декларативные сообщения порождают несколько иную ситуацию. Во-первых, в большинстве случаев, они носят ярко выраженный символический характер, а потому существуют в разных плоскостях с реальностью. Это сближает их с корпоративной символикой. Никому ведь не придет в голову обвинить компанию во лжи от того, что ее логотип не соответствует действительности. Как он вообще может ей соответствовать? Это же символ.
Во-вторых, в том, что касается декларативных сообщений, между субъектами, на которых они направлены, и организацией, от которой они исходят, по умолчанию существует негласное и порой неосознанное соглашение — декларативные сообщения не подвергаются сомнению, но и не принимаются в качестве истины. Понимая символическую природу декларативных сообщений, люди иногда вообще не склонны придавать им большого значения. Многие ли, прежде, чем начать работать с компанией-партнером, изучают ее декларативные ценности и видение? Многие ли всерьез воспринимают красивые слова, представленные на сайтах их собственных организаций, если эти слова расходятся с делами? Тем не менее, иногда декларативные сообщения все-таки могут вводить в заблуждение, особенно когда человек или организация имеют дело с незнакомой компанией. И в этом их опасность.
В-третьих, декларативные сообщения строятся не столько на фактах реальной жизни, сколько на их интерпретации. А интерпретация дает значительную свободу в выявлении смыслов изучаемого объекта. Логическим следствием этого является мысль о том, что там, где речь идет об интерпретации, солгать практически невозможно.
И действительно, можно ли усмотреть ложь, например, в таком сообщении: «Мы — одна из лидирующих компаний отрасли. Наш самый ценный ресурс — наши люди. Наша основная ценность — интересы клиентов. Мы работаем на пользу российской экономики и общества». Элементы этого высказывания можно найти в различных декларативных сообщениях тысяч компаний. И в нем нет ни слова вранья. Для проверки любого из посылов данного набора клише просто не существует конвенциональных критериев, и оспорить ни один из них невозможно. Можно взглянуть на ситуацию под несколько абсурдным углом и убедиться в том, что настолько же обоснованным было бы следующее утверждение той же компании: «Мы — аутсайдер отрасли. Люди для нас ничего не значат. Наша основная ценность — собственное обогащение. Польза экономики и общества нам безразличны».
Которое из приведенных сообщений соответствует
действительности, нам неизвестно (если вообще одно из них ей соответствует).
Чаще бывает так, что организация декларирует первое сообщение, а на деле к ней
применимо второе. Слова мало что значат вне контекста.
[i] Spicer A. From inboxing to thought showers: how business bullshit took over. The Guardian. November 23, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Корпоративные герои — вдохновляют ли работников рассказы о нихВо многих компаниях существуют свои корпоративные герои. Их истории призваны вдохновлять и устанавливать стандарты. Однако...
- Uber возобновляет использование беспилотных такси после девятимесячного перерыва, связанного со смертельным ДТП. Но решены ли проблемы, из-за которых оно произошло?Компания Uber активно работала над беспилотными такси и даже запустила в тестовом режиме несколько автомобилей на улицы городов. Однако после смертельного ДТП …
- За любовь Господа – произведение современного искусства себестоимостью 15 млн фунтов стерлинговЗа любовь Господа - произведение современного искусства, авторм которого является известный современный художник Дэмиен Херст. Скульптура представляет собой человеческий череп инкрустированный более …
- Гибкая стандартизация — основа производственной системы ToyotaВ основе производственной системы Toyota лежит гибкая стандартизация, позволяющая одновременно закрепление эффективных процессов и организационное обучение.
- Когда проект «убивает» продукт. Кейс Windows VistaWindows Vista стал одним из самых неудачных продуктов Microsoft, благодаря неправильной организации проекта его разработки. Результатом стал не тот продукт, который хотела …
- Убеждая инвесторов, не забудьте понизить голос. Элизабет Холмс поступала именно такПо-мужски низкий голос Элизабет Холмс из Theranos оказался инструментом обмана, помогающим ей получать деньги инвесторов.
- Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказаласьОфисные стикеры Post-It Notes были изобретены случайно. Компания не хотела выводить их на рынок. Когда они достигли рынка произошла революция коммуникации.
- Корпоративный стокгольмский синдромПсихологи всерьез заговорили о том, что существует корпоративный стокгольмский синдром. Работодатель плохо обращается с работником, но...
- Гибкий график мотивирует не хуже дорогостоящих мотивационных программ. Данные экспертов и пример из практикиГибкий график мотивирует работников лучше, чем бонусы и корпоративные привилегии. Об этом свидетельствуют мнения экспертов и реальный опыт...
- Чтобы создать сильную команду, не следует нанимать людей, похожих на вас. Мнение главы HR из NetflixСоздать сильную команду непросто. Основной секрет здесь - не нанимать людей, похожих на вас. Так считает глава HR из Netflix, Патти Маккорд.
- Секрет продуктивности — меньше, но интенсивнееПо данным исследований секрет продуктивности состоит в сокращении времени, проводимого за работой, но повышении интенсивности загрузки.
- Истории успеха не учат. Менеджеры и компании учатся на историях неудач. ИсследованиеПо данным ученых, изучение чужого негативного опыта гораздо ценнее, чем изучение позитивного опыта. Поэтому истории успеха бесполезны в...
- Дональд Трамп в Симпсонах и Южном ПаркеДональд Трамп в Симпсонах пленяет Гомера своими волосами. Гомера затягивает в шевелюру, где он совершает невероятное путешествие в миры Трампа. В Южном...